Формирование у учащихся теоретических и исторических знаний о музыке
Задачи и содержание музыкально-исторической деятельности. Методические подходы к отбору содержания и организации музыкально-исторической деятельности.
Направленность музыкально-исторической деятельности обучающихся на освоение обучащимися знаний о музыке различных исторических эпох, музыкально-исторических стилях, творчестве композиторов прошлого и настоящего.
Задачи и содержание музыкально-теоретической деятельности. Методические подходы к отбору содержания и организации музыкально-теоретической деятельности.
Направленность музыкально-теоретической деятельности на освоение музыкальных знаний о музыке, умений анализировать музыкальные произведения; на развитие музыкального слуха, музыкального мышления; на познание образной природы музыкального искусства.
Задачи и содержание музыкально-теоретической деятельности
В теории музыкального образования подчеркивается, что ос новное предназначение теоретической деятельности учащихся заключается, прежде всего, в развитии музыкальной грамотности учащихся в широком смысле этого слова, а также и в узком значении - как нотной грамоты.
Музыкальпо-теоретическая деятельность предусматривает усвоение учащимися теоретических знаний о музыке, формирование умений и навыков оперировать ими в процессе непосредственного общения с музыкой и размышления о ней.
В рамках общего музыкального образования музыкально-теоретическая деятельность учащихся включает в себя усвоение знаний, формирование умений и навыков, связанных с постижением:
в) закономерностей музыкального искусства, его природы;
б) форм бытования музыки, творчества композиторов, испол
нителей, слушателей;
в) элементарной нотной грамоты.
На ступени начального общего образования музыкально-теоретическая деятельность учащихся направлена на:
• освоение музыкальных знаний о музыке, соответствующих музыкальных умений анализировать музыкальные произведения и на этой основе - становление музыкальной культуры учащихся;
• развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, на основе приобретенных музыкально-теоретических знаний и умений;
• познание образной природы музыкального искусства: ее сп собности воплощать в музыке настроения, чувства, характеру ловека, его отношение к природе, к жизни; музыки народно! профессиональной; взаимосвязи деятельности композитора - й полвптеля - слушателя;
• постижение в доступной для младших школьников форме
природы и закономерностей музыкального искусства, а также
/Норм бытования музыки и элементарной нотной грамоты.
В процессе музыкально-теоретической деятельности учащиеся осваивают представления о выразительности и изобразительной в музыке; сущности интонации и развития в музыке; музыкальных жанрах (песня, танец, марш и их разновидности; детская опера, балет, образцы популярной симфонической музыки, детский мюзикл) и формах (двух- и трехчастная, вариации, рондо); основных средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад)'; различных видах музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая).
К окончанию начальной школы учителю предстоит подготовить учащихся к тому, чтобы они:
знали:
• смысл понятий: «композитор», * исполнитель», «слушатель»;
• изученные жанры и формы музыки;
• элементы музыкального языка и музыкальной речи;
• наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
• элементы нотной грамоты;
имели:
• применять освоенные теоретические знания во всех видах
музыкальной деятельности.
На ступени основного общего образования в процессе музыкально-теоретической деятельности, в том числе ее связи с другими видами деятельности, осуществляется дальнейшее более углубленное освоение теоретических знаний о музыке, приобретенных в начальной школе.
Приоритетное значение в ряду теоретических знаний о музыке имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально-творческой Деятельности и направленные на постижение учащимися музыки как вида искусства. Это, прежде всего, знания, способствующие раскрытию интонационных, жанровых, стилевых свойств музыкального искусства, поетиясению интонации как носителя смысла в музыке.
Здесь и далее при характеристике содержания муэыкяльно-теорети-сКои деятельности курсивом в тексте выделен материал, который подле-ит ИзУчению, но не включается в Требования к уровню подготовки-: вы-пУскников.
В центре внимания учащихся окалываются знания о музыкальном образе и музыкальной драматургии, о возможностях воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах; о разнообразии вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки.
Теоретические знания помогают постижению учащимися характерных черт народного музыкального творчества, русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, нацио-нальных школ, стилевых направлений, индивидуальноготворчества выдающихся композиторов прошлого и современности; традиций и новаторства в музыкальном искусстве, пониманию ими процесса исполнения музыки как искусства интерпретации. Особое значение приобретает знакомство школьников со стилевыми направлениями в джазовой музыке, а также с современной популярной музыкой.
При знакомстве с музыкальной жизнью России и других стран учащиеся получают представления об исполнительском искусстве и исполнительском стиле наиболее выдающихся представителей мирового музыкального искусства.
Б VIII-IX классах музыкально-теоретическая деятельность сосредоточивается на познании предназначения музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразия видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.
К окончанию основной школы учителю предстоит подготовить учащихся к тому, чтобы они:
знали/понимали:
• специфику музыки как вида искусства;
• основные жанры народной и профессиональной музыки;
• многообразие музыкальных образои; и способов их развития;
• основные формы музыки;
• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; умели:
• применять освоенные теоретические знания во всех видах
музыкальной деятельности.
Методические подходы к отбору содержания и организации музыкально-теоретической деятельности
Важнейшей особенностью музыкально-теоретической №я' тельности является то, что она осуществляется на основе нако»
иного слухового опыта и ее процесс связав в той иди иной мере
всеми другими видами музыкальной деятельности. Эта взаи-освязь в особой мере проявляется в начальной школе, хотя и
сь усвоение тех или иных музыкально-теоретических знаний оебует отдельного внимания. В основной школе специально на-поавленная теоретическая деятельность учащихся выражена более отчетливо, те или иные обобщения, сделанные на основе слухового опыта, приобретают характер четко сформулированных понятий.
Так, например, в начальной школе музыкально-теоретическая деятельность, связанная с такими закономерностями музыкального искусства, как жанр, в:нтонация, стиль, музыкальный образ и др., осуществляется не на уровне музыковедческой терминологии, а на основе накопления слухового опыта и доступных детям этого возраста обобщений. И это - одна из центральных педагогических установок, которой следует придерживаться; «никаких правил и обобщений, отвлеченных от живой музыки»1. Понятия «марш», «танец», «песня» дети усваивают и слышат в обобщенной форме (то есть, узнают музыку как марш, танец, песню). Теоретическое осмысление понятия «жанр» появляется лишь в основной школе, причем только по мере приобретения в каждом конкретном классе необходимого слухового опыта и обобщений.
Тот же принцип сохраняется и по отношению к понятию «Стильв музыке*. Слуховой опыт, накопленный ребятами за три года музыкального обучения, «дает вполне достаточную основу для того, чтобы подвести учащихся к ощущению стиля того или иного композитора, выработать в них способность определить автора по новой, ранее еще не слышанной ими музыке... приэтом названные композиторы должны быть представлены самыми характерными чертами творчества, наиболее доступными детскому восприятию, составляющими «сердцевину» творчества, хотя далеко не охватывающими все его грани»2. Однако осмысление понятия «Стиль в музыке» происходит лишь в основной школе.
Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музы-Для общеобразовательной школы / Программы для общеобразовагель-1Х Учреждений. Музыка. Под руководством Д.В. Кабалевского. 1-8 клас-Сы--М., 2005. -С. 13. 2Тамже. -С. 13.
Таким образом, освоение теоретических понятий, выраженнь}у в доступной для детей форме и на основе накопления необходимо го слухового опыта, начинается с первых уроков музыка и прю должаетея на протяжении всех последующих лет обучения.
Механизм осуществления музыкально-теоретической деятельности, обращенной к закономерностям искусства, состоит из еле. дующих, связанных между собой, звеньев:
а) накопление слухового опыта и осуществлениеслухового ищ-
л и за, необходимых для последующего обобщающего вывода о сущ.
ноет и той или иной закономерности музыкального искусства;
б) обобщающий вывод, служащий зерном в познании сущно
сти изучаемой закономерности (нового музыкального знания);
в) приобретение умения применять усвоенное музыкальное
знание в процессе различных видов музыкальной деятельности}
г) расширение представлений о новом музыкальном знании
(сочетание нового уровня анализа и последующего обобщения);
д) умение слышать музыку ни новом, уровне усвоенных пред
ставлений.
i Главным принципом, проявляющим себя в процессе анализа музыкальных произведений, является принцип с х о д с т в а и р д з л и ч и я. СоглаеноД. Б. Кабалевскому, он получает воплощение, начиная «от восприятия и осознания мельчайших «строительных» элементов музыки вплоть до различения полной несхожести или, напротив, значительной близости творческих стилей разных композиторов* '.
,Действие этого принципа в равной мере имеет значение и в творчестве, и в исполнительстве, и в восприятии музыки2. Одна-ков процессе усвоения закономерностей музыкального искусства и особенно —оперирования знаниями о них при восприятии музыки данный принцип имеет первостепенное значение, ибо научиться, например, различать на слух песню, танец и марш, отличить ритмо-интонацию от тембро-интонации, музыку славянскую - о1 музыки закавказской - можно только при организации процессе восприятия по принципу сходства и различия.
1 Кабалевский Д.В. Основные принципы и методы программы по муз"'
ке для общеобразовательной школы // Программы для общеобраяоватеЛ**
ных учреждений. Музыка. Под руководством Д.Б. Кабалевского, 1 -8 клв*
сы.-М., 2005. -С. 10.
2 Там же.
Главными методами, организующими и направляющими тео-тическую деятельность учащихся до ее логического завершения той или иной форме на уровне познания закономерностей музы-
ьного искусства, являются методы сравнения(в его различных модИфикациях^, анализа и обобщения. Действия этих методов опускают самые различные варианты, в зависимости от содержания осваиваемого теоретического знания.
С образцом одного из возможных методических решений можно познакомиться при просмотре урока Д. Пилова, который по-свЯщен джазовому искусству. Свой урок он начинает с подготовки учащихся к слушанию произведения популярного джазового композитора Луиса Примы, в котором нашли воплощение все элементы, типичные для джазовой музыки. Учитель их не называет, а просит учащихся самих сказать, прослушав это произведение, что, на их взгляд, в нем необычного, чем оно отличается от другой музыки, к которой они привыкли.
Тем самым, на основе последующего прослушивания музыки, у детей создается общее представление о джазовой музыке, которое становится интонационно-слуховым ориентиром при изучении теоретических знаний о ее стилевых особенностях (первый этап освоения теоретического знания - о джазовой музыке).
На этой основе дети последовательно рассматривают такие особенности джазовой музыки, как:
■ характерный для нее ритм и жесткая ритмическая пульсация;
• доминирование ритма над мелодическим началом;
• импровизационное начало;
• «вопросо-ответная» форма изложения материала.
Непременным условием музыкально-теоретической деятель-кости является неоднократная музыкальная иллюстрация того или иного понятия, осуществляемая учителем на конкретных музыкальных примерах, а также активная вовлеченность детей в исполнительский процесс джазовой музыки (второй этап). Зада-
а третьего этапа - включение нового, осваиваемого учащимися
узыкального понятия «Джазовая музыка* в общую систему при-
Ретаемых ими музыкально-теоретилеса;ихзнаний — происходит
средством сравнения джазовой музыки с музыкой академичес-
°и традиции и музыкой народной [II/3].
Процесс изучения творчества композито
ров \,
исполнителей, знакомство с о р -
кестрами, хорами, солистами также дол. жен быть связан с конкретно звучащей музыкой. Целесообразно познакомить учащихся с портретом композитора, с иллюстраци. ей того или иного инструмента (желательно, в сочетании с музы. кантом, играющим на атом инструменте), ансамбля, оркестра. Отсутствие зрительных представлений в данном случае подобно знанию о музыкальных жанрах, но неспособностью различить &тн жанры па слух1.
В теоретический раздел изучения музыкального искусства традиционно входит пение по нотам (сольфеджир0. вание). Опыт показывает, что научить петь по нотам детей с весьма различными по уровню музыкальными способностями в условиях одного урока в неделю, включающего в себя большое многообразие видов музыкальной деятельности - крайне сложно. Однако это не означает, что следует вовсе отказаться от сольфеджи-рования как эффективного способа развития музыкального слуха И других музыкальных способностей.
В этой связи следует обратить внимание на метод научения школьников петь, ориентируясь на нотную запись. Он предполагает введение подготовительного этапа, входе которого учащиеся учатся различать направление движения мелодии, ощущать соотношение звуков по длительности, силе и т.д. На этом же этапе дети учатся записывать ноты следующим образом: под каждой нотой ставится цифра {до « t.pe = 2 и т.д.), а под каждой длительностью - соответствующее обозначение (целая нота = две полудуги, половинная нота = одна полудуга, четверть - без дополнительного обозначения, восьмая - с черточкой). Подобная портативная и легкая для понимания детьми запись дает им возможность без особого труда освоить прием произнесения нот в требуемом ритме. При условии постоянного, на каждом уроке, осуществления этого вида упражнений продолжительностью не более пяти минут и систематического выполнения детьми домашнего задания, связанного с освоением умении писать ноты и самостоятельно читать их е; ритме, учащиеся вскоре оказываются подготовленными к тому, чтобы сольмизировать известные им мелодии, которые включают в себя восьмые, четвертные, половинные и целые длительности и аналогичные паузы.
1 К сожалению, в практике встречаются случаи, когда простое nePeq^ ление учащимся упомянутых выше иканий оказывается достаточным Д* выставления ему оценки ла ответ.
Данный способ пения с названием нот известных детям мело-й позволяет в дальнейшем пропевать все более сложные згуко-тсотные, ритмические сочетания. Опыт показал, что этот под-
помогает выравнивать унисон в хоровом пении, упрощает провес освоения навыков двухголосного и Многоголосного исполне-иЯ произведений, способствует правильному вокальному звучанию. помогает ориентироваться в хоровой (и простейшей оркест-оовой) партитуре и в целом — успешнее развивать вокалъно-хоро-вую культуру школьников.
При формировании умений петь по нотной записи могут быть использованы системы как абсолютной сольмизации, так и относительной сольмизации. При этом если для использования системы абсолютной сольмизапии имеются многочисленные и разнообразные, отработанные в практике, учебные пособия, то для применения относительной сольмизации подобных пособий значительно меньше.
Содержание музыкально-теоретической деятельности может быть весьма различно по своему объему как'в тех или иных учебных программах, так и в практике конкретных учителей (в зависимости от условий обучения, уровня общего и музыкального опыта учащихся, их музыкальных интересов). В своей основе она должна быть непосредственно связана с живым восприятием музыки, а часто и с музыкально-исторической, полихудожественкой и опосредованной деятельностью учащихся.
Так, теоретическая деятельность, связанная с освоением различных формбытования народной или религиозной музыки, невозможна без связи со всеми перечисленными выше видами музыкальной Деятельности одновременно. При этом крайне Желательны не только живописные иллюстрации, соответствующие рассказы, но и аудио-, видеозаписи, способные в значительной мере усилить восприятие материала и его усвоение, как это представлено, например, в уроке Д. Молдагалиевой [П/5, фрагменты 1,2,4 ].
Теоретическая деятельность, связанная с изучением элементарной теории музыки (элементов'Жотной грамоты и элементов мУзыкальной речи), может быть, не менее чем остальные переписанные направления теоретической деятельности, связана с жи-цм восприятием музыки. К сожалению, в практике не так рэдки УЧаи увлечения учителей изучением учащимися элементарной °Рии музыки в рамках начальной и основной школы, вплоть до 'Ушивания детьми знаггий, относящихся к квинтовому кругу.
Ш.
Включать элементы теории музыки особенно в начальной Шкоде как подчеркивает Д.Б. Кабалевский, «надо в высшей степени ос торожно и лишь после того, как в ребятах вызваны интерес и лщ. бовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки»1.
Примером подобного методического подхода к включению тео. ретическ их знаний в содержание музыкального образования млад. ших школьников может служить урок, проведенный А. Вьюновой. При этом обратим внимание на методику поэтапного усвое-ния такого рода знаний, которая охарактеризовд. на в теории музыкального образования2,
Первый и второй этапы - первоначальное ознакомление младших школьников с новым для них музыкально-теоретическим понятием о способе музыкальной записи (нотации), а также струк. турно-аналитический и интоне'ционный уровни освоения этого понятия — осуществлены на предыдущих уроках, где дети получили представление о знаменной системе нотации, которая использовалась в Древней Руси. При этом учащиеся узнали, что у знаков древнерусской письменности - знамен - не было определенной высоты, а один знак мог обозначать не только один звук, но и ин-тонецию, включающую несколько звуков. Более того, у них не было и определенной продолжительности, но зато был свой характер, который мог меняться в зависимости от того, в окружении каких символов он находится. Ребятам предлагалось самим попробовать исполнить то или иное знамя.
Все это дало учителю возможность н.а очередном уроке перейти к третьему этапу работы - включению осваиваемого учащимися музыкального понятия в общую систему приобретаемых ими музыкально-теоретических знаний. С этой целью учитель в обобщенной форме вспоминает с учащимися все то, что было осуществлено в связи с первыми двумя этапами освоения изучаемого теоретического понятия.
В процессе усвоения знания о древнерусской знаменной системе нотации происходит сравнение ее с другими аналогичными i
1 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы но музы
ке для общеобразовательной школы / / Программы для обще обра зови тел*'
ных учреждений. Музыка. Под руководством Д.Б. Кабалевского, 1-8 кяаС'
сы. - М..2005. -С. 13.
2 Абдуллин О.Б., Николаева Е.Б. Теория музыкального обрязовавя)1
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2004. - С. 107-1°°'
„еняями. Так, например, с древне японским способом музыкальной записи (Honkyoku) и с западноевропейской невменной тйЦией. При этом проводятся интересные для детей параллели между древнерусской музыкальной письменностью, исходящей из вокальной певческой природы звука, и древнеянонской музыкальной письменностью, предназначавшейся для исполнили-инструмент ал истов (бамбуковая флейта). В сравнении этих нотаций отмечаются как общие для них черты (способ записи с помощью невм или иероглифов), так и их особенности (как; например, отсутствие определенной высоты у знаков древнерусской письменности и фиксация определенной высоты звука в древне-японской письменности). При этом учитель не только объясняет материал, но и иллюстрирует его на примере вокального звуча-ния* исполнив японскую песню в традициях данной музыкальной культуры.
На этом же уроке учитель показывает детям и образцы древ-иеевропейской музыкальной письменности с тем, чтобы ребята могли составить о ней первоначальное представление [IV/1].
Как уже отмечалось, музыкально-теоретическая деятельность учащихся включает в себя знания, которые непосредственно связаны с самыми различными видами исполнительской музыкальной деятельности, в первую очередь, с хоровым пением. Важно, чтобы учащиеся знали, как надо сидеть/стоять во время пения, как открывать рот, как петь по руке дирижера-учителя музыки и др. В той же мере имеют место знания, относящиеся к игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластической деятельности учащихся и т.д. Главным при этом является достижение результата - перевода полученных знаний в действие, то есть в умения и навыки использовать эти знания и, что еще более важно, - выработка привычки следовать им.
Отсюда легко сделать вывод, что показателем эффективности Теоретической деятельности учащихся в процессе музыкальных занятий являются, главным образом, сформированные на основе имеющихся знаний умения и навыки в том или ином виде музы-кальноц деятельности.