Культура как знаковая система
В рамках семиотич. концепции культура рассматривается как знаково-символьная система. Семиотика – это теория, изучающая свойства знаков и знаковых систем. Примерами знаковых систем явл. естественные разговорные языки, системы положений научных теорий, искусственные языки, системы сигнализации, программы и алгоритмы для различных машин, языки искусств. Знак –это мат. предмет, кот. в процессах познания и общения выступают в качестве представителя, заместителя др. предмета и используется для получения, сохранения и передачи информации о нем. Знакам предается опред. значение. Значения фиксируют смыслы различных сторон, свойств предметов в действительности. Значения могут иметь исток в реальном, предметном мире, а могут порождать воображение сущности в мире культурных явлений. Определенное знаковое содержание несет среда обитания чел-ка, предметы его быта, внешний вид, манера поведения, общения с др. людьми. Выделяют 3 вида знаков:1. знаки-обозначения; 2. знаки-модели; 3. знаки-символы. Знаки-обозначения – это прежде всего, слова, кот. обознач. различные предметы и действия, составляют основу естественного языка, служат средством коммуникации между людьми, средством общения. Знак-модель – представитель др. предмета. Он воспроизводит определенные характеристики, свойства этого предмета (рисунки, чертежи). Знак-символ – это материальное явление, кот. в наглядно-образной форме представляет абстрактную идею, общ. принцип. Символы формируются преимущественно целенаправленно, а не стихийно, представляют как конвенции, принимаемые людьми. В символах большое значение имеет аксиологический, ценностный компонент. В символе заключается общественный принцип – раскрытие многогранного содержания, смысла явлений. Символами пронизано мифологическо-религиозное сознание. В зависимости от способов самоорганизации культуры принято выделять 3 типа культуры: 1. дописьменный (традиционный); 2. письменный (книжная культура); 3. экранный (в стадии формирования). В основу каждого из типов культуры положен определенный культурный код, т.е. способ хранения и передачи информации, тип культурной памяти.
Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период, эпоху деятельности и варварства, от 40 до 4 тыс. лет до н.э. Основу допис. культуры составляет мифологический культурный код. Своеобразие мифа заключалось в том, что в ней сочетались как реальные значения и наблюдения чел-ка, так фантазия, вымысел, вера. Чел. не выделял себя из окруж. мира, напротив, он наделял природные явления человеческими качествами. Мир был не только способом понимания жизни, но и способом ее переживания в предметных и знаковых формах. Для первобытного чел. действия с реальными предметами были равносильны действиям со словами. Мифологический кул. код не проводит не каких различий между моделью и объектом. В рамках мифологического культурного кода модель и объект, кот. она замещает, были связаны практическими потребностями людей. Миф. культ. код основывается на ряде базовых символов. Главными из них явл. тотемно-анимистические. Тотем символизировал родство чел. с объектами живой природы. Анимизм – вера в существование духов и душ. Душа символизировала жизнь того существа, кот. она одушевляла. Миф. культ. код обеспечивал неизменность, замкнутость традиций культур. Образец поддерживался ритуалом. Письменные культуры возникают на рубеже 4 – 3 тыс до н.э. (в странах древнего востока). Возникновение письменности было связано с усложнением соц. жизни, появлением первых государств, развитием и разделением труда, освоением новых форм деятельности. Появляются новые виды знаковой деятельности: письменность, числа, счет, простейшие операции с числами, чертежами и т.д.
Экранная культура 1895 г. возникновение кинематографа - 28.12.1895 братья Люмьер С 1908 г. появл. худ. фильмы затем научные. В конце 20-х годов и 20 века была решена проблема синхронизации звука и изображения на экране. Началась эра звукового кино (1928г.)
Следующим этапов в развитии экранной культуры стало появление телевидения, затем компьютера, в кот. современные ученые видят итог эволюции книги и того культ. Кода, кот. основан на линейном способе письма. Благодаря широкому распространению компьютеров каждая личность получила свободный выход в мир информации. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир становится более взаимосвязанным, целым. Специалисты отмечают, что информационная и компьютерная революция имеет некот. негативные последствия. Компьютерная революция может привести к снижению индивидуального начала общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации и труда, личное общение отходит на второй план. Компьютерная революция может привести к усилению манипулирования людьми (плюс всех современные СМИ). Средства современных СМИ искусственно создают и навязывают имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Это лишая чел. свободы выбора, подавляет личность.
Символ в культуре.
СИМВОЛЫ В КУЛЬТУРЕ. Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины — культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (вплоть до их отождествления, как в “философии символических форм” Кассирера), в других — вырабатывается методология “расшифровки” того смысла, который бессознательно (или во всяком случае нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих — символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия.
Если выделить три типа передачи сообщения в культуре — прямое (однозначная связь смысла и знаковой формы), косвенное (полисемантичная форма, имеет фиксированный смысл, но предполагает свободную интерпретацию) и символическое (полисемантичная форма, имеет смысл только как заданность предела интерпретации), то символическое сообщение будет наиболее специфичным для культуры как мира творческих объективации, поскольку частные целеполагания всегда остаются для культуры в целом лишь встроенными в нее элементами. В этом смысле даже однозначный авторский замысел в культурном контексте становится символом с бесконечной перспективой интерпретации.
Наиболее проблематичным является понимание символов культуры, лишенных прямой эмблематичности; такими могут быть художественный образ, миф, религиозное или политическое деяние, ритуал, обычай и т. п. Среди подходов, задающих алгоритмы понимания культурного символа, выделяются как наиболее влиятельные морфология Шпенглера, с ее вычленением биоморфных первосимволов творчества; марксистская и неомарксистская социология, разоблачающая культурную символику как превращенную форму классовых интересов; структурализм и семиотика (особенно МосковскоТартуская школа), стремящиеся найти и описать устойчивые закономерности порождения смысла знаками и значащими системами; психоанализ, сводящий символотворчество культуры к защитной трансформации разрушительной энергии подсознательного; иконология (Варбург, Панофский), расширившая искусствоведение до общей дисциплины о построении и передаче культурного образа; герменевтика, онтологизирующая символ, перенося при этом ударение не столько на него, сколько на бесконечный, но законосообразный процесс его интерпретации; близкие герменевтике, но полемизирующие с ней диалогизм Бахтин, Бубер, Розеншток-Хюсси) и трансцендентальный прагматизм (Апелъ), делающие акцент на непрозрачности и нередуцируемости культурного символа, обретающего смысл в межличностной коммуникации. Часто ключевым решением проблемы оказывается вычленение и изучение своего рода элементарной частицы культурной символики (напр., “прафеномены” Шпенглера, “архетипы” Юнга, “патос-формулы” Варбурга), которая позволяет объяснять мир культуры методами, аналогичными анализу и синтезу (т. е. традиционными методами европейского рационалистического знания).