Vii. культура и современные мировые религии

1. Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии.

2. Буддизм.

3. Христианство.

4. Ислам.

1.Принято считать, что религия как элемент духовной культуры и форма общественного сознания в своем историческом развитии прошла три этапа: родоплеменной, этно-национальный и мировой.

Первый тип религиозных верований тесно связан с развитием первобытной культуры и к нему следует отнести тотемизм, фетишизм, анимизм. В этот период культура носила синкретический характер, и все ее составные элементы тесно переплетались между собой.

Становление духовных ценностей и было становлением культуры. Мифологическое сознание интегрировало в единую целостность древние зачатки эстетического, нравственного, религиозного в жизни первобытного человека.

Ко второму типу – народно-национальным религиям принадлежат, например, индуизм, иудаизм, конфуцианство. Эти религии возникли в период становления классового общества, возникновения государства и развития таких общностей, как народность, а позднее нация.

Характерной чертой этих религий было введение единообразных строгих ритуалов практически во всех областях жизни человека, что затрудняло общение с представителями других вероисповеданий. Культура в этом случае становится более локальной, она более понятна единоверцам.

Но если первая стадия религии была связана с возникновением и развитием политеизма (многобожие), то вторая – с монотеистическими верованиями. Многобожие было заменено единобожием, верой в единого Бога, что вело к централизации управления, общности психологии, оценок, предпочтений, вкусов, традиций, образов.

Все мировые религии возникли примерно в одно время. Предпосылкой их возникновения принято считать выход за рамки родоплеменных вер. Призыв к единому Богу, образу вечности был продиктован новыми условиями жизни и поддержан императорской властью.

Все мировые религии возникли в рамках одного тысячелетия – во время великих исторических поворотов, в период формирования мировых империй.

Сегодня принято в качестве мировых религий выделять следующие: буддизм, христианство, ислам.

«Мировым религиям свойственны сильно выраженный прозелитизм (сильная преданность вере), пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, обращенность к представителям различных социально–демографических групп. В этих религиях проповедуется равенство людей» (Яблоков Н. Основы теоретического религиоведения. – М., 1994. С. 212).

Как правило, возникновение, и развитие мировой религии связано с определенной географической территорией, иногда страной. Так, буддизм – это, прежде всего, Древняя Индия, христианство – восточная часть Римской империи, а ислам – западная Аравия.

Рассмотрим особенности трех мировых религий.

2.Буддизм. Основателем буддизма принято считать индийского принца Сидхартха Гаутаму, получившего впоследствии имя Будды, земного последнего Будды, проповедовавшего дхарму.

Слово «Будда» в переводе на русский язык означает просветленный, пробужденный. В буддистской мифологии имя Будда трактуется двояко: либо как человек, достигший предельного совершенствования в духовном развитии, либо антропоморфный, т.е. человекоподобный символ, воплощающий в себе идеал предельного совершенства в духовном развитии. Другими словами Будда – это идеал духовно совершенного человека, Бог, идея совершенства, имеющая конкретно чувственное воплощение.

В отличие от других мировых религий, основанных на единобожии, Будда только на ранних стадиях был один, а затем их число возросло до 24 и может быть бесконечным.

Буддой становятся люди, когда достигают состояние нирваны. Слово «нирвана» в переводе означает угасание, успокоение. В этом смысле буддизм – отказ от земных забот и наслаждений, освобождение от светских желаний. Нирвана – это состояние свободы, покоя, блаженства, полного растворения в природе. Состояние нирваны можно достичь при жизни, но полное его воплощение возможно только после смерти.

Став Буддой, существо должно возложить на себя обязанности проповедника дхармы. Дхарма – одно из понятий буддистской мифологии. Оно имеет несколько толкований. Дхарма – это закон, моральный порядок, совокупность добродетелей. В древней мифологии – это бог справедливости, олицетворяющий высший моральный закон. Слово «дхарма» переводится как «держать», «поддерживать». Дхарма призван поддерживать веру человека, что достигается с помощью учения Будды, текста «Трип Итаке», в котором изложено это учение.

Особенность буддизма заключается в его этико-практической направленности. В буддизме не придается значение внешним формам религиозной жизни, в частности, ритуалу. Центральная проблема буддизма – проблема бытия человека. Для буддизма важен человек и его внутренний мир, его нравственная позиция. И здесь особую роль играет учение Будды о «четырех благородных истинах»: существует страдание; у страдания есть причина; необходимо освободиться от страдания; необходимо найти путь, ведущий к освобождению от него.

Страдание в буддизме – это не только переживание или ожидание утрат и потерь, это, прежде всего, невозможность удовлетворить собственные желания. Поэтому путь освобождения от страданий – в снижении потребностей, усмирении страстности желаний, их количественное уменьшение и качественное изменение.

Буддизм призывает избегать крайностей и проповедует «серединный путь». Поскольку в буддизме отсутствует понятие Бога-судьи, постольку в нем нет и понятий ответственности, вины. Но, тем не менее, и в буддизме сформирован нравственный идеал – абсолютное непричинение вреда окружающему миру. Человек – часть мира, он растворен в нем и должен проявлять терпимость ко всему окружающему. По этой причине некоторые исследователи подчеркивают асоциальность буддизма, отсутствие в нем мотивов преобразования и улучшения мира. Более глубокий анализ позволяет выявить несостоятельность такой точки зрения. От деятельности человека зависит не только его собственная судьба, карма (санскр. - дело, действие, влияющее на характер настоящего и последующего существования), но и судьба мира в целом. Энергетика негативных действий разрушает мир, позитивных – улучшает его.

Понятие кармы связано с понятием сансары (беспрерывного перерождения). Смерть в буддизме интерпретируется как ряд беспрерывных перерождений. Смерть не несет в себе чего-то противостоящего жизни. Она есть форма или ступень перехода в новое бытие, перерождение и не имеет конца.

Рассматривая буддизм как одну из мировых религий надо знать, что кроме Будды в буддизме существуют и другие божественные персонажи. Наиболее важные из них Брахма, Вишну и Шива – тройственный образ – тримурти. В древних изображениях тримурти представляет собой три фигуры, стоящие рядом или вырастающие друг из друга.

Каждый их богов имеет самостоятельное значение. Брахма – бог, создатель Вселенной, творец мира. Вишну – всеобъемлющее, все проникающее божество, функция которого – сохранение созданного мира. Шива – высшее существо, олицетворяющее созидательные и разрушительные силы.

Итак, основные понятия буддизма: нирвана, драхма, карма; боги – Будда, Брахма, Вишну, Шива. Все они накладывают существенный отпечаток на содержание духовности, менталитета, традиций, отношение к житейским проблемам, на художественные вкусы, знание в целом, то есть на всю культуру приверженцев этой религии.

3.Христианство – вторая по времени происхождения мировая религия. Название свое берет от греческого имени собственного – Христос, что в переводе на русский язык означает «помазанник», «мессия» (от евр. мошиах - спаситель). Помазанник, другими словами, царь, возведенный на престол через религиозный обряд, состоящий в смазывании освященными оливковым маслом (миром) лба монарха. Мессия в религиозно-мировоззренческих представлениях иудаизма – образ идеального царя-провидца, устроителя судеб своего народа, избавителя, неожиданно приносящего спасение. Мессия является посредником между Богом и людьми, носителями высшего морального авторитета, способного поправить несправедливость мирового бытия.

Христианство возникло в Палестине в I в. н.э. Его предпосылками принято считать иудаизм и зороастризм. С распадом Римской империи и образованием Византии христианство стало официальной религией этого государства.

Время возникновения и распространения христианства приходится на период глубокого кризиса, охватившего все сферы жизнедеятельности Римской империи. Кризис коснулся и духовных ценностей: в период упадка экономики, политики и государственности, основанных на рабовладении, прежние духовные ценности (античная мифология, философия, языческая религия) утратили свое значение. В духовной жизни воцарился хаос. Это коснулось и религиозных взглядов. Языческая религия теряла свои прежние позиции в консолидации духа граждан империи. Появилось множество ученых, исповедующих различные жизненные принципы, иногда прямо противоположные. Среди них были стояки, киники, наставники, естествоиспытатели, иудаисты. Появились негативные отзывы о языческой религии. Языческая религия практически исчерпала себя.

Переход к новой идеологии, новой религии стал закономерным. Принятие христианства сопровождалось борьбой с язычниками, с одной стороны, и иудаистами, с другой. Христианство наследует от иудаизма идею единого Бога, олицетворяющего собой Владыку и Создателя мира, нареченного иудеями Яхве. Христианство трактует единого Бога как носителя абсолютной благости, красоты, истины, могущества, спасителя всех грешных и смертных. Бог обладает неисчерпаемой животворящей силой, им создан весь земной мир. Иисус Христос сын Божий, воплотившийся в человеке, пришел в этот мир в качестве Спасителя. Христос победил силу греха, спас от него людей, приняв мученическую смерть на кресте. Страдания Христа – путь к нравственному исцелению и очищению людей от пороков, страдание – главное орудие борьбы со злом. Христианин не откажется от своего права на страдание, ибо через страдание происходит очищение души человека и приближение к Нему. Высшей формой страдания является сострадание: отношение к чужой боли как к своей. Именно сострадание приближает человека к Христу, ибо Христос страдал не за себя, а за других. Символ страдания – Крест. Отсюда выражение – «нести свой крест» - быть покорным судьбе, не сгибаться под ее ударами, быть терпеливым.

Священный текст в христианстве – Библия, в которой изложены основные концепции данной веры, как правило, в форме притч.

К ключевым догмам христианства принято относить всего два – догматы триединства и Боговоплощения.

Первый понимается как существование Бога единого в трех ипостасях (воплощениях): Отца – безначального первоначала, Сына – Логоса, другими словами абсолютного смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого – животворящего, являющегося в зримом образе голубя. В православии Святой Дух исходит от Отца, Сын рождается от Отца. Иисус Христос сын Бога Отца.

Второй по важности догмой выступает догмат Боговоплощения. Он касается персоны Иисуса Христа, который в равной степени является и Богом, и человеком.

Стержень христианства – вера в спасение души после смерти через преодоление страданий, ведущих человека к преображению, приближающих его к Богу.

Особенности культовых действий связаны в христианстве с понятием «таинства»: крещения, причащения, миропомазания, покаяния или исповеди, священства, брака, соборования. Крещение – это обряд принятия веры, приобщения к церкви; причащение – обряд вкушения хлеба и вина, символизирующих собой плоть и кровь Христа; обряд направлен на установление непосредственной связи Христа с верующими.

Миропомазание – помазание миром, т.е. стать вновь окрещенным; покаяние – добровольное признание в содеянном грехе; священство – возведение в духовный сан и получение власти совершать «таинства»; брак – соучастие в мистическом браке Христа и церкви; соборование – обряд, сопровождающийся помазанием тела больного или умирающего. Таинство – это религиозный обряд, сообщающий верующим особую благодать.

4.Ислам – третья самая молодая из развитых монотеистических религий. Ислам возник на Ближнем Востоке, в среде арабов, коренных жителей Аравии.

Ислам – слово арабского происхождения, переводимое двояко: предание себя Богу и покорность. Основоположником ислама принято считать Мухаммеда, выходца из могущественного, но обнищавшего мекканского племени. Главная цель Мухаммеда – возвестить людям о едином Боге («Мне было возвещено, что Бог ваш – единый»). Мухаммед – пророк, в исламской традиции мифологизированный образ основателя ислама и исламского государства. Мухаммед – символ ислама, ему принадлежит центральная роль в проповеди новой веры в единого Бога, борца с язычеством, господствующим в аравийских племенах.

Единый Бог мусульман – Аллах. Аллах всемогущ, всеобъемлющ, вечен, единосущ. Аллах – творец мира, состоящего из земли и неба, ада и рая. Он даровал человеку многообразие природы, позволил пользоваться ее благами, предопределил судьбу каждого человека. Но люди забывчивы, и Аллах напоминает о себе посланниками – пророками, первым из которых был Адам, а посланником – Мухаммед. Его миссия – вернуть людей к истинной вере. По преданию, в «конце света» Аллах воскресит всех мертвых и будет творить Страшный суд. Аллах справедлив, поэтому он одновременно и страшен и миролюбив, он высший судья.

Основной источник вероучения в исламе – Коран. Это священна книга, в которой изложены ключевые догмы и положения мусульманской религии, мусульманские мифы и нормы права. Коран – слово арабского происхождения и в переводе означает чтение. По преданию, текст Корана был передан Мухаммеду самим Аллахом, но записали его секретари пророка на основе его проповедей, из которых после его смерти составили книгу, священную для мусульман. Другой важный источник мусульманской религии – сунны. Сунны содержат жизнеописание пророка Мухаммеда, наряду с дополнениями к Корану и его толкованиям.

Основными понятиями мусульманской религии, наряду с «исламом», являются понятия «иман» и «дин».

«Иман» (вера) имеет четыре основных предмета веры, а именно: в единого Бога; в его посланников (Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса (Ису), Мухаммеда); в ангелов; в воскресение после смерти и судный день.

«Дин» - это правила жизни, обязанности, предписания, которые Аллах дает верующим. «Дин» включает в себя три основных элемента: пять столпов ислама; веру («ислам»); благие дела («исхан»).

Остановимся на характеристике первого.

Пять столпов ислама – это пять основных обязанностей мусульманина: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Первая обязанность правоверного мусульманина – исповедовать единобожие, почитать пророка Мухаммеда. Для того чтобы стать мусульманином человек должен торжественно произнести фразу: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его».

Молитва – каждодневный пятикратный ритуал обращения к Богу. Его полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Пост у мусульман осуществляется один раз в год, длится целый месяц (рамазан, рамадан). В этот период мусульмане не едят, не пьют, не развлекаются, не курят от восхода до заката солнца. Милостыня – акт добровольного пожертвования в пользу бедных. Совершается один раз в году и называется закятом. Хадж представляет собой ритуальное паломничество в святые места.

Согласно исламу, каждый здоровый мусульманин должен посетить святые места и поклониться Каабе. Кааба в переводе с арабского – куб. Кааба – мусульманская святыня в Мекке, мечеть, в стену которой вделан черный камень, по преданию, упавший с неба. Совершающие хадж должны посетить святые места в Мекке, Иерусалиме, семикратно обойти Каабу, поцеловать черный камень и принести жертву. Паломники, завершившие весь обряд, получают звание хаджи. К пяти столпам исламской веры добавляют иногда шестой – джихад, или газават, что означает священную войну против неверных.

Подведем итог и рассмотрим общие черты мировых религий. Мировые религии имеют следующие общие моменты:

Ø наличие харизматической личности (Пророк и Основатель);

Ø Священное писание, или Предание, факт существования священного текста (Библия – Христианство, Коран – ислам, Трип Итака - буддизм);

Ø система догматов как средство упорядочения духовных знаний;

Ø вера в качестве условия спасения души и интеграции верующих данной религии;

Ø культ в виде средства, определяющего единство действий, закрепленных в ритуале.

На стадиях активного развития мировых религий, когда религиозное начало в духовной жизни Индии, Византии, Аравии было исключительно велико, культура носила религиозный характер.

Особое значение в религии имеет вера (от. лат. veritas), что переводится как истина, достоверность, надежность, доверие. Эти характеристики, на первый взгляд, больше подходят к научным знаниям. Но вера – достаточно сложное понятие и может иметь не только религиозные формы. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении чего-либо. В ней содержится ожидание осуществления желания. Ожидание желаемого результата может быть в науке, политике, морали, искусстве и иметь объективные основания, а не только интуитивные представления. Вера имеет место в том случае, когда существует значимый смысл ожидаемого результата, но связанный с определенным риском.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. В чем различия между этно-национальной и первобытной религией? 2. Каковы главные черты мировых религий? 3. Охарактеризуйте основные понятия буддизма. 4. Каковы причины появления христианства? 5. Каковы главные догматы христианства? 6. Дайте характеристику таинствам христианства. 7. Охарактеризуйте пять столпов ислама.  
Задания. Тесты. Ответы.
1. К народно-национальному типу религии принадлежит: а) буддизм; б) индуизм; в) ислам. 2. Какое суждение неверно: а) мировая религия монотеистична, а этно-национальная политеистична; б) мировая религия характеризуется ярко выраженной прозелитичностью; в) мировые религии носят межэтнический характер. 3. Судьба мира в целом в буддизме выражается понятием: а) сансара; б) карма; в) дхарма. 4. Целостность мира в индийской мифологии поддерживается: а) кармой; б) дхармой; в) сансарой. 5. Согласно Христианству главным средством борьбы со злом является: а) любовь; б) терпение; в) страдание; г) все перечисленное. 6. В православии Святой дух исходит от: а) Бога Отца; б) Сына Бога. 7. Понятие, выражающее предметы веры в исламе, называется: а) иман; б) дин; в) исхан.  

Наши рекомендации