Культура западноевропейского средневековья

Средние века (средневековье) — исторический период, следующий после античности и предшествующий новому времени.

Средневековье включает в себя 3 периода:

1. Раннее средневековье (V - X века)

2. Зрелый феодализм (X – XV века)

3. Позднее средневековье (XV - XVII века)

Дух эпохи: перемещение народов, создание новых государств, расширение торговых и культурных связей Европы с северной Африкой, Ближним Востоком, появление первых парламентов и конституций, изобретения, европейские языки.

Особое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Язык науки и церкви - латынь.

Роль церкви и ее влияния на культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу.

4. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа.

Античность   Средневековье  
1. Всеобщая гармония мира 2. Особая роль космоса 3. Приветствуется человеческий разум и познание мира 4. Поиск справедливости 5. Возможность стать подобным богам   1. Несовершенство мира 2. Отрицание вечности, главная роль творца - изначального существа 3. Изначальная греховность человека. Искупление грехов человечества Иисусом Христом 4. Вера и верность - основные качества человека 5. Страх перед Судом и божьей карой  

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: германского, «варварского», и романского - культурных традиций Западной Римской империи. Именно на основе их взаимного влияния и сформировалась западноевропейская средневековая культура. Средневековая культура первона­чально формируется на основе замкнутого мира феодального поместья, затем ее центрами становятся города. Именно в городах возникает смеховая, «карна­вальная. Социальная культура средневековья характеризуется прежде всего корпоративностью и иерархичностью общества. В духовной культуре главенствующая роль - христианская религия и церковь.Характерными чертами средневековой духовной культуры являются традиционализм, каноничность, символизм и дидактизм. Для средневековой культуры характерна также универсальность, энциклопедичность знания. Средневековая наука находилась под сильным влиянием церкви. Она выступа­ла как осмысление данных Библии, основной целью ставила познание Бога и понимание божественного замысла относительно мира и его предметов. Наука не была нацелена на открытия - ведь истина уже была дана Бо­гом в Библии. Главным методом познания в средние века являлось постижение смысла божественных символов.

Культура западноевропейского Возрождения

ž Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в истории культуры Европы. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Общая характеристика:

ž Зародилась в Италии в середине XIV в.

ž Обращение к античности.

ž Гуманизм: в центре внимания знания о человеке и обществе.

ž Отказ от аскетизма, прославление земной жизни.

Аскетизм – ограничение или подавление естественных желаний, отказ от роскоши,от радостей жизни.

Периоды эпохи Итальянского Возрождения :

ž Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

ž Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

ž Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

ž Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

ž Северное Возрождение (после 1500 г.)

Проторенессанс.

Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).

Раннее Возрождение.

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Позднее Возрождение.

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.

В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм.

№ 13 особенности эпохи Просвещения

Просвещение – это цивилизационно-культурная течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. Интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего сословия (мещан и крестьян); установления "царства разума", основанного на природном равноправии людей, политической свободе и гражданской равенства; ставили целью распространение знаний: дать народу образование и "просветить" монархов относительно содержания "истинного" человеческого общества. надлом старой феодальной организации.

Идеи Просвещения оказали огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества.

По времени эпоха Просвещения – это середина XVII – XVIII вв. Идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, затем во Франции, позже – в Германии, Италии и других странах Европы.

Характерными чертами Просвещения являются:

1. Стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе разума, вечной справедливости ", равенства.

2. Движущей силой исторического развития и условием торжества разума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.

3. стремиление расковать умы людей и тем самым способствовать их политическому раскрепощению.

4. Просветители верили в человека, его ум и высокое призвание. Этим они продолжали гуманистические традиции эпохи Возрождения.

Наши рекомендации