Античность как фундаментальная основа культурного развития человека
Каждая эпоха вбирает в себя в прошлом традиции, близкие ей по духу, служащие основой опыта. Потребности объединения человечества стали стимулом нового обращения человека к духовным ценностям античной цивилизации. Античность - региональная цивилизация, состоящая из древнегреческой и римской цив-й с промежуточной между ними эллинистической. Просуществовала античность с 8 в. до н.э. до 5 н.э. Были достигнуты великолепные успехи в интеллектуальной и художественной деятельности, в развитии философии, науки, поэзии, искусства, архитектуры и т.д. Античная культура имеет определяющее значение для гуманитарного образования. Со времени итальянского Возрождения и эпохи Гуманизма (14-16вв.) в Европе классическая филология стала важнейшей основой гуманитарного образования средней и высшей школы европейских государств.
Античность – колыбель европейской цивилизации и культуры, так как у а.ц. были несомненные успехи в развитии философии, науки, поэзии, искусства, архитектуры и т.д. Это подтверждают следующие важнейшие черты а.к., составляющие ее содержание:
· Светский характер (свойство народов индоевропейской семьи, сатирические описания жизни и быта богов в поэмах Гомера).
· Состязательность (спорт: атлетика, олимпийские игры, суд, ораторское искусство, право, политика, философские школы, наука, музыкальное и художественно-изобразительное искусство)
· Досужий характер (неотъемлемая черта свободного эллина или римлянина, слово «досуг» означало, как свободное время, так и интеллектуальные занятия свободного человека).
· Рационализм, приоритет разума (секуляризация сознания, наука и философия противостоят религии, утверждается представление о космическом порядке, определяемом властью закона.)
· Признание индивидуальной свободы личности гражданина
· Священное право частной собственности
· Верховенство законов
· Наличие гражданского общества и правового государства (демократические Афины, республиканская Спарта).
Таким образом, античную цивилизацию можно охарактеризовать как фундаментальную основу культурного развития человечества
3.Античное культурное наследие и гуманитарное образование.
Необходимо отметить то огромное значение, которое имеет античная культура для гуманитарного образования, ибо образование является неотъемлемой частью культуры.
Со времени итальянского Возрождения и эпохи Гуманизма в Европе античность стала важнейшей основой гуманитарного образования средней и высшей школы европейских государств. Это во многом определило высокий уровень культуры и цивилизации европейских стран. Здесь возродились гимназии, с XVI в. утвердился набор учебных дисциплин. Наряду с гимназиями получила дальнейшее развитие и система европейских университетов
В России эпоха Гуманизма, к сожалению, наступила сравнительно поздно. Гуманистические идеи начали утверждаться в ней лишь с эпохи Петра I. В это время появились светские школы, открылась Российская Академия наук и художеств, которая должна была исполнять роль научного и учебного центра. Таким образом, Петр старался возродить на российской почве традиции эллинистической эпохи, со структурой и содержанием деятельности которого Российская Академия наук и художеств имела много общего. Создавая благоприятные условия для преподавательской и научно-исследовательской деятельности академиков, Петр требовал, чтобы они способствовали приобретению Россией в Европе доверия и чести. Он приложил максимум усилий к тому, чтобы не только приобщить широкие круги русского общества к античному наследию и европейской культуре, но и положить их в основу российской системы светского образования и просвещения. Петр и его сподвижники прекрасно осознавали, что глубокое проникновение великого наследия античности в национальную культуру Европы сделало ее народы цивилизованными.
Ренессанс во всех странах Европы утверждался в результате заимствования. При этом повсюду античность возвышали над национальной культурой и стремились внедрить ее в свою культуру, и в этом случае не обходилось без радикальной ломки традиционных привычек и обычаев.
Особенность же русского Ренессанса заключалась в том, что инициатором его развития выступала государственная власть в лице самодержавия. Еще одна особенность русского Возрождения заключалась в том, что Россия, встав на рельсы гуманистического развития, проделала трехвековой путь Запада в течение ста лет и одновременно ставила и решала задачи, которые последовательно возникали перед европейскими странами.
Итак, Ренессанс и идеи гуманизма не порывали с исторической почвой. После Петра значительный вклад в развитие светского античного образования и культуры внесли Елизавета и Екатерина II. При Елизавете сначала был открыт академический университет, впоследствии ставший главным педагогическим институтом, в 1755 г. открылся Московский университет. В правление Екатерины 2 была основана Российская Академия русского языка.
Следующая веха в развитии классического гуманитарного образования связана с именем Александра I. В начале XIX в. были организованы Министерство народного просвещения, учебные округа, в губернских городах стали открываться гимназии, где главными предметами стали языки. С самого начала своего возникновения гимназии России были всесословными. Великая французская революция конца XVIII в., декабристское движение в России, волна революционных событий, прокатившихся по Европе в 1848-50-х гг., побуждали учащихся, изучавших древние языки, античную историю и литературу, читая сочинения древних авторов, увлекаться гражданскими общественно-политическими идеями, философскими суждениями и свободомыслием эпохи расцвета греческих полисов и римской республики. Поэтому русское правительство при Николае I, желая предотвратить распространение революционных идей в России, стремилось пересмотреть устав и учебный план гимназий.
Но была и другая причина, побуждавшая к этому. Она заключалась в том, что в России, как и в Европе в связи с начавшимся промышленным развитием и эпохой открытий в области естественных и прикладных технических наук, классическое образование стало уступать свое место реальному. Изменились общественная психология и общественное мнение. Вследствие этого и в Европе и в России в это время наметилась тенденция к пересмотру гимназических учебных планов. Николай I требовал сократить до минимума число гимназий, в которых изучался древнегреческий язык.
Со времени Великих реформ Александра II вновь стали уделять значительное внимание классическому гуманитарному образованию в стране. Была принята новая гимназическая реформа. Гимназии снова стали всесословными.
Ко второй половине XIX в. Россия благодаря прекрасно поставленному классическому гуманитарному образованию в гимназиях и университетах была признана страной с высоким уровнем науки и культуры. Российское правительство под руководством графа С.Ю. Витте разработало программу, по которой предполагалось ликвидировать неграмотность в России к 1922 г.
К сожалению, с установлением большевистской диктатуры в октябре 1917 г. ситуация стала резко ухудшаться. Сначала непоправимый вред был нанесен образованию и культуре в России, считалось, что это буржуазные и вредные идеи для рабочего класса. Результатом этого явилось полное уничтожение сложившейся в России системы высшего и среднего образования. Поэтому одновременно с разрушением российской системы классического гуманитарного образования Ленин организовал сугубо партийный Институт красной профессуры в Москве. К 1934 г. большевики теперь уже во главе со Сталиным решили, что поставленная цель достигнута, марксистские профессора уже появились и можно было восстановить гуманитарное образование в стране. Однако то гуманитарное образование, которое возникло после 1934 г., представляло собой кривое зеркальное отражение того, что Россия имела до 1917 г.