Особенности речи перед микрофоном
Риторика – это наука о звучащем слове, и как бы ни была важна мысль, заключенная в слове, она может быть воспринята слушателем лишь тогда, когда оратор произнесет это слово четко, ясно, членораздельно, чтобы оно было услышано. Демосфен на вопрос, что он считает самым важным в искусстве речи, ответил: «Во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение, в-третьих, произнесение». Исполнение речи (actio) – последний и немаловажный для успеха оратора этап его работы.
Именно голосу обязаны многие ораторы своим успехом. Недаром говорят, что существуют лишь три категории ораторов: «Одних можно слушать, других нельзя слушать, а третьих нельзя не слушать». То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или не смогут не слушать, но именно от нашего голоса зависит, можно ли нас слушать вообще.
Голос – это мы и наши мысли. За весьма редкими исключениями, каждый человек от природы имеет голос, который может стать отчетливым, сильным, богатым оттенками. У большинства детей голоса чистые и звенят как колокольчики. Но что происходит с большинством людей, когда они становятся старше? Из-за лени или по небрежности они начинают бормотать или глотать отдельные звуки: их голоса становятся нервными, резкими или гнусавыми, монотонными, у некоторых весьма и весьма тихими, их почти не слышно. У многих речь загромождена нечленораздельными звуками, оговорками и т.д. Трудно понять, почему люди так мало знают и так мало заботятся о даре речи, этом столь важном для них даре? Привычку уверенно владеть голосом и речью, жестами и телодвижениями человек приобретает до 20 лет, но начать заниматься своим голосом никогда не поздно.
Существенную помощь в осуществлении этой задачи оказывает техника речи – важная сторона ораторского мастерства и особый раздел риторики. Ее главная цель – научить оратора владеть своим голосом во всей совокупности его качеств и возможностей.
Как мы уже отмечали, голос – одна из существеннейших характеристик человека. Не бывает двух одинаковых голосов и, за весьма редкими исключениями, любой человек может сделать свой голос гибким, сильным, богатым оттенками. Монотонность, гнусавость, бормотание, проглатывание отдельных звуков и нечеткая артикуляция способны испортить самую хорошую речь, подорвать авторитет оратора.
Техника речи – весьма специфический раздел науки об ораторском искусстве. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная, практическая работа над навыками произношения.
Составные части техники речи – это постановка речевого дыхания, постановка речевого голоса, дикция и орфоэпия. Суть техники речи – в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения.
Голосовой аппарат состоит из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов. Дыхательные органы нечто вроде мехов: они включают легкие, мускулатуру, втягивающую воздух в легкие, и другие мышцы, которые для сильных и контролируемых выдыханий, требуемых речью, выталкивают воздух из легких. Вибраторы – это голосовые связки, они расположены горизонтально в дыхательном горле, там, где оно переходит в гортань, и прикреплены к передней стенке так, что в ослабленном состоянии образуют римскую цифру V. Когда они напряжены и сомкнуты, устремляющийся вверх из легких воздушный поток заставляет их быстро вибрировать, порождая звуковые голосообразующие колебания. Резонаторы включают гортань, полости рта и носа. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок. Изменения в форме и объеме полости рта придают во время речи отчетливость каждому звуку или создают резонтанс. Артикуляторы – это органы, наиболее важные из которых язык, губы, нижняя челюсть и мягкое небо, образуют из звуков слоги и слова. Эти четыре части голосового аппарата участвуют в создании пяти элементов голоса: а) звучности; б) темпа; в) высоты; г) тембра; д) артикуляции (вместе с произношением). Каждый из пяти элементов голоса в большей или меньшей степени зависит от всех четырех частей голосового аппарата и оказывает некоторое влияние на остальные элементы. Например, неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь искажает тембровую окраску или резонанс и может вызвать слишком высокий тон, недостаточную длительность звуков или неясную дикцию.
Голос – это как бы оркестр разнообразных инструментов, способный передать малейшие движения внутренней жизни, просто и красиво выражать мысли и чувства человека. Для слушателей чрезвычайно важно то, как звучит голос оратора: звучит ли он свободно, мягко, доверительно, на низких тонах (низкие тона голоса воспринимаются более благоприятно, они собирают внимание слушающих, настраивая их на восприятие содержания) или, напротив, звучание резкое, напряженное, завышенное по тону или очень тихое, не летящее в зал. И тогда слушателям приходится тратить первые, как мы уже говорили, самые ценные минуты общения на то, чтобы приноровиться к восприятию такой неблагозвучной речи оратора. Первая функция голоса и состоит в том, чтобы обеспечить слышимость звучащего слова. Если оратор будет заботиться о том, чтобы его речь легко осознавалась слушателями, он обязательно разовьет голосовую гибкость, подвижность, способность голоса как бы рисовать мысль, т.е. раскроет вторую функцию голоса – быть выразителем мысли. Дело в том, что мы помним речь по хранящемуся в нашей памяти мелодическому «рисунку» повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений, слышим интонации, выделяющие знаки препинания, логические паузы перед наиболее важными словами и т.п. Третья функция голоса – быть проводником чувств, вызвав своим голосом определенные переживания, сопереживания слушателей. Именно по интонации (повышению или понижению силы звука, изменению тембральной окраски речи, ее темпо-ритма) слушатель угадывает чувство оратора.
Оратор должен уметь регулировать свое поведение, управлять интонациями речи в процессе взаимодействия с аудиторией. С помощью чего же он осуществляет это управление? Произвольным регулятором поведения является образ. Действуя в образе, оратор осуществляет управление мимикой, жестами, движениями, интонациями – всеми элементами речевой выразительности. Друг Демосфена актер Сатир «сыграл» ему отрывок из пьесы Софокла, чтобы показать, как важна «игра» в речи для выразительности ее. «Думать, что можно сначала поставить голос, то есть выработать необходимый комплекс двигательных рефлексов и тонких дифференцировок движений в отрыве от исполнительских задач, а потом уже заниматься исполнительством, является ошибкой с физиологической точки зрения». Об этом же пишет Станиславский К.С.: чтобы «…не вывихивать своего аппарата воплощения, то есть мимики, голоса, жеста, тела, надо научиться вовлекать в работу свою душевную органическую природу». Итак, любое техническое задание по голосу необходимо подчинять действию – таков основной принцип воспитания речевого голоса.
Диапазон голоса – это совокупность звуков различной высоты. Если оратор может, сохраняя устойчивость голоса, плавно переходить от одной тональности к другой, он приобретает колоссальные возможности в дополнительной выразительности устной речи – умение «интонировать» или «живописать» голосом. Мы часто не замечаем, что в нашей повседневной речи мы непрерывно интонируем, вкладывая в наши слова различную эмоциональную окраску. Именно отражая эту уникальную способность человеческого голоса, Б.Шоу сказал, что надо уметь 1000 раз сказать «да» и 1000 раз «нет» и каждый раз по-новому. Следует избегать монотонности в речи и лучшим упражнением для этого будут стихи. Стихи как ритмически организованная речь легко возбуждают в нас эмоциональный отклик, рождая т.н. ритмическую эмоцию или ритмическое переживание, которое организует, приводит в рабочее состояние весь организм человека, в т.ч. и голосовой аппарат.
Важнейшим компонентом выступления является сила голоса. Не следует путать силу голоса и громкость голоса. Сила голоса – это, в первую очередь, мощность голоса, т.е. когда оратор говорит негромко, но всем хорошо слышно. Это и есть т.н. «поставленный голос». Сила голоса тесно связана с дикцией – четким произнесением букв, слов и предложений в соответствии с нормативными правилами произношения и ударений. Для тренировки хорошей, четкой дикции используют скороговорки. Сначала медленно, тщательно артикулируя каждую букву, читайте скороговорку. Медленно прочитайте несколько раз, пока не почувствуйте, что можете читать без запинки. Затем прочитайте скороговорку с такой скоростью, с какой обычно говорите. Убедитесь, что вы можете произнести текст, не запинаясь. Увеличьте скорость. А теперь еще больше, а теперь произнесите на пределе своих возможностей. Вновь, тщательно артикулируя каждую букву, медленно, по слогам прочитайте скороговорку, старайтесь не торопиться. Затем по той же методике поупражняйтесь с другими скороговорками:«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа; Дробью по перепелам, да по тетеревам; На дворе трава на траве дрова; Клара-краля крала лук с ларя; Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет; Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь; Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать» и др. При артикуляции основную работу выполняют язык и губы, поэтому движения их мускулов должны быть особенно четкими. Речь облегчается тем, что по привычке губы всегда несколько выпячены. Челюсть же остается по возможности свободной, чтобы разгрузить шейные мускулы. Упражняйтесь в произнесении гласных и согласных. При т.н. линейке гласности и-е-а-о-у округление губ последовательно возрастает. Согласные звуки должны быть четко отделены друг от друга. Слушатель должен воспринимать каждый слог, понимать каждое слово ясно и точно. Небрежное смешение звуков (например, п-б и д-т) нередко ведет к непониманию. Шепот необыкновенно увеличивает силу артикуляции. В русской речи очень важно четко произносить окончания слов, особенно многосложных.
Очень важно добиться звучности голоса. Звучность помогает донести речь до всех слушателей. Наиболее частая претензия к неопытным ораторам выражается в настойчивых восклицаниях: «Громче!» Звучный голос – это не только его сила, но и призыв. Как добиться звучности? Прежде всего необходимы уверенность в себе и подъем. Звучность голоса опирается на правильное дыхание. Правильное дыхание – это дыхание глубокое, частое и контролируемое. Выдохните весь воздух, начните говорить и вы не сможете окончить даже небольшую фразу. Но заполненные до отказа легкие тоже становятся неуправляемые, дыхание необходимо глубокое, но не до отказа. Глубокий вдох требует полсекунды и если эти полсекунды приходятся на естественные паузы в речи, то воздуха будет вдыхаться достаточно для выразительности речи. На одном, даже правильном, глубоком вдохе можно хорошо произнести лишь часть фразы. Для выразительной речи требуется не просто глубокое дыхание, а дыхание частое. Иногда ошибочно думают, что вдыхать надо в конце фраз. В результате эти «концы» превращаются в едва слышное бормотание. Хорошая подача звука требует частого дыхания. Воздушный столб в дыхательных органах должен быть устойчивым. Степень частоты – явление во многом индивидуальное, подберите ее во время упражнений. Проделайте опыт: сделайте глубокий вздох и произнесите следующую фразу, не возобновляя запаса воздуха: «Упорно не поддающийся исправлению недостаток радио и телевидения // не в том, что они все еще далеки от технического совершенства , // а в том, что тематика программ и коммерческих передач // за редкими исключениями находится в плачевном состоянии». (символ // показывает необходимость вдоха, затем следует произносить фразу без добора воздуха в этих случаях). Обратите внимание на то, что один из результатов первого вдоха состоит в более сильной подаче слов «не в том» и «совершенства». Заметно, как каждый последующий вдох придает выразительность следующим за ним словом. Дыхание должно быть не только глубокое, частое, но и контролируемое. Без этого речь невыразительна. Контроль дыхания определяется работой легких, диафрагмы, мышц грудной клетки и живота. Контроль дыхания направлен на скорость набора воздуха в легкие, перерывы во вдохах, задержки в выдохах, усиление или ослабление нажима, позволяющее менять характер воздушного запаса в дыхательных органах и тем самым изменять интервал, интенсивность и протяженность звука. Лучше всего проверять контролируемость дыхания, произнося звук «а». Положив одну руку на живот, другую на грудь, пытайтесь менять силу произнесения этого звука, подавляйте ее, резко форсируйте звук и т.д.
Речь хороша в зависимости от повторяющихся в ней разнообразных приемов выразительного подчеркивания. Выразительность в пределах отдельного слова называется ударением. Благодаря ударению можно иногда отличить одно понятие от другого (замок – замок). Выразительность также отмечает относительную важность того или иного слова в предложении. Сравните: « Я согласен с тобой» и «Я согласен с тобой». Степень и род выразительности, кроме того, указывают глубину чувства. Сравните фразу «Я согласен с тобой» в случаях, когда она говорится равнодушно или, наоборот, с убеждением.
В понятие темпа речи входят:1) скорость речи, ее быстрота в целом; 2) длительность звучания отдельных слов и слогов; 3) интервалы и длительность пауз.
Скорость речи зависит от индивидуальных качеств оратора, его темперамента, содержания речи и создавшейся ситуации. Есть ораторы, которые трещат, как пулемет и сыпят словами, как горохом. Даже при очень хорошей дикции скоро оратора перестают воспринимать. Некоторые ораторы, наоборот, говорят медленно, как бы «обсасывая» каждое слово. Такая манера речи может «усыпить» аудиторию. Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты. Проверьте себя.
Слоги и слова, подобно аккордеону, можно растягивать и сжимать. Их гибкость зависит от их значения и выражаемых ими чувств. Продолжительность звучания отражает и некоторые смысловые оттенки. Мысль о поспешности или неотложности находит выражение в сравнительной продолжительности основных слов: «Да или скорей!» Указание на неторопливое движение требует протяжного звучания: «Идет медленно, нога за ногу, вразвалку; бесконечное путешествие». Некоторые ораторы для наиболее выразительного звучания «налегают» на громкость речи, а надо бы на протяженность звучания: «Сколько пережитого за длинный год жизни можно уместить в один-единственный час?»
Редко кто из говорящих задумывался над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Иногда считают, что пауза особой роли в речи не играет, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие. А почему же тогда, когда наш собеседник во время разговора вдруг делает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним произошло? Или он на что-то обиделся? И с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора.
Пауза – это молчание, но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть – паузология. Немирович-Данчяенко В.И., вспоминая о первом спектакле в Московском Художественном театре, о том, как играли актеры и как принимали их зрители, говорит и о паузах, подчеркивая, что они в речи актеров были «не пустые, а заполненные дыханием этой жизни и этого вечера; паузы, в которых выражалось недоговоренное чувство, намеки на характер, полутона». Что имел в виду В.И.Немирович-Данченко, противопоставляя «пустые» паузы «заполненным»? В письме к К.С.Станиславскому читаем: «Прежде всего роль знать, как «Отче наш», выработать беглую речь, не испещренную паузами, беглую и легкую. Чтобы слова лились из Ваших уст легко, без напряжения». Вот, оказывается, в чем причина «пустых» пауз – это незнание текста, когда вспоминает актер о том, что дальше говорить. «Пустые» паузы бывают и в обыденной речи, когда она заполняется паузами, ибо нет информации, которой можно было бы заполнить речь. С такой «пустой» паузой не следует смешивать паузы «хезитации», т.е. паузы обдумывания, размышления. Есть еще логические паузы – выделяющие наиболее значимое слово в тексте. Например, вот как изменится мораль басни И.А.Крылова, если изменить место паузы (обозначим ее символом //): 1. А ларчик// просто открывался. 2. А ларчик просто // открывался. В первом случае подчеркивается, что замок имеет нехитрое устройство и отсюда мораль – человек иногда сам усложняет обстановку, отношения. Во втором случае главное, что ларец вовсе не был закрыт и мораль: нечего ломиться в открытую дверь. Выделяют еще психологическую паузу. Чем она отличается от логической? К.С.Станиславский на этот вопрос отвечает так: «… в то время как логическая пауза механически формирует тексты, целые фразы и тем помогает выяснить их смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и тексту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической паузы она безжизненна…Логическая пауза служит уму, психологическая – чувству..» Есть еще интонационно-синтаксические паузы – они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза на месте запятой, а самую длинную требует точка. Есть еще две разновидности пауз: физиологическая или люфт-пауза и ситуативная пауза, вызванная той или иной ситуацией ( шум в метро и вы делаете паузы, чтобы успеть сказать текст в перерыве между поездами). В заключение приведем еще раз слова К.С.Станиславского: «Пауза – важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей». Поэтому будем внимательны к паузам, научимся ими пользоваться.
Самый сложный вопрос техники и речевой культуры – освоение орфоэпических норм. Слово «орфоэпия» означает правильное литературное произношение. Любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи оратора на ее форму, отвлекает от восприятия смысла, раздражает. Эта часть риторики сложна не потому, что нормы произношения в русском языке весьма многочисленны, а ударение свободно. Главная сложность заключается в том, что многие из нас считают строгую нормативность литературной речи излишней и несущественной, не уделяют ей должного внимания, нередко нарушают. Другая сложность в том, что к литературной речи нельзя подходить со статистической меркой: нормой далеко не всегда является то, что получило наибольшее распространение в данный момент. Третья трудность в усвоении литературной нормы состоит в ее изменчивости. Одни нормы вытесняются другими, при этом в языке существует примерно 5000 слов, которые подчиняются одновременно двум нормам – старой уходящей и новой (творо’г - тво’рог, желчь-жёлчь). Слова, имеющие два варианта правильного произношения следует отличать от слов, где один из вариантов находится за пределами литературного языка (заём – правильное, займ – ошибочное).
Каковы же правила литературного произношения, которых надо придерживаться, чтобы не выйти за рамки общепринятого, а следовательно, и общепонятного русского литературного языка?
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова: мы произносим (хлеп) – хлеб, (сат) – сад. В положении перед гласными, сонорными согласными звук (г) произносится как звонкий взрывной согласный. Следует обратить внимание на сочетание (чн), т.к. при его произношении нередко допускаются ошибки: это сочетание обычно так и произносится (чн),особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), произношение (шн) сохраняется в женских отчествах на ична: Млинишна, Никитишна, Саввишна, Фоминишна; некоторые слова произносятся двояко: булошная и булочная, сливошный и сливочный. Произношение заимствованных слов, как правило, подчиняется орфоэпическим нормам русского языка и только в некоторых случаях отличается особенностями в произношении. Найти ответ на каждый спорный вопрос помогают словари: «Словарь ударений для работников радио и телевидения», «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и др.
«Память – сокровищница красноречия», - писал Квинтиллиан. Каждый должен тренировать свою память. Возьмите за правило ежедневно выполнять определенное задание: заучивать строки из стихотворений (не менее четырех в день, затем – восемь, двенадцать и т.п.) или прозаический текст. Не требуется походить на Цезаря, который знал каждого солдата по имени, или Фокса, английского государственного секретаря, который сказал, что сможет на память воспроизвести Библию, если вдруг утратятся все ее экземпляры. Оратор не обязательно должен быть ходячей энциклопедией, его память должна быть направленной. К ней относятся вопросы типа: где я найду специальную литературу? Где я слышал такое утверждение? Для дискуссий, переговоров хорошо функционирующая память еще более необходима, чем для выступления. В этой ситуации нужно уметь мгновенно черпать из «запасника». Знание современного состояния дел, деталей и взаимосвязей часто решает вопрос в вашу пользу. Уинстон Черчиль подал в отставку, когда не смог вспомнить повестку дня последнего заседания кабинета министров. Он полагал, что правительство Великобритании не может возглавлять человек с нарушенной памятью.
Выделяется три вида памяти: кратковременная, долговременная, непосредственная. В каждой из них сохранение и забывание происходит по-разному. Эти виды памяти различаются по времени сохранения информации. Способность сохранять информацию только на время, достаточное для ее использования – вот характерная особенность непосредственной памяти. Эта память функционирует, когда вы слушаете чей-то разговор, когда кто-то называет ваше имя. Кратковременная память начинает функционировать с того момента, когда информация уже отобрана как достаточно важная, чтобы ее запомнить. Ее называют также рабочей, так как она используется для запоминания информации, которую нужно сохранить или использовать через несколько минут или секунд после ее получения. Долговременная память – память на то, что мы слышали или видели несколько часов, дней, недель или даже лет назад. Это зависит от того, как организована информация. Эти виды памяти во многом зависят друг от друга. Практически никогда, кроме того времени, когда мы спим, мы не прекращаем впитывать информацию. Мы собираем информацию, которая сначала проходит через непосредственную память. Большая часть ее, однако, не обрабатывается и теряется навсегда. Информация, которая привлекает наше внимание, отбирается для дальнейшего анализа. После этого она попадает в кратковременную память, где мы «проигрываем» ее несколько раз, пока не решим, что с ней делать: стоит ли ее использовать, переправить в долговременную память или избавиться от нее. Продолжительность пребывания информации в кратковременной памяти зависит от того, насколько быстро мы сможем использовать ее или от того, сколько времени займет у нас процесс ее организации. Определенную информацию мы осмысливаем мгновенно и она тут же может перейти в долговременную память. Поскольку мы боимся упустит что-то из того, что говорят, мы не тратим время на повторение и организацию информации. Вот почему так трудно вспомнить то, что вам сказали, если в речи нет четкой логической связи, не отмечены ключевые слова и не применен закон «края».
Емкость нашей памяти ограничена, но мы также очень редко используем память систематически. Мы слишком часто пренебрегаем укреплением памяти. Укрепление памяти достигается комплексным воздействием трех составляющих: 1) концентрации (повышения способности к восприятию); 2) созданию ассоциаций (мостиков памяти); 3) повторения.
Концентрация в свою очередь также обусловлена тремя факторами: а) степенью интереса и способностью к концентрации; б) побочными соображениями; в) способностью отключаться от окружающих событий.
Каждому нужно установить, каким видом памяти он обладает и отсюда – какой вид упражнений подходит ему лучше всех. Одни обладают моторной памятью, как Наполеон, который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал бумажку и помнил это имя. Человеку, настроенному на акустическую память, рекомендуется заучивать вслух: ему нужно слышать то, что он учит. Опорой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие, служит, например, обдуманное расположение ключевых слов – подчеркивание их, раскрашивание, а также рисунки, схемы, усиливающие память. Прежде всего решите, к какому типу вы можете отнести себя. У «плохой» памяти часто лишь одна причина: поверхностное, небрежное знакомство с материалом для заучивания.
«Наш разум есть не что иное, как ассоциативная машина», - сказал однажды американский психолог Джеймс. Необходимы ассоциации. Отсюда важный вывод для оратора: создавайте себе «мостки памяти». Вряд ли что-нибудь забывается целиком. «Следы» остаются от всего выученного. Повторение необходимо как средство, обеспечивающее запоминание, но оно не должно применяться механически. Три практических совета: 1. Чтение вслух способствует лучшему усвоению материала, так как соединяет зрение и слух. 2. При повторении делайте перерывы. Намного эффективнее заучивать материал в течение двух дней по часу в день, чем в течение двух часов в один день, так как во время перерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти. 3. Наряду с простым повторением важно повторение комбинированное. Совокупность деталей плохо запоминается, гораздо лучше помнятся знания, которые объединяются новыми и новыми связями. Оратор не должен запоминать всю свою речь, но должен помнить основу, составленную из ключевых слов, и подробнейшим образом – причинные связи и контуры замыслов. Если речь тупо заучена наизусть, всегда грозит опасность. Что даже небольшое волнение оборвет нить рассказа. Кроме того, гладкую речь не прервут острые мысли, благодаря которым речь – событие дня. Многие люди имеют плохую память только от того, что загружают ее информацией в неподходящее время. Поэтому важно знать некоторые свои особенности: многие говорят: «Я – сова» или «Я – жаворонок». Это означает, что у некоторых хорошая способность к запоминанию рано утром («жаворонок»), тогда и следует повторять необходимый текст. Другие – лучше запоминают вечером или даже ночью («сова»).
Подготовка и выступление перед микрофоном в основном не отличаются от обычных выступлений. Тем не менее следует считаться с некоторыми особенностями такой речи. Наиболее частые ошибки оратора заключаются в том, что они кричат в микрофон или говорят монотонно и без воодушевления. Всегда возникает чрезмерная отражательная звонкость, хаотичность звучания, некоторые согласные приобретают чрезмерную силу, слышится неприятное эхо.
Стремясь овладеть техникой речи по микрофону, мы должны добиться непринужденного тона, четкой артикуляции, несколько сниженного темпа речи, стараться сохранять постоянное расстояние до микрофона (20-30 см) и постоянный равномерный, устойчивый поток воздуха (при выдохе) во избежание взрывного звучания. Микрофон обладает раздражающей сверхчувствительностью к шумам, возникающим, когда его передвигают, когда покашливают, причмокивают, шаркают ногами и т.п. Микрофон не должен стеснять свободу движений. Разумеется, нельзя разгуливать около него; покачиваться с боку на бок или вперед и назад – это вызывает то нарастание, то замирание звука. При подготовке в выступлению репетируйте перед каким-нибудь предметом, изображающим микрофон. Приучайтесь к жестикуляции, которая совместима с речью перед ним. Привыкайте смотреть не на микрофон, а поверх него и из-за него на слушателей.