История садово-паркового искусства
К 250-летию Российской академии художеств
Российская академия художеств
Научно-библиографический архив
«Преподаватели Российской Академии художеств»
Т.Б. Дубяго
ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Публикации и документы
Научный сборник
Выпуск 4
Ответственный редактор
Заведующая научно-библиографическим
архивом, кандидат искусствоведения
СБ. Алексеева
Составитель и автор вступительной статьи Н.С. Беляев
Дубяго Т.Б. История садово-паркового искусства. Конспект лекций: Публикации и документы. Научный сборник /НБА PAX; Отв. ред. СБ. Алексеева, Сост. и авт. вступ. ст. Н.С. Беляев.- СПб.: Лема, 2007.- 92с, ил.- Выпуск 4.- (Серия «Преподаватели Российской Академии художеств»).
Четвертый выпуск из серии «Преподаватели Российской Академии художеств», посвящен Татьяне Борисовне Дубяго (1899-1959) - русскому архитектору, талантливому педагогу, крупному специалисту в области садово-паркового искусства. Татьяна Дубяго в течение многих лет была преподавателем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, воспитала не одно поколение архитекторов. Представленная книга по праву считается одной из ее лучших неопубликованных работ и теперь она стала доступной широкому кругу читателей. Отзывы о плодотворной деятельности Т.Б. Дубяго таких видных специалистов, как Г.Г. Гримма, Л.М. Тверского, Е.И. Катонина, помещенные в сборник, позволяют лучше познакомиться с личностью этого известного отечественного архитектора.
Издание предназначено для архитекторов, искусствоведов, историков, студентов гуманитарных и технических ВУЗов и всех интересующихся историей садово-паркового искусства.
Вступительная статья
Изучение и публикация ранее не изданных научных работ преподавателей Академии художеств - дело нужное и полезное для развития отечественной искусствоведческой науки, что доказывают положительные отзывы на предшествующие сборники, выпущенные Научно-библиографическим архивом Российской академии художеств.
Настоящий выпуск из серии «Преподаватели Российской академии художеств», посвящен одному из самых известных ленинградских архитекторов и историков садово-паркового искусства, чье имя до сих пор считается непревзойденным авторитетом среди нескольких поколений русских архитекторов, занимающихся организацией ландшафтной среды.
Деятельность Татьяны Борисовны Дубяго была плодотворна и многогранна как в области истории и теории садово-паркового искусства, так и в плане практической реализации ряда крупных архитектурных проектов, создании образовательных курсов для будущих архитекторов-дендрологов и т.д.
Как всякое дерево имеет свои корни, питающие его крону, так и человек без влияния семьи не может стать настоящей личностью. Это полностью подходило к Татьяне Дубяго, принадлежавшей не только по духу, но и по своему происхождению к европейской интеллигенции позднего Средневековья. Предки Татьяны Борисовны вели свое начало от старинного литовского дворянского рода Кояловичей, славившихся глубокой образованностью. Альберт Коялович в начале XVII века составил известную рукопись «Гербовник дворян Великого Княжества Литовского»; Войцых Виюк Коялович (1609-1677) - историк, профессор и ректор виленской академии, автор богословских трактатов. Ее дед- Михаил Иосифович Коялович (1828-1891) был писателем, историком, заведующим кафедрой русской истории гражданской и духовной Санкт-Петербургской духовной академии, а отец - Борис Михайлович Коялович (1866-1942) являлся известным ученым, доктором математических наук, профессором Политехнического института, членом Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения.
Татьяна Коялович¹ родилась 5 марта 1899 года в Петербурге, Интерес к искусству и, прежде всего, к архитектуре привел ее в Академию художеств, где в 1917 году она успешно прошла конкурс и проучилась до весны следующего года. Затем ее семья покидает Петроград, только лишь в 1921 году она смогла вернуться обратно и была принята на архитектурный факультет Института Гражданских Инженеров, который закончила в 1926 году. Дипломной работой Татьяны Борисовны стал проект «Планировка части Володарского района».
Серьезный интерес к архитектуре Ленинграда привел ее на работу в Отдел планировки Ленсовета, где Т. Дубяго смогла раскрыть свой талант архитектора-проектировщика под руководством профессоров Л.А. Ильина и Е.И. Катонина²- корифеев градостроительной мысли того времени. В 1930-е гг. она принимала участие в подготовке первого плана реконструкции Ленинграда. Наиболее удачной ее работой как районного архитектора считается проект планировки района Охты и правого берега Невы. Не менее значимым для нашего города стал ее проект Парка Культуры и Отдыха Московского района, выполненный совместно с Е. И. Катониным, ныне хорошо известного как Московский Парк Победы. Великолепный каскад из зеленых насаждений, живописные пруды и аллеи до сих пор радуют глаз посетителей этого парка. Зеленая ограда парка вдоль Московского проспекта выполнена по проекту Дубяго Г. Б.
Продолжая свою продуктивную деятельность в этом направлении, Татьяна Дубяго по просьбе Управления Культурно-просветительскими
1 Дубяго - фамилия мужа Татьяны Борисовны.Дмитрий Петрович Дубяго (1895-1942), проектировщик гидроэлектростанций, скончался в блокадном Ленинграде.
² Ильин Лев Александрович (1880-1942), архитектор-градостроитель, главный архитектор Ленинграда (1925-19.38).
Катонин Евгений Иванович (1889-1984), архитектор, доктор архитектуры, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
учреждениями Ленсовета начала работу над восстановлением жемчужины садово-паркового искусства Петербурга - Летнего сада. В течение двух последних предвоенных лет она смогла создать проект реставрации Летнего сада: это проект партера по Лебяжьему каналу, который был осуществлен в натуре, проект восстановления и благоустройства участка у Чайного домика и у пруда. Столь интересную и полезную для сохранения отечественной культуры работу Т.Б. Дубяго продолжила в послевоенное время. Изучив большое количество источников, посвященных Летнему саду, она смогла разработать проект его восстановления, имевший большое методическое значение; был сделан анализ композиции сада, показано, что необходимо собрать исторический материал, намечен перечень необходимой документации к проекту.
В период Великой Отечественной войны почти все пригородные дворцы-резиденции русских монархов - сильно пострадали, что потребовало значительных усилий по восстановлению не только архитектурных сооружений, по и самих парковых ансамблей. И в этом отношении особенно ценен вклад Татьяны Борисовны в реставрацию Екатерининского парка в Царском Селе. Ее профессиональными консультациями пользовались сотрудники пригородных дворцов-музеев - Петродворца и Ораниенбаума. Большой опыт Т.Б. Дубяго в области реставрации парковых ансамблей пригородов Ленинграда вылился в ряде публикаций, приведенных в конце настоящего издания.
Диапазон творческих интересов Т.Б. Дубяго не ограничивался только географией России. Во время эвакуации она активно работала в Узбекистанском научно-исследовательском институте агролесомелиорации в Ташкенте в качестве заведующей сектором озеленения городов этой республики. Итогом нескольких лет ее деятельности стали проект дендропарка в Ташкенте, проект парка культуры и отдыха железнодорожников (осуществлен), проект озеленения Фархадстроя (совместно с О.А. Ивановой).
В 1945 г. Татьяна Борисовна принимала участие в закрытом конкурсе «Озеленение городов Урала», где ее проекты были отмечены первой и второй премиями, а спустя три года она была награждена почетной грамотой Правления Союза Советских Архитекторов за проекты, представленные на Первой Всесоюзной выставке архитектурных и научных работ женщин-архитекторов СССР.
Уникальность архитектурного таланта Татьяны Борисовны состояла в диапазоне ее творческих возможностей - она была не просто профессиональным архитектором, но и одновременно крупнейшим ученым в области садово-паркового искусства, соединившим теорию, историю и практику в единое целое, что нашло свое отражение в ее диссертациях, монографиях и многочисленных статьях.
В 1949-1950-х гг. она была председателем международных конференций, посвященных ландшафтной архитектуре и проходивших в Австрии и Финляндии, а также являлась членом ученых советов ВАКа, Архитектурного совета Ленинграда и Союза архитекторов.
Однако без продолжателей дела трудно говорить, что мастер полностью состоялся, и здесь вполне уместно дать обзор педагогической деятельности Татьяны Борисовны, которая началась в 1930 г. на кафедре планировки населенных мест Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства.
В 1933 году она связала свою преподавательскую работу с Ленинградской лесотехнической академией им. СМ. Кирова. Почти четверть века она отдала кафедре садово-паркового искусства и строительства. Коллеги до сих пор помнят ее вклад в развитие создания новой области искусства в Советском Союзе.
На электронном сайте кафедры, помещенным в Интернет, можно прочитать: «Т.Б. Дубяго впервые составляет учебные программы по двум дисциплинам кафедры, пишет конспекты лекций по садово-парковому искусству, теории ландшафтного искусства, озеленению населенных мест. Она была одним из самых эрудированных профессоров академии, обладала лекторским талантом, завоевывала симпатии студентов своей эрудицией, глубоким знанием основ дисциплины и практическим опытом в области благоустройства, реставрации, градостроительства. Она пробуждала интерес у студентов и работников кафедры к научно-исследовательской работе в области градостроительства и озеленения. Под ее руководством были выполнена работы кафедры по благоустройству Куйбышевской ГЭС... Под руководством Дубяго студенты выполнили более 300 работ, из которых 12 % было осуществлено. Дипломные работы всегда отличались глубиной разработки и оригинальностью решений. Будучи крупнейшим ученым в области ландшафтной архитектуры и педагогом по призванию, Дубяго придавала большое значение организации встреч студентов с известными архитекторами, художниками, учеными»3. Среди заслуг Татьяны Борисовны можно назвать и организацию студенческих экскурсий в Прибалтику для ознакомления со спецификой западного паркового строительства и создание библиотеки, включавший книжный и репродуцированный материал, посвященный ландшафтной архитектуре и озеленению.
Следует отметить, что Татьяна Борисовна не ограничивала свою педагогическую деятельность только Лесотехнической академией, ее интересные лекции можно было услышать в Ленинградском инженерно-строительном институте, в Государственном Эрмитаже, на курсах экскурсоводов, в Домах Культуры и Обществе по распространению политических и научных знаний.
Почти полтора десятка лет (1938-1954) Татьяна Дубяго была связана с Институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, именно там по просьбе его руководства она читала лекции по Садово-парковому искусству. В Научно-библиографическом архиве Российской академии художеств сохранилось официальное письмо директора Института
3 Лесотехническая академия. [email protected]
имени И.Е. Репина, профессора В.М. Орешникова4 к Т.Б. Дубяго: «Глубокоуважаемая Татьяна Борисовна! Дирекция Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР просит Вас взять на себя чтение курса «Садово-парковое искусство» на 5-м курсе архитектурного факультета Института во 2-м полугодии 1954 г. Вы будете заняты 4 часа в неделю. Если Вам затруднительно приезжать два раза в неделю, то расписание может быть составлено так, что после 2-х часов лекции будут следовать 2 часа практических занятий. Надеемся на Ваш положительный ответ»5.
В Академии художеств происходила и защита ее докторской диссертации «Русское садово-парковое искусство XVII - первой половины XVIII столетий». Официальными оппонентами были такие светила архитектурной мысли, как Г.Г. Гримм и Л.М. Тверской6.
Несмотря на то, что большая часть преподавательской деятельности Т.Б. Дубяго была связана с ЛТА, она всегда относилась с уважением и почтением к Академии художеств. «Я испытываю особое удовлетворение от мысли о том, что я защищаю докторскую диссертацию в стенах той Академии, порог которой я переступила в начале своего жизненного пути, когда была зачислена на архитектурный факультет.
После смерти Татьяны Борисовны в 1959 году именно Академия художеств высказала свою заинтересованность в издании труда всей ее жизни «Русские регулярные сады и парки». В официальном письме к главному
4Орсшников Виктор Михайлович (1904-1987), советский художник, действительный член Академии Художеств СССР. НБАРАХ.Ф.7.Оп.4.Д79.Л.13.
5Гримм Герман Германович (1905-1959), доктор искусствоведения, автор ряда Фундаментальных работ по истории отечественной культуры.
6Тверской Лев Михайлович (1889-1972), архитектор, теоретик архитектуры, профессор Института имени И.К. Репина.
редактору Государственного издательства литературы по строительству и архитектуре написано: «Книга Дубяго могла бы стать чрезвычайно ценным учебным пособием при изучении студентами русской парково-строительной культуры ... это обстоятельное исследование является ценным при дальнейшей научной работе в области исследования вопросов отечественного градостроительства». Эта инициатива Академии особенно ценна тем, что в те годы было издано незначительное количество работ по садово-парковому искусству. И по авторитетному мнению Н.А. Ильинской «эта книга, изданная посмертно в 1963 году, представляет серьезное и ценное исследование, уникальное и по настоящее время, и является одной из немногих книг по русскому садовому искусству, известных за границей»".
К сожалению, значение и необходимость садово-паркового искусства у нас в стране в середине 1950-х гг. недооценивались, и было предложено отказаться от выпуска архитекторов в области ландшафтной архитектуры, что перечеркивало многое из достигнутого Татьяной Борисовной и повлияло на ее ранний уход из жизни. Однако спустя долгие годы ее творческое наследие не устаревает, а память о ней сохраняет не одно поколение специалистов в области садово-паркового искусства. Так, в 1999 году в Союзе архитекторов в Петербурге был организован вечер, приуроченный к 100-летию со дня рождения Татьяны Дубяго.
Многое для популяризации личности Татьяны Борисовны Дубяго сделала ее коллега по кафедре садово-паркового искусства и строительства Лесотехнической академии им. СМ. Кирова Наталья Алексеевна Ильинская: ее перу принадлежит серьезная обстоятельная статья, посвященная Т. Дубяго, где впервые столь подробно и многоаспектно показана деятельность этого русского архитектора. Благодаря Н.А. Ильинской архитекторы и искусствоведы имеют возможность познакомиться с курсом лекций по садово-парковому искусству, созданному Т.Б. Дубяго в 1939 г и специально предназначенному для чтения студентам Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
Сохраненная Н. А. Ильинской машинопись курса находится в Научно-библиографическом архиве PAX и теперь представлена в настоящем сборнике.
Конспект лекций охватывает значительный период зарубежной истории ландшафтной архитектуры с древнейших времен и до начала XIX столетия и до сих пор представляет интерес для специалистов, прежде всего, с точки зрения исторического осмысления этой области научного и практического знания. Кроме конспекта, в это издание составителем было решено включить отзывы на докторскую диссертацию Т.Б. Дубяго, библиографию ее печатных и неопубликованных работ, а также список основных проектных работ и построек.
Закончить статью о жизни и деятельности Татьяны Борисовны хотелось бы словами: «Дубяго пользовалась большим уважением, была благородным человеком, вся ее жизнь отличалась высокой принципиальностью, авторитет ее был признан специалистами всего мира. Она ответственно относилась к профессиональной подготовке студентов, обладала высоким мастерством градостроителя, талантливого создателя выразительных садово-парковых ансамблей, владела основами строительства садов и парков, знала сущность современных градостроительных задач».
Т. Б. Дубяго
ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ15
Вступление
В ансамбле современного города зеленые насаждения играют существенную роль. Они входят в этот ансамбль как равноправный элемент наряду с архитектурой зданий, и в отдельных случаях приобретают доминирующее значение.
На территории города зеленые насаждения должны быть организованы в единую архитектурную систему, композиционно связанную в одно целое, с учетом индивидуальных особенностей каждого зеленого массива. Эти установки дают нам возможность правильно подойти к разрешению вопроса об озеленении наших городов, определить значение каждого зеленого пятна в ансамбле всего города и района, определить его архитектурный образ и содержание его работы.
На территории Советского Союза строится сейчас большое количество парков. Каждый город, поселок, колхоз хочет иметь свой парк Культуры и Отдыха, а большие города стремятся к увеличению своих зеленых территорий в целях оздоровления города и предоставления населению мест здорового отдыха и развлечений.
Значение зеленых насаждений для жизни города в основном заключается в следующем: на первом месте должно быть поставлено санитарно-гигиеническое значение зелени, которое сводится:
1. К непосредственному регулированию состава воздуха путем выделения кислорода и поглощения углекислотности в свету.
15 Текст лекций печатается по оригиналу, находящемуся в ИВА PAX с сохранением авторской орфографии, пунктуации и воспроизведения названий имен собственных.
2. К регулированию температуры и относительной влажности воздуха.
3. К защите от пыли, вредных газов, дыма и копоти (фильтрующее значение зелени).
Современное градостроительство придает большое значение внедрению зеленых территорий в систему города. Оно выдвигает как непременное требование - равномерное распределение зеленых территорий по всем районам города. Необходимо объединение их зелеными артериями в одну систему в целях обеспечения нормального состава воздуха во всех точках населенной территории.
Наряду с санитарно-гигиенической ролью зелени необходимо отметить и культурно-просветительное значение зеленых территорий, которое сводится к организации мест массового культурного отдыха взрослых и детей и к устройству мест для физкультуры и спорта. Сюда же относится и организация ботанических садов.
Не менее важное значение имеют зеленые территории и в вопросе зашиты города от пожаров, снежных и песчаных заносов, ветров, а также в вопросах об укреплении берегов рек и оврагов, и в защите водоохранных
зон.
Все перечисленные свойства зеленых насаждений указывают на их важную роль в системе города. Современный архитектор и градостроитель в СССР должен внимательно подойти к изучению вопросов зеленого строительства, чтобы найти тот художественный образ Советского Парка, который должен отвечать новому содержанию парковой работы, должен дать максимально оздоровляющий эффект и обеспечить лучшие условия для культурного отдыха населения. Практика советского паркостроения позволяет уже сейчас выявить те пути, по которым следует направить садово-парковое строительство в СССР. Первые годы строительства отличались чрезмерной гигантоманией в проектировании и стандартным подходом к композиции совершенно различных по природным условиям участков. Определившийся перечень сооружений парка, разросшийся до неимоверных размеров, был обязательным для каждого парка, независимо от его размеров. Это привело к перегрузке парков сооружениями и потере значения парка как зеленого массива. Установка на максимальную оригинальность и новизну замысла, часто вызывавшая утрировку и эксцентричность, привлекла к полному отказу от изучения садово-паркового искусства прежних времен.
Однако последние годы строительства парков свидетельствуют о переломе в этом вопросе. Наблюдается стремление к критическому освоению садово-паркового искусства прежних эпох, отказ от перегрузки парков сооружениями и повышение качества проектирования парков.
К удачным работам последних лет можно отнести Нагорный парк в Баку, парк на горе Давида в Тбилиси и частично Центральный парк КиО им. Горького в Москве. (Работа последних 2-3 лет - набережная Москва реки.)
Современное строительство парков может дать образцы высокого качества только при критическом освоении культурного наследия в садово-парковом искусстве. История развития садового искусства дает нам немало прекрасных примеров решений больших парковых ансамблей, предназначенных для массовых зрелищ и развлечений. Таковы амфитеатры итальянских садов и нарядные открытые площади французских парков.
Для решения парка в условиях крутого рельефа можно применить приемы террасированного итальянского сада с его монументальными подпорными стенками и декоративными лестницами. При композиции парка, предназначенного для тихого отдыха, можно воспользоваться идеями построения пейзажного парка конца XV1I1 века с его извилистыми дорожками, свободным размещением растительности и созданием живописных перспектив, подражающих естественной природе.
В конечном счете, создание художественного образа советского парка может быть достигнуто путем синтеза зеленых насаждений, воды, архитектуры и скульптуры на базе естественных условий территории, предназначенной под парк.
Архитектура садов и парков только недавно снова признана отраслью истории искусств. После пышного расцвета садово-паркового искусства, закончившегося XVI11 веком, трезвый XIX век отбросил садовое искусство как ненужное, считая, что сад сам разрастется, если почва хороша ивлаги достаточно. Между тем садам последнего времени очень далеко до созданий эпохи Лигорно иЛенотра. Прежнее искусство забыто и для того, чтобы снова поднять на высокий уровень строительство наших современных парков надо прежде всего изучить те композиционные приемы, которые легли в основу решения знаменитейших парков всех стран, изучить историю садово-паркового искусства.
Прежде чем приступить к изложению исторического очерка развития садово-паркового искусства необходимо уточнить основную терминологию. Обозначение парковых стилей хотя иногда и неточно, все же вносит известный порядок и разграничение, подразделяющее все садово-парковые композиции на две противоположные категории.
1. Композиции, основанные на принципе геометрических построений, с регулярной планировкой дорожек и площадок – называются регулярными.
2. Композиции, характеризующиеся отсутствием правильности и имеющие в своей основе подражание естественной природе - называются пейзажными или ландшафтными парками.
Регулярные парки делятся на две группы:
1. Регулярные парки, расположенные на крутом рельефе, свойственном Италии и называемые поэтому итальянскими.
2. Регулярные парки, расположенные на плоском рельефе, свойственном Франции и называемые — французскими.
Родиной пейзажных парков является Англия, поэтому пейзажные парки часто называют английскими.