Компьютерные технологии
Компьютерные технологии важны как источник информации при проведении библиотерапии. В сети Интернет привлекает, прежде всего, наличие больших информационных ресурсов — электронных библиотек, справочников, словарей, энциклопедий, тематических баз данных, информационных сайтов и пр. Овладев достаточно простыми поисковыми системами, инвалиды получают доступ к интересующим их книгам, статьям и др. информации, вызвавшим интерес или рекомендованным к прочтению. Помимо текстовой информации Интернет имеет значительную баз/ музыкального, изобразительного и фотоматериала. Отдельное место в нем занимает ИнтернетАрт, ознакомиться с которым можно, имея доступ в Интернет. Доступ к компьютерным технологиям позволяет расширить возможности досуга. В Интернете много различных развлекательных мультсериалов. Есть сайты, которые предлагают самим пользователям придумать, достроить имеющийся мультик и т.п.
Компьютерные игры — это мощный резерв в игротерапии. Игры являются здесь не только элементами развлечения, но и тренировкой ряда эмоциональных психических и моторных функций. У них широкий диапазон: начиная от простых типа «Тетрис», не требующих сложного компьютерного оборудования, до технически сложных, мультимедийных или с применением дополнительных аппаратных средств (джостик, шлем и пр.). Они позволяют моделировать различные состояния как сенсорные, так и эмоциональные, тренируют координацию движения, включают механизм «глаз — рука». Мультимедийные игры способствуют формированию таких качеств как принятие решения, преодоление страха перед непредвиденными обстоятельствами. Стратегические игры типа «Цивилизация» требуют умения удерживать в памяти и управлять достаточно большим количеством параметров одновременно, другие позволяют проигрывать экстремальные состояния (игры типа автомобильных гонок или управления самолетом). Как и всякое компьютерное обеспечение, игры можно создавать под те или иные задачи игротерапии.
При наличии соответствующего программного обеспечения владение компьютером позволяет организовывать свой досуг даже при отсутствии выхода в Интернет. Можно заниматься компьютерной графикой: отсоздания авторских работ до несложных компиляций с применением существующего набора клипов и готовых спецэффектов; производить мультсериалы, делать музыкальную обработку уже имеющихся произведений, в том числе с применением специальных эффектов.
Программа работы с инвалидами во многом определяется особенностями этого контингента. Если работа проводится с инвалидами, психика которых сохранна и достаточно устойчива, то целью является социокультурная реабилитация, направленная на максимальное расширение возможностей инвалида. Если работа ведется с инвалидами, имеющими психические отклонения, то в зависимости от специфики заболевания задачей будет составление комплексной программы реабилитации, где компьютер будет выполнять, прежде всего, роль многофункционального тренажера.
Овладение названными выше формами коммуникации особенно важно в образовательном плане. Современные компьютерные технологии с успехом используются при дистанционном образовании — удаленном взаимодействии обучающегося с учебным заведением.
В современных условиях инвалид, овладевший компьютерными технологиями на профессиональном уровне, становится конкурентоспособным на рынке труда и адаптированным в профессиональной сфере. Существенно, что поиск работы через сеть Интернет оказывается достаточно эффективным и удобным для многих категорий инвалидов.
Компьютерные классы целесообразно создавать в составе культурно-досуговых учреждений клубного типа, библиотек, музеев, реабилитационных учреждений системы социальной защиты населения. При организации подобных классов следует руководствоваться методическими рекомендациями по организации учебного процесса инвалидов в специализированных учреждениях среднего профессионального образования инвалидов, разработанными ЦИЭТИНом и Институтом теории педагогики и образования Российской академии образования.
Чтобы сделать компьютер доступным некоторым категориям инвалидов, необходимо иметь дополнительное оборудование и соответствующее программное обеспечение. Это может быть оборудование, широко используемое различными пользователями, но употребляемое инвалидами в компенсационных целях, а также уникальное, то есть специально разработанное для отдельных групп. Для людей со слабым зрением или с потерей зрения в компенсационных целях можно использовать:
а) системы экранного yse/i/тченля, которые отличаются многообразием функций: увеличения кегля шрифта и иконок до сложных продуктов, которые могут работать в паре с модулями считывания экранной информации. Сочетание продуктов для экранного увеличения с системами считывания помогает лицам, теряющим зрение;
б) системы считывания экранной информации и синтезаторы, которые преобразуют изображение на мониторе в текст, а синтезатор произносит этот текст голосом похожим на человеческий;
в) телевизионные увеличители и сканеры, которые проецируют изображение бумажных документов на экран монитора или телевизора;
г) сканеры в сочетании с программами оптического распознавания текста позволяют текст на бумажных носителях переводить в компьютерный, после чего его можно прослушивать с помощью системы считывания экранной информации;
д) электронные записные книжки для слепых, которые позволяют им во время встреч и заседаний набирать заметки, а затем передавать их в компьютер для последующего преобразования в речевую информацию или текст, распечатываемый на специальных принтерах;
е) принтеры с шрифтом Брапля представляют собой устройства вывода текстовой информации в символах азбуки Брайля;
ж) программы для распознавания речи позволяют диктовать компьютеру, как стенографистке, не делая пауз между словами.
Они не способны воспринимать быструю речь, но, тем не менее, вполне справляются со своей задачей.
Для управления компьютером и отдельными программами используется технология голосовой навигации. Она позволяет управлять большинством приложений в Windows, давая в микрофон отдельные команды (отметим, что звуковой навигацией пользуются и зрячие для управления компьютерами или базами мобильных телефонов).
Люди с расстройствами слуха в целях компенсации могут использовать программы для распознавания речи, специальные телекоммуникационные комплекты для глухих, состоящие из модема и программного обеспечения. Кроме того, уже имеются карманные устройства, позволяющие записывать речь, а после преобразования в текст выводить результат на принтер. Пользователи с ослабленным слухом могут также задействовать встроенную в операционные системы Windows возможность замены звуковых предупредительных сигналов на экранные индикаторы. Пока подобные технологии доступны специализированным центрам, имеющим хорошую финансовую основу, однако потребность в них большая.