Вопрос 21. Модерн в культуре и дизайне Европы и России. Формообразование в стиле Модерн
Новый стиль возник на рубеже XIX - XX вв. почти одновременно во многих европейских странах. Его важной чертой стал возврат к функциональности, освобождение от излишков декора, обращение к национальным традициям. Результатом такой стилизации было создание совершенно новых форм, подчинение единому формообразующему началу. Хронологически новый стиль определяют 1887-1914 гг. Утвердившись в большинстве стран Европы, он получил везде разное название. Чаще всего употреблялись термины "модерн" (современный) и "Ар Нуво" от названия парижского магазина-салона "Maison de l’Art Nouveau" ("Дом нового искусства"). Во Франции также использовались термины "метро", "стиль Гимара" - по имени архитектора Гектора Гимара (1867-1942), автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В Бельгии новый стиль называли также "стилем Орта", по имени архитектора Виктора Орта. Использовались также термины "стиль 1900 года", "стиль лилий", "стиль волн" и пр. В Германии это был "Югендстиль", в Италии - "цветочный стиль" или "Либерти", от одноименного названия лондонского универмага Артура Либерти. В Австрии использовался термин "сецессион", по названию группы Sezession, созданной в 1897 г. в Вене радикально настроенными молодыми художниками, скульпторами, архитекторами, провозгласившими разрыв с академическим искусством.
Стилистической особенностью ар нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Линии ар нуво часто напоминают динамичные, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Фирменным знаком линии Арт Нуво стал знаменитый рисунок Германа Обриста "Удар бича" 1895 года для вышивки на портьерах. Отрицание художниками нового стиля господствовавшей в то время эклектики, а вместе с ней тяжеловесных форм, статичных и симметричных композиций привело к асимметричным композициям, элементы которых находились в динамическом равновесии. Другой особенностью модерна стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. В классических образцах модерна архитекторы при проектировании интерьеров решали не только задачи организации пространства, но и в едином стилистическом ключе проектировали мебель для этих интерьеров, разрабатывали рисунки обоев и витражей, формы светильников и подсвечников, и даже сервизы посуды и наборы канцелярских приборов. Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту целостность и художественную завершенность.
Стилевые направления в модерне.Природа была неиссякаемым источником идей для художников ар нуво, многие из них обладали обширными познаниями в ботанике и черпали вдохновение в мире растений. Цветы, стебли и листья, благодаря своим естественно изогнутым силуэтам служили материалом для творческих фантазий. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни), раковина, волна, пламя, облако, экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками. Предпочтение отдавалось лилиям, кувшинкам, ирисам и орхидеям. Также любая другая необычная форма, будь то пальмовые листья или водоросли, могла быть использована для создания живого узора. Яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы, павлины и ласточки - прекрасно поддавались стилизации, подходили для этого и такие представители животного царства, как змеи и борзые собаки. Часто использовались восточные мотивы. В большой моде было изображение женского тела, особенно в сочетании с фантастическими завитками и волнами длинных волос, напоминающими то языки пламени, то океанские волны. Это художественное направление получило название "флореального". Яркими образцами флореального направления в модерне являются работы бельгийских, французских, немецких, испанских мастеров.
На другом принципе строили свой поиск мастера венского «Сецессиона» и "школы Глазго", возглавляемой Чарльзом Ренни Макинтошем. Они создавали "более сдержанную разновидность ар нуво". Свободно текущие линии здесь были под строгим контролем. В центре их внимания были чистые геометрические формы, во многом предвосхитившие прямоугольную функциональность модернизма двадцатого века.Чарлз Ренни Макинтош был одной из самых влиятельных фигур в позднем ар нуво. Вместе с женой Маргарет Макдональд Макинтош он возглавлял объединение шотландских дизайнеров "Группа четырех", которая была частью большого союза ремесленников, работавших в новом стиле. Макинтош разработал особый вид "конструктивного орнамента", посредством которого контур предмета превращался в элемент декора. Геометрия чистых форм стиля школы Глазго оказала влияние на развитие ар нуво в Германии и Австрии.