Запись музыки для фортепиано, ансамбля и хора

Ансамблем называется музыкальное произведение, написанное для нескольких исполнителей (дуэт, трио, квартет и т.д.). В другом значении под словом ансамбль подразумевается согласованное, совместное исполнение музыкального произведения любым составом исполнителей.

На нотном стане можно записать два самостоятельных голоса. В этом случае, штили нот для каждого голоса пишутся отдельно и в разные стороны (т.е. для верхнего голоса - вверх, для нижнего голоса – вниз).

Музыка для фортепиано пишется на двух нотных строках, а в редких случаях на трех и даже четырех. Встречающиеся в фортепианном изложении созвучия (несколько звуков, исполняющихся одновременно) пишутся под одним штилем.

Если музыка записана на двух или более строках, то в начале строк проводится общая начальная черта, а перед ней ставится жирная прямая или фигурная скобка, объединяющая их в единую систему. Эта скобка называется акколадой.

Для таких инструментов, как фортепиано, орган, арфа, челеста и фисгармония акколада делается фигурной и охватывает 2-3 строки, а для различных ансамблей, хора и оркестра она делается прямой и может охватывать большее количество строк.

Музыка для голоса или сольного инструмента с фортепиано пишется на трех строках.

Музыка для трехголосного хора пишется на двух или трех строках.

Музыка для четырехголосного хора, однородного (только детского, только женского или только мужского) или смешанного, пишется на двух или четырех строках.

Форма записи для хора, различных ансамблей и оркестра называется партитурой. Партия каждого голоса или инструмента записывается на отдельной нотной строке.

Переложение партитуры для фортепиано называется клавиром (бывают 2-х и 4-х ручные для одного или двух фортепиано соответственно).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Объедините под одним ребром следующие длительности:

 
 
 
 

2. Запишите следующие арифметические соотношения одной длительностью:

3. Перепишите мелодию № _____, расшифровав знаки сокращения нотного письма:



 
 
 
 
 
 
 
 

4. Составьте ребусы с использованием нот:

 
 
 
 

5. Перепишите мелодию №_____ в другом ключе:

 
 
 
 

РИТМ и МЕТР

Любое исполненное музыкальное произведение занимает то или иное время. Поэтому музыку, наряду с литературой, театром и кино, относят к временным видам искусств. Процессуальный характер отличает эти виды искусств от пространственных (живописи, графики, скульптуры, архитектуры), произведения которых могут быть охвачены взглядом сразу. Поэтому ритм и метр являются важнейшими организующими элементами музыки.

Ритм – соразмерное чередование длительностей звуков. В процессе такого чередования длительностей звуки объединяются в определенные последовательности, образуя ритмические группы (ритмические фигуры), из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.

В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует в музыке равномерное движение (пульсацию). В этом движении звуки некоторых долей времени периодически выделяются ударениями, которые называются акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями. Доли, не имеющие акцентов, называют слабыми долями.

Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей времени. Метро-ритмическая организация в той или иной степени присуща всем видам временных искусств, но в наибольшей мере она свойственна, помимо музыки, лишь поэзии. Именно из теории стихосложения заимствованы большинство терминов, относящихся к метроритмике[1].

Отрезок времени между соседними сильными долями называется тактом. В нотной записи такты отделены друг от друга тактовой чертой, которая ставится перед сильной долей, для того чтобы ее выделить.

Начало музыки со слабой доли называется затактом. Затакт представляет собой неполный такт и в большинстве случаев не превышает половины такта. Если музыкальное произведение или его часть начинается затактом, то обычно оно завершается неполным заключительным тактом, который в сумме с затактом образует полный такт. В конце произведения или по окончании его части ставится двойная заключительная черта.

Размер - выражение метра определенными нотными длительностями. В нотном письме размеры обычно обозначаются двумя цифрами. Они помещаются при ключе после знаков альтерации и ставятся одна под другой. Верхняя цифра размера обозначает количество метрических долей в такте, а нижняя – какой длительностью выражена доля метра. Исключение составляют знаки:

1) С, соответствующий размеру 44 , и

2) С – размер alla breve, соответствующий, как правило, размеру 22.

Виды метров

Размеры и метры бывают простыми, сложными, смешанными и переменными.

Простым называется размер, имеющий один акцент. В зависимости от количества чередующихся сильных и слабых долей простые размеры подразделяются на двухдольные и трехдольные. В двухдольном метре акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, а в трехдольном метре – через две доли (~ - или ~ - -).

Группировкой длительностей называется образование ритмических групп внутри такта (распределение длительностей по тактам и объединение их в ритмические группы). Группировка применяется для того, чтобы облегчить чтение различных ритмических фигур.

При группировке длительностей в простых размерах следует соблюдать следующие правила:

1) Основные доли такта должны быть отделены друг от друга, поэтому в простом такте должно быть столько групп, сколько в нем основных долей – т.е. 2 или 3.

2) Паузы группируются на тех же основаниях, что и ноты.

3) В случае мелкого ритмического дробления каждая главная (долевая) группа может быть разделена на 2 или 4 равные побочные группы.

Исключения:

1) Около ноты, начинающей метрическую долю, может стоять точка. У последней ноты в группе точку ставить нельзя (если в группе больше одной ноты).

2) Звук, занимающий весь такт, может быть записан одной нотой без применения лиги.

3) Если в такте все мелкие длительности одинаковы, они могут быть записаны под общим ребром.

4) В размере 38, 68 и т.п., вследствие мелких долей такта допускается более свободная группировка, например, необязательно отделять каждую долю от другой.

Сложным называется размер, образованный от слияния нескольких одинаковых простых размеров. Например, 44 = 24 + 24, 68 = 38 + 38 и т.д. Поэтому сложный размер имеет несколько акцентов, первый из них называется сильной долей, а остальные относительно сильными долями такта.

Наиболее распространены следующие сложные размеры:

4-х дольные: 44, 48, 42

6-ти дольные: 64, 68, 616

9-ти дольные: 98, 94, 916

12-ти дольные: 128, 1216

Группировка длительностей в сложных размерах осуществляется по простым тактам, т.е. в сложном такте должно быть столько ритмических групп, сколько в нем простых тактов. В каждом из этих простых тактов соблюдаются правила группировки длительностей в простых размерах. Звук, занимающий весь сложный такт, может быть записан одной длительностью, но правильнее использовать лигу:

Смешанным называется размер, образованный от слияния нескольких разных простых размеров. Например, 54 = 24 + 34 или 34 + 24. Наиболее часто применяются пяти- и семидольные смешанные размеры: 54, 74, 58, 78. Смешанные размеры встречаются реже, в основном они характерны для русских народных песен и творчества русских композиторов. Главная особенность смешанных размеров – неравномерное чередование сильных и слабых долей, которая зависит от последовательности простых тактов. Поэтому иногда для удобства чтения нот в смешанном размере рядом с основным обозначением размера пишут в скобках чередование простых размеров: например, 54 (34+24) или применяется вспомогательная пунктирная тактовая черта, разделяющая простые такты внутри смешанного такта.

Группировка длительностей в смешанных размерах осуществляется, как и в сложных размерах, по простым тактам.

Переменный размер – когда на протяжении произведения меняется размер. Переменный размер часто встречается в протяжных русских народных песнях.

Группировка длительностей в переменных размерах также осуществляется по простым тактам.

Группировка длительностей в вокальной музыке связана с текстом. Отдельная длительность, приходящаяся на слог, не объединяется в группу с соседними длительностями. Если на слог приходится несколько звуков, то они группируются по общему правилу, чаще под одним ребром, кроме того, все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются одной общей лигой.

 
 
 
 

Группировка в вокализах, поющихся на один гласный звук, полностью подчиняется общим правилам.

Иногда группировка нарушается для того, чтобы указать желательную фразировку.

 
 
 
 

Полиметрия – одновременное сочетание различных метров, при этом сильные доли в них могут совпадать или не совпадать. Например, в опере Моцарта «Дон-Жуан» полиметрия используется для изображения 3-х оркестров, играющих на празднике разные танцы.

Полиритмия - одновременное сочетание разных ритмических фигур. Например, восьмые длительности: триоли и две восьмые.

Наши рекомендации