ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (2 ч в неделю)

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

· Экскурсии на природу в разное время года («Цветы на клумбах», «Снежки», «Лепка снеговика», «Иней на ветках», «Распускание почек на ветках», «Клумба весной» и др.).

· Сбор листьев клена, березы, дуба. Панно из засушенных листьев «Осень», «Узор из засушенных листьев на полосе», «Иней на ветках зимой» и др.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Обыгрывание по темам:

· Заборчик («Зоопарк»).

· Домик с дорожкой («Матрешки»).

· Дороги с мостом («Машинки»).

· Башенки (мелкие игрушки «Солдатики»).

· Кукольная мебель: стол, стул, кровать, диван («Куколки»).

· Стол обеденный, стул большой, средний, маленький («Три медведя»).

· Заборы и ворота («Автобаза», «Зоопарк»).

· Дом двухэтажный, домик.

· Лесенки-ступеньки («Сцена», «Цирк»).

· Сборка гаража («Транспорт»).

· Сборка моста и дороги, моста через реку («Машинки на дороге», «Лодочки и кораблики на воде»).

· Сборка транспорта: машина, автобус («Покатаем кукол»).

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ

· Знакомство со свойствами пластилина, условиями хранения, подготовка к работе.

· Упражнения в раскатывании пластилина. Изготовление бубликов, баранок.

· Способ размазывания пластилина. Изготовление огурца, елочки способом размазывания на заготовках.

· Подбор пластилина по цвету. Изготовление овощей.

· Изготовление способом размазывания плоской игрушки.

· Лепка раскатыванием столбиков, плетенок, кренделей, батона, булочек.

· Упражнения в раскатывании столбиков разной толщины (понятия «длина», «толщина»). Изготовление улиток. Обыгрывание композиции «Семья улиток».

· Изготовление елок, самолетов. Обыгрывание композиции «Самолеты над лесом».

· Лепка шариков, орешков (скатывание шара). Повторение понятия величины (больше, меньше, еще меньше). Обыгрывание композиции «Гусеницы на листочке».

· Скатывание шара и столбика, лепка погремушки.

· Лепка печенья (овсяное). Обыгрывание композиции «Печенье и пирожные для куклы».

· Изготовление из столбиков лесенки-заборчика. Составление композиции «Улица».

· Лепка по образцу яблока, помидора (форма шара).

· Лепка по образцу предметов овальной формы (огурец, картофель, слива, банан). Составление композиции.

· Лепка: «Мишка-неваляшка», «Зайчик-неваляшка», «Птичка-невеличка» (с использованием природного материала), «Утенок и цыпленок», «Миска, вазочка, блюдечко». Обыгрывание композиции «Угощение для куклы».

РАБОТА С БУМАГОЙ

· Обыгрывание и наклеивание композиций: «Дождь идет», «Цветы на клумбе», «Узор на ковре», «Осень в лесу».

· Обыгрывание, наклеивание на плоских макетах композиции «Зажглись в домах разноцветные огоньки».

· Резание ножницами полосок. Изготовление цепочки, бабочки, разных узоров на панно.

· Складывание основы листа. Изготовление книжки, тетрадки.

· Изготовление складыванием бумаги летающих игрушек (стрела, змей, самолетик).

· Изготовление открытки из сложенных квадратов.

· Изготовление складыванием бумаги парусника, вертушки, вазы.

· Изготовление подарка «Цветы в вазе».

· Складывание — сгибание бумаги. Изготовление стаканчика, корзиночки, тюльпана объемного.

· Резание ножницами полос, квадратов по сгибу. Аппликация предметов из геометрического материала.

· Резание по кривой (разметка по шаблону).

· Аппликация.

РАБОТА С НИТКАМИ

Сматывание клубка. Шнурок. Кисточка. Косичка.

КЛАССЫ

РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК

ВВЕДЕНИЕ

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Задачи обучения русскому языку:

· научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

· выработать элементарные навыки грамотного письма;

· повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

· научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

· формировать нравственные качества.

Русский язык в младших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для обучения детей с недостатками интеллекта включает следующие разделы и соответствующие программы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2—4 классы), письмо (2—4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1—4 классы). Послебукварный период приходится на второй год обучения (2 класс).

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

Наши рекомендации