Постройки Петровского времени в Петергофе
В 1714 году развернулось строительство Петергофа. На кромке крутого подъема берега Финского залива к 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец (архитекторы Ж.-Б. Леблон и Н.Микетти) Первоначальный вид не сохранился,был позднее расширен и перестроен архитектором Ф.Б.Растрелли.
Рисунок 25. Нагорный дворец
В тот же период (1714-1723 годах) у самого залива архитекторы Ж.-Б. Леблон и Н.Микетти выстроили небольшой одноэтажный дворец состоящий из нескольких маленьких уютных помещений для Петра I и большого – во всю ширину здания – парадного зала, названный "Монплезир". Дворец рааскрыт большими окнами к морю и саду, длинными светлыми коридорами он соединен с квадратными входными павильонами – люстгаузами. Трехчастная композиция Монплезира – это своеообразный “триптих”: восточный люстгауз – основной объем объем дворца – западный люстгауз – первый пример трехчастной объемно-пространственной композиции, упрочившейся в русской архитектуре более позднего времени. В коридорах была размещена одна из первых картинных галерей в России, составленная изпроизведений, подобранных самим Петром I. Перед южным фасадом Монплезира во всю его ширину разбит небольшой “голландский” сад с цветниками и фонтанами.
Рисунок 26. Дворец “Монплезир” в Петергофе (1714-1723гг.) Арх. И.Ф.Браунштейн, Ж.-Б. Леблон и Н.Микетти
В интерьере дворца “Монплезир” художник Николай Николаевич Ге изобразил сцену допроса Петром I сына Алексея. Эта картина стала “гвоздем” первой выставки Товарищества передвижников. Интерьер изображен с необычайной исторической точностью, хотя известно, что художник посетил дворец всего один раз.
Рисунок 27. Картина Н.Н.Ге “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”. 1871 Холст, масло
Рисунок 28. Дворец “Марли” в Петергофе (1714-1723гг.) Арх. И.Ф.Браунштейн. (рис. Д.Кваренги)
В верхнем саду и нижнем парке архитекторы Н. Микетти, И.Ф.Браунштейн, М.Г.Земцов, фонтанный мастер П.Саулем и инженер-механик (специалист по гидравлике) В.Туволков создали множество фонтанов и каскадов.
Рисунок 29, 29а и 29b. Фонтаны и каскады
Искусство панорам Петровского времени
В России до 18 века гравюра существовала как лубок
Гравюра
Гравюра - это оттиск с доски, на которой вырезан какой-то рисунок. По-французски "graver" - значит "вырезать". Бывают гравюры не только на дереве, но и на металле, на линолеуме.
Как же создают гравюру? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева - самшита или пальмы. Все места, которые по рисунке должны быть белыми художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами - штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые на доске не были тронуты резцом художника.
Кроме белого и черного, в гравюре есть переходный - серый тон, то более светлый, то более темный, в зависимости от количества и сочетания белых и черных штрихов, которые художник прорезает в дереве штихелями. Направление штриха, его толщина - все это создает различные оттенки серого цвета.
Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра.
Гравюра на дереве была известна много веков тому назад. В ту пору из дерева вырезали не только иллюстрации, но и шрифт. Потом изобрели более удобный шрифт из металла, а иллюстрации продолжали гравировать на дереве.
Рисунок 30 и 30a. “Славный рыцарь Евдон”. “Медведь с козою прохлаждаются”. Гравюра на дереве. 18 век.
Офорт – гравюра на металле.
Медная или цинковая пластинка полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пастинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву.
Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Название “офорт” и произошло от французского слова “eau-forte”, что значит буквально: “крепкая вода”.
Кислота выедает процарапанные места, потому, что их уже не защищает лак, и образуются углубления. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под пресом получается оттиск.
В гравюрах на деревеуглубленные места остаюбся на оттисках белыми. В офорте же наоборот: Углубленные места на оттиске – черные, все остальное белое. Техника офорта изобретена в 16 веке.
Появление печатного дела. Первенец русской периодической печати стала газета "Ведомости". Первый номер газеты видимо вышел 2 января 1703 года
С развитием печатного дела развивается искусство гравюры. Гравюра играет в петровскую эпоху роль "плаката"
(Очерки истории русской культуры XVIII века Б.Краснобаев. стр. 289)
5.2 Панорама Петербурга
Для нас гравированная панорама является историческим источником, необходимым материалом для создания реконструкций. Одним из мастеров, создавших серию замеательных гравюр был А.Ф.Зубов.
Рисунок 30 b. Санкт-Петербург. Гравюра А.Ф.Зубова
Рисунок 30 с. Триумфальное шествие после Полтавы. Гравюра А.Ф.Зубова. 1711
Зубов Алексей Федорович (1682 - 1750) – один из первых мастеров светской гравюры.
В 1689 г. был зачислен в Оружейную палату учеником-иконописцем, а в 1699 г. стал учеником голландского гравера А. Шхонебека, приехавшего в Россию по приглашению ПетраI. Шхонебек научил Зубова работе в технике офорта, резцовой гравюры и так называемой «черной манеры» - меццо-тинто.
В 1710-1711 гг. появляется первое значительное произведение Зубова – гравюра «Торжественное вступление русских войск в Москве после Полтавской победы». Затем, уже в Петербурге, появляется его лучшие вещи: «Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем дворце…» (1712), «Баталия близ Гангута» (1715), «Баталия при Гренгаме» (1721), «Вид Васильевского острова» (1714), «Панорама Петербурга» (1716), «Вид Санкт-Петербурга» (1727).
По композиции гравюры Зубова просты – это панорамы, но на них все в движении. Они передают энергию молодости, ощущение начала, которое пронизывает всю петровскую эпоху. Многие здания, которые изображал Зубов, существовали еще только в проекте.
В царствование Екатерины I он делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует вместе с П. Пикартом конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меньшикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя – Д. М. и М. А. Меньшиковых (1726).
После закрытия в 1727 г. Санкт-Петербургской типографии Зубов возвращается в Москву, где продолжает интенсивно трудиться. В 1734 г. он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Последние работы гравера датированы 1745 г., а последнее упоминание о нем – 1749-м Умер мастер в бедности и безвестности.
Традиция изображать развернутые панорамы пришла в Россию из Голландии, почти каждый из населенных пунктов которой -памятник тяжелому труду голландцев, отвоевавших землю у моря. Поэтому существует и некоторая близость между панорамами Амстердама, Роттердама, Делфта, Гарлема и панорамой Петербурга.
Рисунок 31. Панорама Петербурга. Гравюра А.Зубова
Гравюра выполнена в 1716 году. Город строился и изменялся быстро. В 1716 году Петр уехал за границу и к его приезду ЕкатеринаI приказала директору С-Петербургской типографии награвировать перспективу города. В то время там было два старших мастера Питер Пикарт (приглашен из Амстердама в Москву в 1702 году) и Алексей Зубов. Заказ достался Зубову.
Мастер изобразил на панораме постройки
1. Васильевского острова,
2. Петропавловскую крепость,
3. здания Петербургской стороны,
4. Литейная часть
5. Набережную Фонтанки.
Река награвирована двумя планами. Первый - более темный, с подробной прорисовкой волн, гребешков пены; на втором только намечается поверхность воды. По реке плывут корабли. Детали их оснастки переданы с предельной точностью.
Более половины гравюры занимает небо с клубящимися облаками. В центре - огромный картуш в виде широкой развевающейся ленты, на которой написано "Санкт-Птер-Бурх". Ленту поддерживают ангелы и фигуры трубящих Слав.
Размеры гравюры 2,5 метров в длину и шириной 1 метр. Хранится в Эрмитаже Отпечаток имеется в Историческом музее в Москве.
Зубов был первым русским художником, запечатлевшим молодой строящийся город.
5.3 Значение панорам А.Ф.Зубова в изучении истории архитектуры
На фрагменте мы видим Петропавловскую крепость, частично одетую в камень и Петропавловский собор с колокольней. Для того, чтобы лучше показать главные постройки, Зубов выдвинул крепость ближе к зрителю.
Также известно, что собор и колокольня, заложенные
3 мая 1712 года к 1716 году построены еще не были. Поэтому колокольня изображалась по чертежу и конечный вариант гравюры и колокольни различны. На гравюре просматривается восточный фасад с полукруглым фронтоном, восьмигранный барабан вместо существующего четырехгранного и без оформляющих фасад волют.
Рисунок 32. Алексей Зубов Санкт-Петербург гравюра 1727 (фрагм.)
Интерес представляет изображение первоначальных деревянных Петровских ворот, построенных по проекту Трезини в виде триумфальной арки. На гравюре видны деревянные статуи Апостол Петр с ключами и два ангела с трубами по сторонам. Сперва они были перенесены на каменные ворота, а в 1724 году их заменили свинцовыми.
(Из последующей истории колокольни собора. Громоотводов не знали, а так как колокольня была самой высокой точкой города, то в нее неоднократно попадали молнии. 1748 год - молния пробила свод собора.
1756 год - после удара молнии возник пожар и собор сгорел,, но в 1757 году собор уже восстановлен и освящен, хотя колокольня еще не была полностью восстановлена.)