Культура и ценности общества: различие и единство
Культура и ценность настолько тесно связаны друг с другом, что это породило на определенное время представление об их тождестве. Так, Г. Риккерт определял культуру как «процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течении исторического развития» [13.68]. С. Л. Франк понимал культуру как «совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей» [17.177.]. Это привело к тому, что культуру стали отождествлять с ценностями. Появились аксиологические определения культуры.
Сложность явлений культуры не стала еще объектом специального анализа. В обыденной жизни мы легко определяем, кт.е. культурный человек, а кто таковым не является. Правда, мы сами не всегда и не везде следуем культурным нормам, но легко прощаем себе то, что осуждаем у соседей. Таким образом, уже здесь мы видим, что ценность культурных явлений не очевидна. В обыденной жизни ценность культуры для нас предстает, прежде всего, как наше требование к окружающим нас вещам и людям, и лишь потом – как к самому себе, как определенное отношение.
Более того, в начале это отношение охватывает область предметного (вещного) бытия культуры, и лишь потом – и процессуального, деятельностного, поведенческого начала.
Еще К. Маркс отмечал, что «во время процесса труда труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности» (МЭ. Т. 23. С. 200). Но то же самое мы можем сказать и о культуре – она постоянно переходит, переливается из формы деятельности, поведения, общения в форму бытия, предметов, вещей, продуктов, произведений искусства, способностей, умений человека. Но на этом ее существование не останавливается. Свои умения и навыки, мечты и идеалы человек воплощает, опредмечивает, превращает в объективные и субъективные формы бытия, ценности культуры.
Явления культуры надстраиваются над природной основой, субстратом – физическим, химическим, биологическим. Но сама по себе культура – явление общества, т.е. она имеет социальную субстанцию.
Как явление общества культура живет разнообразной жизнью – экономической, социальной, художественной, эстетической. И среди этих многообразных форм ее существования важное место занимает собственно культурная форма бытия, культурное бытие как что-то отличное от экономических, социальных и других форм.
В обществе постоянно происходит селекция, отбор тех или иных явлений культуры, которые сохраняются, производятся, наследуются. Но очень многое в общественной жизни теряется, исчезает, пропадает, устраняется из общественной жизни. Оно предается порицанию, преследуется, забывается. Даже сама память об этих явлениях устраняется из общественной жизни.
Таким образом, любое общественное явление распадается на две противоположности – культурную и некультурную. В этом случае культура – это часть общества, другую его часть образуют так называемые «некультурные» явления. В свою очередь, сами явления культуры, которые уже были отобраны и сохранены обществом, со временем распадаются на противоположности – культуру и некультуру. Т.е., они имеют различную значимость среди культурных явлений, ценность их неодинакова. Это предполагает, что одни явления культуры имеют какую-то ценность, значимость для человека и общества, а другие – нет.
Ценность – это специфические общественные отношения, в которых утверждается значимость, значение, необходимость, потребность тех или иных явлений для жизнедеятельности человека и общества.
Человека окружают многочисленные явления природы и общества, материальные и духовные. Их роль, значение для обеспечения жизни человека в разные времена в разных пространствах культуры различна, а значит различна и их ценность. Человек избирательно относится к явлениям внутреннего и внешнего мира, в некоторых из них он нуждается больше, в других меньше, без иных он может вполне и обойтись. Отражением этого избирательного отношения человека к миру и вступает ценность. Но человек – это не одиночка в океане бытия. Человек – это мир человека, это общество, коллектив. Поэтому и ценности носят общественный, всеобщий характер, и с этой точки зрения у них есть единые характерные признаки. Поскольку человек включен в разные социальные общности: в своей индивидуальной и общественной истории он вступает представителем рода, племени, народности, нации, народа, человечества, той или иной социальной, профессиональной, демографической, гендерной общности, постольку и ценности у разных людей различны.
С точки зрения общности мы выделяем ценности единичные (индивидуальные), особенные (групповые, коллективные) и общие, всеобщие (общенациональные, всенародные, общечеловеческие).
Но есть еще один критерий для различения ценностей. Одни ценности коренятся в материальном производстве, носят первичный, определяющий, объективный характер. Это материальные ценности. Другие возникают в области духовной культуры, являются духовными ценностями. Они производны, вторичны, определяемы условиями материального производства, общественного бытия. Но духовные ценности культуры не только зависят от материальной жизни общества, но и обладают относительной самостоятельностью в своем развитии, подчас отрываются от потребностей материального бытия, живут независимой от него жизнью. Более того, духовные ценности обладают свойством обратного, активного влияния на материальную жизнь общества, способностью преобразовывать социальную жизнь, изменять ее.
Обратное влияние духовных ценностей на породившее их материальное производство может быть троякого рода.
Во-первых, они могут соответствовать требованиям развития материальной жизни людей, тенденциям развития материального производства. И тогда они сохраняются, распространяются, их значение в культурной жизни растет и увеличивается. Они в большей степени соответствуют материальным ценностям культуры.
Во-вторых, духовные ценности, которыми руководствуется человек или общество, противоречат требованиям жизни, базисных ее основ. И тогда рано или поздно они будут отброшены, утеряны, ценность их будет уменьшаться, пока они не потеряют свою роль в культуре.
Третий способ воздействия духовных ценностей связан с тем, что частично они могут отвечать требованиям жизни, и тогда будут получать свое распространение и оправдание в культуре, а частично – противоречить, и в этом случае рано или поздно, но будут заменены, потеряны и забыты обществом.
В истории общества и в жизни отдельного человека нередко складывается ситуация, когда ценности материальной культуры отрываются от духовных ценностей, приобретают самодовлеющий характер. Это приводит людей к погоне за прибылью, наживой любой ценой, к «товарному фетишизму», к вещизму, «культу вещей». Утверждается прагматизм как ценностное отношение к жизни, при котором сиюминутная практика, жизненный успех становится главным критерием оценки. Прагматизм сопряжен с утилитаризмом, для которого характерна замена красоты, моральности, порядочности – полезностью и пригодностью. А. Швейцер писал, что «роковым для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развивалась намного сильнее, чем духовная. Равновесие ее нарушено <…>, культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе» [18.98.]. Но забвение материальной стороны культуры приводит также к известного рода трудностям. Прежде всего, падает материальная заинтересованность в производительном труде, ослабевает или исчезает трудовая мотивация, а значит уменьшается и ценность труда. На этой основе происходит формирование разного рода суррогатов, заменителей духовных ценностей, распространяются разного рода подделки, имитирующие высокие ценности духовной культуры, широкое распространение получают мнимые ценности культуры. Как мы видим, абсолютизация материальных или духовных ценностей, их отрыв друг от друга равно опасны обществу. В этих условиях прогрессивное развитие культуры требует утверждения известного рода соответствия между материальными и духовными ценностями, их гармонии.
Сложный характер имеет и диалектика взаимоотношений культуры и ценностей.
1. Культура – общественное явление. Природа, взятая вне общества, вне человека не имеет культуры. Например, пресная вода озера Байкал – природное образование. Она не является культурой. Она не создана человеком. Более того, все попытки создать искусственную пресную питьевую воду пока оказываются безуспешными. Но вода озера Байкал – имеет ценность. Это величайшее в мире хранилище пресной воды. Уже сейчас человечество испытывает недостаток пресной воды. Поэтому вода озера Байкал – это стратегическая ценность. И более того, ценность этого запаса воды в будущем будет возрастать. В данном случае мы видим, что ценность и культура не совпадают. Не все то, что ценно, есть культура. Ценностное отношение охватывает и мир природы и социальные явления. Правда, некоторые считают, что ценности имеют специфически социальную природу, что в природе, взятой самой пор себе, ценностей нет. Так, О. Г. Дробницкий отмечал, что «ценность может быть свойством только общественного предмета. Не удивительно поэтому, что в природном предмете ее обнаружить не удается. Отсюда и возникает представление, что ценность предмета нереальна. Просто они принадлежат к «другому миру», бестелесному, «общественному» [6.325.]. Это не совсем так. Человек уже давно научился создавать такие материалы, которые не создала природа, они вполне «телесны», например, пластмассы. Другое дело, что сущность «общественного» не может быть сведена к его чувственной, «телесной» форме. Далее, общественная связь, потребность человека распространяется на природные области, они постоянно вовлекаются в социальный мир человека, а значит имеют ценностный характер, пусть это будет вторичный, производный, но ценностный характер. Часто мы забываем, что человек сам – природное существо, а значит он нуждается в природном материале. Природа – это естественная, изначальная, непреходящая ценность человека и человечества. Другое дело культура.
Культура – только социальные явления. Это не значит, что культура не воздействует на природу. Наоборот. Есть два вида воздействия культуры:
Первый вид. Культура воздействует на природу, взаимодействует с ней. В результате природа «окультуривается», приобретает культурный вид. Так, домашний скот, злаки, штаммы бактерий, которые использует человек, уже давно потеряли свою природную форму, стали элементом культуры. Таким образом, культура составляет часть производительных сил общества, сливается с ними. Но это не значит, что уже вся природа вовлечена в культурный оборот, «окультурена».
Второй вид. Культура воздействует на общество и на человека как социальное существо, преобразуя их, превращая в культурных субъектов. С этой точки зрения она входит в производственные и духовные отношения общества, образуя их сторону, грань.
Но природа, взятая сама по себе, без человеческого производства, не является культурой. Но может представлять известную ценность.
2. Мы можем сказать, что ценности носят первичный характер по отношению к культуре. Так, ценность тех или иных явлений природы осознается человеком, в результате чего он начинает «культивировать» те или иные ценности искусственным путем, создается определенная культура. Но иногда ценность этой культуры может уменьшиться или сойти на нет, и хотя культурная форма вещи сохраняется, ценность ее уменьшается. Вспомним роман бессмертного Сервантеса «Дон Кихот». Рыцарь «печального образа» продолжал культивировать в своем поведении и сознании такие обычаи, нормы, идеалы, которые потеряли ценность в глазах окружающих, превратились в предмет насмешек и издевательств. Наступала новая эпоха наживы и чистогана, погони за прибылью и денежным богатством. Здесь стали ценится, а значит и культивироваться, совсем другие качества в человеке – расчетливость, скаредность, бессердечие. А прошлая культура уходящей эпохи потеряла свою ценность.
3. Таким образом, первоначально возникает ценность, а потом культура. Но вначале пропадает или уменьшается ценность той или иной культуры, а затем она перестает производится обществом, исчезает как культура.
4. Культура и ценности отличаются и по количественным связям. Если у человека есть деньги, мы можем сказать, что он богатый человек. Если эта сумма увеличится в два раза, мы обоснованно скажем, что он стал в два раза богаче. Человек, у которого есть картина, при прочих равных условиях может рассматриваться нами как культурный человек. Но будет ли в два раза более культурным человек, у которого две картины? Скорее всего, мы ответим, что нет. Таким образом, мы видим, что в области ценностей и в сфере культуры действуют свои количественные связи и закономерности, как показала нам практика, это означает, что это два различных качества социальных явлений.
5. В практической жизни мы часто встречаем несовпадение культуры и ценности.
Некоторые открытия, изобретения, орудия труда – не сохраняются, потому что теряют свою ценность или не имеют ее изначально. А многие ценности, например, занятия физической культурой как условие здорового образа жизни, не превращаются в компонент массовой культуры общества, хотя их значимость признается всеми. Употребление алкоголя, табака – довольно распространенные явления в нашем обществе, хотя их ценность, значимость, полезность для здоровья человека сомнительна. В обществе часто сохраняются так называемые «вредные привычки» – какова их ценность? Они наносят вред и здоровью человека, и его нравственному облику, но тем не менее они культивируются обществом или отдельным человеком. Таким образом, сам факт совпадения культуры и ценности и их расхождение нуждается в объяснении.
6. Для ценности характерно «особенное», ограниченное существование. Пока вода была всеобщим достоянием, ее хватало на всех – она не ценилась. Общество расточительно относилось к воде и не берегло ее. Но вот современное общество стало испытывать недостаток пресной питьевой воды. Вода стала продаваться, у нее появилась цена, люди стали бережно расходовать ее. У А. Беляева, известного писателя фантаста есть интересный рома, он называется «Продавец воздуха». В нем описывается на первый взгляд фантастическая ситуация. Один изобретатель открыл способ накопления воздуха и стал присваивать себе весь воздух планеты, таким образом добиваясь власти, богатства, почитания. Люди стали задыхаться, началась торговля воздухом. К счастью, все завершается хорошо, в романе. А в жизни? Мы стали читать заметки в газетах о том, как в некоторых крупных городах из-за недостатка воздуха для дыхания страдают люди, и теперь там организована его продажа. Воздух, который раньше не ценился, не представлял собой ценность и не имел цены, вдруг становится важнейшим товаром. Таким образом, мы можем сказать, что ценность – это неудовлетворенная потребность, потребительная стоимость. Хлеб представляет ценность для голодного, сытый начинает его игнорировать. Отсюда, как только медицинское обслуживание стало всеобщим и общедоступным, ценность здоровья уменьшилась. В культуре наоборот. В ней утверждается не особенное, а всеобщее отношение. Очень часто то, что мы ценим, не является , мы не ценим. Недаром появилась пословица «Нет пророка в своем отечестве». Мы часто не ценим здоровье, потому что не знаем, что такое болезнь. Только потеря здоровья обнаруживает перед нами его ценность. Отсюда мы можем сказать, что все то, что минует этап определения ценности, оценки, не становится культурой. Но культура – уже не ценность, это ставшая ценность. Значит, освоение – необходимый элемент становления культуры.
7. Культура – интегративное, накапливающееся по мере своего развития явление. Изделие современной промышленности – стальной нож, несет в себе знания, технологию, накапливающиеся начиная с самых ранних форм культуры вплоть до современности. Нож как культура есть единство живого, актуального, и мертвого, прошлого труда. Нож как ценность есть результат актуального, живого труда, а не труда всех предшествующих поколений. Нож в условиях культуры бронзы был более ценным предметом, чем нож периода железа. Автомобиль начала века был предметом роскоши и признаком богатства. Автомобиль в конце ХХ века – необходимость, вполне утилитарная вещь, «не роскошь, а средство передвижения». Т.е. ценность предметов по мере их существования падает. Но зато растет их культурное значение, ценность.
Чем выше культурный вес предмета, тем быстрее падает его ценность и цена, увеличивается общедоступность. Т.е. по мере культивирования той или иной способности, распространения того или иного культурного предмета ценность их снижается. Мы можем сказать, что когда предмет стал полностью культурным, общедоступным, его ценность полностью теряется.
Ценность – центральное понятие новой отрасли знания, аксиологии. Обычно ценность отождествляется с любым общественным явлением, культурным предметом. Но в повседневной жизни мы говорим о «культурных ценностях», о «вечных ценностях», о «преходящих» и «не преходящих» ценностях, о «доступных» и «недоступных» ценностях, о «больших и меньших» ценностях.
Конечно, повседневное употребление слов еще не позволяет вскрыть сущность явления, но наш язык – достаточно гибкая система. Он способен отразить и передать при коммуникации существенное в явлении и зафиксировать его в соответствующих словах и выражениях. Язык свидетельствует, что ценность есть что-то меняющееся в объектах, возрастающее или сходящее на нет, так что мы выбрасываем предмет как «неценный», как утративший свою ценность, лишенный ее.
Подобно тому, как культура общества подразделяется на два вида: материальная и духовная, мы можем говорить и о ценностях материальной и духовной культуры общества. Материальные и духовные ценности культуры находятся во взаимодействии, они соответствуют, в конечном счете, друг другу. Но в этом взаимодействии важную роль играют ценности материальной культуры.