Культура средневековых цивилизаций Тропической Африки. 1 страница
Развитие цивилизаций в Средневековье происходило неравномерно. Одни из цивилизаций вырывались вперед, затем останавливались в своем развитии, их обгоняли другие, в том числе новые. Наиболее отчетливо процесс развития цивилизаций можно наблюдать в сфере культуры. Достаточно сопоставить несколько примеров, взятых из истории цивилизаций. Так, в Кит. разборный шрифт для книгопечатания б. изобретен в XI в., в Западной Европе — лишь в середине XV в., арабы использовали огнестрельное оружие примерно на два века раньше европейцев. Уже в начале XV в. Кит.цы снаряжают морские экспедиции из десятков судов и тысяч людей в далекие страны и достигают восточного побережья Африки, однако эти экспедиции вскоре прекращаются, и те географические открытия, которые мы называем великими (ибо они положили начало слиянию судеб народов разных континентов), некоторое ремя спустя совершают западноевропейцы, хотя их
флотилии насчитывали нередко всего три — пять судов.
каждая из цивилизаций Средневековья внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры. Благодаря этому мы можем восхищаться тонким лиризмом японских стихов танка, фресками буддийских храмов Аджанты, Кит.ской пагодой Красоты дракона или арабской мечетью Омара в Иеру. салиме, задумываться над смыслом жизни, читая про. изведения великих Ли Бо, Омара Хайяма, Ибн Сины удивляться циклопическим сооружениям ацтеков' майя, поражаться изображениям людей и богов pal боты африканских скульпторов.
Наука, изобретения, открытия. Одним из важнейших изобретений человечества в средние века б.о книгопечатание. Первенство в этом открытии принадлежало Кит.ской цивилизации. Уже в VIII в. при дворе императора стала выходить газета, которую печатали, накладывая листы бумаги на деревянные доски с вырезанным на них текстом. Так печатали и книги. Подобный способ книгопечатания в Европе появился лишь в конце XIV в. В XI в. в Кит. б. изобретен разборный шрифт, что сделало книгопечатание более продуктивным. В соседней Корее печатать с наборного металлического шрифта начали не позже первой половины XIII в. Такой способ книгопечатания б. известен в средневековой Японии.
Печатались книги и в других азиатских странах. Даже в государстве кочевников — чжурчжэней, существовавшем на севере Кит. в начале XII — начале XIII в., действовали государственные, университетские и множество частных типографий, где издавались книги на чжурчжэньском и Кит.ском языках.
Успехи книгоиздательского дела в этих странах б.и тесно связаны с ростом производства бумаги, секрет изготовления которой б. известен Кит.цам еще в древности.
Книги хранились в библиотеках, многие из которых по количеству имевшихся там сочинений знаЧ**" тельно превосходили книжные сборы в Европе, la » государственная библиотека в Кит. в X в. насчитпа несколько сотен тысяч книг, в библиотеке пра-В«теля Кордовы хранилось около 400 тыс. рукописных книг и свитков.
Намного раньше европейцев Кит.цы изобрели порох и компас. Некоторые ученые считают, что эти открытия б.и сделаны еще в древности, во всяком случае порох и компас б.и широко известны в средневековом Кит.. Огнестрельное же оружие изобрели арабы в XII в. Это б. модфа — металлический ствол, прикреплявшийся к деревянной палке, которую упирали в землю. Под ствол ставили сошку, засыпали в него порох и закладывали круглый каменный или металлический снаряд, затем через отверстие в стволе поджигали порох и модфа стреляла.
В Европе арабам приписали и изобретение цифр, которые там назвали «арабскими». На самом же деле это б.о изобретение индийцев, сделанное еще в раннем Средневековье, арабы же выступили лишь в качестве посредников между Индией и Европой.
Намного раньше Коперника великий среднеазиатский астроном Бируни в XI в. доказывал, что Земля вращается вокруг Солнца. Огромный вклад в развитие географии, картографии внесли арабские, Кит.ские мореплаватели и ученые. Около 1420 г. арабский мореход, имя которого неизвестно, обогнул южную оконечность Африки — мыс Доброй Надежды (арабы назвали его «На две воды смотрящий»). Плыли арабы из Индийского океана в Атлантический. Первым из европейцев обогнул этот мыс португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш в 1488 г.
Выдающимся арабским мореходом и ученым б. Ибн Маджид. В двух своих трактатах он описал побережье Индийского океана, его острова, морские пути. Именно Ибн Маджид в 1498 г. привел в качестве лоцмана три корабля португальца Васко да Гамы от одного из портов Северной Африки в индийский гоРод Каликут.
д ^ первой трети XV в. у восточного побережья Фрики появились Кит.ские флотилии. Их состав
«ной раз доходил до 300 судов, а экипаж — до 30 ыс. человек. Целью этих экспедиций б. геогра-
далСКая разведка новых земель для расширения в
Д льнеишем торговых связей, а возможно, и поли-ческого влияния Кит.. В своих плаваниях Кит.ские картографы создали карты северо-восточного побережья Африки, но вскоре Кит.ские экспеди! ции прекратились.
Высокого уровня для того времени достигла в ряде внеевропейских цивилизаций математика. Хотя арабы не изобрели «арабских» цифр, но они положили начало алгебре. Выдающимся математиком б. Ир.ский поэт и философ Омар Хайям. Первым произведением, которое принесло ему славу, б. юношеский труд по алгебре. Индейцы майя на другом континенте создали свою систему счета — двадцатиричную, а не десятичную, которая б. изобретена индийцами.
В раннем Средневековье не б.о равных индийским медикам, умевшим делать сложные операции даже на черепе. Тогда же в Индии б. составлена энциклопедия лекарственных трав. Кит.ские даосы в своих безуспешных попытках найти пути человека к бессмертию изобрели способы лечения многих болезней. Труд уроженца Бухары Ибн Сины «Канон», написанный в начале XI в., еще многие столетия б. непревзойденной медицинской энциклопедией, им руководствовались врачи во многих странах, в том числе в Европе.
Литература. Еще в период Средневековья поэты и писатели цивилизаций Аз. создали немало произведений, которые и ныне не могут не вызывать восхищения и справедливо считаются шедеврами литературы. Уже VIII в. мы вправе назвать «золотым веком» Кит.ской поэзии. В это время творили такие выдающиеся поэты, как Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Судьба каждого из них б. непростой. Если Ван Вэй, занимаясь своим творчеством, одновременно служил в качестве чиновника и все же не избежал опалы, то Ли Бо и Ду Фу предпочитали жить вдали от общества, странствовать, хотя и тот и другой не избежали тюремного заключения. Ван Вэй б. одарен многогранным талантом. Он б. не только гениальным поэтом, но и художником. Главный мотив его творчества — природа Кит., которую он удивительно тонко изображал как в стихах, так и в своих ^9n^\ ненных одноцветной тушью пейзажах. Ли Бо, Ду фУ кроме красоты родной природы в своем творчеств воспевали и труд простых людей, осуждали те беды» которые приносили людям войны.
В Японии в VIII в. б. составлен сборник поэзии Мириады лепестков», содержавший более четырех половиной тысяч стихов и песен, написанных по-С и 500 авторами, жившими в IV — VIII вв. Почти чТ стихи написаны в форме танка (пятистишия, со-Втоящего из 31 слога). Авторы этих стихов заботи-Сцсь не о рифме, а о передаче своих ощущений (особенно при описании того или иного уголка природы), с тем чтобы и читатель мог воспринять их настроение, чувства.
Много великих поэтов и писателей в средние века дали Ир. и Ср. Аз. — Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади. Рудаки написал огромное количество стихотворений. Он воспевал любовь, разум человека, осуждал несправедливость, неравенство людей. Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме» («Книга царей») осветил историю Ир.а доисламского периода. Работа над этим эпическим произведением потребовала от поэта изучения большого количества исторических сочинений, мифов, легенд и преданий Ир.цев. Несмотря на название поэмы, ее большая часть посвящена не царям, а героям Ир.ских преданий.
«Ученейший муж века», «царь философов Востока и Запада» — так называли еще при жизни великого поэта, философа, математика и астронома Омара Хайяма. Его стихи воспевали радости человеческой жизни, свободу человека от предписаний шариата, от прихотей властителей.
«Если ты не печалишься о страданиях других, ты не достоин называться человеком», — говорил Саа-ди, Ир.ский поэт, живший в XIII в. Он очень высоко ценил разум и знания. Многие его мудрые изречения стали крылатыми.
Одним из наиболее известных произведений средневековой арабской литературы является сборник сказок «Тысяча и одна ночь». Этот сборник создавался на протяжении многих веков. В нем собраны сказки, легенды^ созданные не только арабами, но и Ир.ом*1' индийцами и другими народами. Сюжеты ска-нмК Ь1сяча и одна ночь» весьма разнообразны, по м можно ознакомиться с жизнью представителей ва\ГД°Г0 СЛ0Я аРаб°-мусульманского общества, нра-ми, мировосприятием средневековых людей.
Архитектура и изобразительное искусство. Во всех
средневековых цивилизациях наиболее впечатляющи ми и красивыми б.и здания храмов, а также дворце правителей и знати. В архитектурном облике храмовых построек нашло свое отражение влияние той или иной рел., традиции местного зодчества.
В странах исламского мира наиболее красивыми б.и мечети. Сверху они украшались круглыми куполами. Внутри мечети расположены зал со множеством ажурных колонн, специальная ниша, лицом к которой молятся верующие (эта ниша указывает, в какой стороне находится Мекка). В мечети нет каких-либо скульптурных или живописных изображений, единственное украшение на стенах — орнамент из переплетенных линий на темы растительного мира (арабески). Возле мечетей строили минареты — высокие башни, откуда служители призывали мусульман совершить обязательную молитву. Некоторые минареты представляли собой подлинные шедевры архитектуры, как, например, 70-метровый Кутб-Ми-нар в Дели.
В отличие от мусульманских буддийские и индуистские храмы щедро украшались скульптурами и фресками с изображениями богов, людей, животных. До сих пор поражают своей красотой и точностью художественной передачи человеческого тела фрески индийских храмов в Аджанте. Помещения этих храмов б.и вырублены в скале, что потребовало колоссального труда индийских мастеров на протяжении столетий.
Буддийские скульпторы создали огромное количество изображений Будды. Иногда эти скульптуры превышали 20 м в высоту. Одна из знаменитых статуй Будды б. установлена в Золотом храме в Японии. Множество индуистских храмов Индии богато украшены скульптурами не только внутри, но и на наружных стенах, где нередко б.и представлены различные сцены из жизни богов. Основной формой буддийского храма вначале б. «ступа» — огромное полушарие, символизировавшее Вселенную, затем храмы стали похожи на огромные башни. Индуистские храмы строились по образцам буддийски » причем это б.и часто поистине циклопические с оружения, где перекрытиями служили многотонн каменные плиты.
Настоящие шедевры живописи оставили нам ки-айские и японские средневековые художники. Особенно поражают их пейзажи, где точно и объемно переданы вид того или иного уголка природы, дуновения ветра, движения птиц, животных. Часто пейзажи изображались на шелке. С X в. в Кит. существовала столичная Академия живописи. Известные художники кроме картин создавали и трактаты, своего рода учебники по живописи.
Грандиозные постройки создали индейцы цивилизаций Америки. Храмы своим богам они строили обычно на вершинах гигантских пирамид. Высокого уровня достигло ювелирное искусство.
Западноевропейцы, открывшие в XV в. Тропическую Африку, не могли вначале поверить, что прекрасные статуэтки людей из обожженной глины или бронзы, маски, здания, построенные из тяжелых каменных плит, создали сами африканцы. Они даже уверяли, что это дел рук неких пришельцев с других континентов, однако это б.и лишь плоды фантАз. и лжи тех европейцев, которые видели в чернокожих жителях Африки лишь потенциальных рабов.
Культура каждой из цивилизаций Аз., Африки, Америки отличалась своеобразием. Вместе с европейской культурой они составили то разнообразие художественных достижений и ценностей, которое мы называем мировой культурой. Очаги цивилизаций Тропической Африки распространялись в направлении с севера на юг (в восточной части континента) и отчасти с востока на запад (особенно в западной части) — по мере удаления от высоких цивилизаций Северной Африки и Ближнего Востока. Большинство крупных социокультурных общностей Тропической Африки имели неполный набор признаков цивилизации, поэтому точнее они могут быть названы протоцивилизациями.
С конца III века н. э. в Западной Африке в бассейнах Сенегала и Нигера развивается западносуданская (Гана), с VIII-IX века — центральносуданская (Канем) цивилизации, возникшие на базе транссахарской торговли со странами Средиземноморья. После арабских завоеваний Северной Африки (VII век) арабы надолго стали единственными посредниками между Тропической Африкой и остальным миром, в том числе через Индийский океан, где господствовал арабский флот.
Под арабским влиянием появляются новые городские цивилизации в Нубии, Эфиопии и Восточной Африке. Культуры Западного и Центрального Судана слились в единую западноафриканскую, или суданскую, зону цивилизаций, простиравшуюся от Сенегала до современной Республики Судан. Во 2-м тысячелетии эта зона б. объединена политически и экономически в мусульманских империях: Мали (XIII-XV век), которой подчинялись мелкие политические образования народов фульбе, волоф, серер, сусу и сонгай (Текрур, Джолоф, Син, Салум, Кайор, Coco и др.), Сонгай (середина XV — конец XVI века) и Борну (конец XV — начало XVIII века) — преемника Канема. Между Сонгай и Борну с начала XVI века усиливались хаусанские города-государства (Даура, Замфара, Кано, Рано, Гобир, Кацина, Зария, Бирам, Кебби и др.), к которым в XVII веке от Сонгай и Борну перешла роль главных центров транссахарской торговли.
Беспошлинному ввозу подлежат личные вещи, а также до 400 сигарет или 100 сигар, или 500 г курительного табака; 1 литр крепких спиртных напитков, 2 литра вина и 0,4 литра парфюмерных изделий; 2 фотокамеры и 20 фотопленок, 1 видеокамера с 2-3 кассетами, 1 портативный магнитофон.
Ввозимая наличная иностранная валюта в сумме свыше 500$ подлежит декларированию в таможне. Ввоз кошек и собак затруднен.
Вывоз любых предметов антиквариата допускается только по предварительному разрешению директора Департамента по делам древностей.
Режим пребывания и передвижения: Ограничений на передвижение по стране российских граждан не существует.
Вакцинация: Перед отъездом в Тунис никаких прививок делать не надо, но посоветоваться с врачом о целесообразности пребывания под тунисским солнцем б.о бы полезно. Туры в Тунис Тунис - страна близкая и обворожительная. Настоящей жемчужиной северной Африки называют эту страну. Он впитал в себя культуру античного мира и Византии, ощутил влияние исламской цивилизации. Мягкий средиземноморский климат, прекрасные белоснежные пляжи Джербы, лазурные берега Махдии и Хаммамета, голубые просторы Суса, Монастыр с его обновленным историческим центром Мединой, зелень оазисов и пески Сахары, за которыми виднеются белоснежные вершины гор - все это Тунис.
Любители истории найдут здесь руины древних городов, амфитеатров, акведуков, храмов, мозаичные картины тонкой работы, античные скульптуры, средневековые арабские базары и мечети и многое другое. Здесь находился Карфаген, который наравне соперничал с императорским Римом и чуть не покорил его. Исторические достопримечательности античных времен, экзотический колорит мусульманского Востока, сочетающийся с современным комфортом, привлекают в Тунис ежегодно миллионы туристов со всех уголков света.
Туры в города Тунис… есть что-то сладостно-притягательное и манящее в названии этой страны. Тунис овеян пряным запахом жасмина и кальяна, сухим, горячим зноем Сахары, морским, соленым бризом. В Тунисе Вас ждет веселый и шумный Сусс с его многочисленными дискотеками и клубами, пестрая и многоликая столица Тунис с его наперебой кричащим и зазывающим восточным базаром - мединой, утонченный и изысканный Хаммамет.
К 6—5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила сформировались земледельческие культуры (Тасийская культура, Фаюмская культура, Меримде), на основе которых в 4-м тысячелетии до н. э. возник Др. Ег.. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (государственное обр-е Напата). На его обломках образовались Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Ег. и Византии.
На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II—XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого сложилась христианская Эфиопия (XII—XVI века). Эти очаги цивилизации б.и окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
На средиземноморском побережье Африки в XII—II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация. В результате развития коневодства (появившегося в первые века н. э.), а также верблюдоводства и оазисного земледелия в Сахаре появились торговые города Телги, Дебрис, Гарама, возникло ливийское письмо.
Основная масса построек в городах и селах выполнена в типичном арабском стиле. Но кое‑где есть здания европейской застройки, что не нарушает общую картину целостности и самобытности. Например, в столице Тунис (одноименное название с государством) центральная улица считается вторыми Елисейскими Полями. Здесь на протяжении десятилетий колонизаторы создавали маленькую Францию. Главное украшение бульвара — роскошный католический собор (аналог Нотр-Дам де Пари).
По обе стороны авеню расположены многоэтажные дома с балконами и скульптурами, украшающими фасады, а также бутики, магазинчики. Пожалуй, центральная улица — единственная, где чувствуется настоящая европейская суета, и во многом — благодаря бесконечной веренице автобусов, подвозящих сюда туристов. «Французский бульвар» неожиданно заканчивается, замыкаясь старинной мединой.
И здесь уже целиком погружаешься в атмосферу арабского базара, где продавцы наперебой зазывают в маленькие лавочки, заставленные под завязку восточными сувенирами. Вот уж где пестрота, многоцветье, запахи приправ и благовоний, шум и гам. Поблизости, на территории медины, стоит красивая мечеть с минаретом. В этом месте ярко ощущается соприкосновение Востока с Западом, контраст цивилизации и средневековья. Искусство тропической Африки
Введение
В плане этнической географии Тропическая Африка представляет собой обособленный ареал на более или менее единой антропологической основе. Однако не только расовая, но прежде всего историко-культурная общность позволяет рассматривать в целом изобразительное творчество народов этой части Африканского континента (Северной границей Тропической Африки принято считать южную оконечность Сахары, южная граница ее проходит несколько севернее Южного тропика, что в целом соответствует экваториальной и субэкваториальной части континента, находящейся приблизительно между 15° северной широты и 20° южной широты. Однако об условности указанных географических границ свидетельствует уже то, что южная граница пустыни смещается к югу примерно на 100 километров каждое столетие).
Др.ший и Др. периоды истории народов Тропической Африки тесно связаны с переменчивой судьбой Сахары, с неоднократной сменой ее влажных и засушливых периодов. Окончание последнего влажного и наступление современного засушливого периода (приблизительно между II и I тысячелетиями до н. э.) сопровождалось постепенным перемещением сахарского населения к северу, востоку и югу (Изменение природно-климатических условий и другие факторы неоднократно приводили к значительным миграциям местного населения. Древние памятники наскального искусства, обнаруженные в ныне необитаемых районах Сахары, Северной и Южной Африки, свидетельствуют о том, что культурно-исторические процессы, которые мы здесь рассматриваем, в прошлом протекали в иных, более широких географических рамках). Новейшие антропологические находки, этнографические и археологические исследования, проведенные в Сахаре, дают основание предполагать, что передвижение сахарских народов на юг не только "оказало влияние на постепенное изменение этнической географии обширной зоны саванн и степей" (7, т. 1,95) (Здесь и далее первая цифра в скобках означает порядковый номер, а последняя (после запятой) - страницу (номер иллюстрации) источника, приведенного в списке литературы), но и явилось одним из определяющих факторов этногенеза Тропической Африки.
Основное современное население Тропической Африки - народы негроидной, или мелано-африканской, расы - представляет большое разнообразие типов, которые условно относят к подрасам: суданской, занимающей зону саванн между южной границей Сахары и экваториальными лесами, от Сенегала до Кордофана; гвинейской, обитающей в лесной полосе вдоль побережья Атлантики, от Гвинеи до Камеруна, и конголезской, населяющей обширную область экваториальных лесов и южноафриканских саванн. Кроме того, А. Валуа (283) вычленяет подрасы: нилотскую, от Хартума до озера Виктория, и южноафриканскую, которая занимает юго-восточную часть континента - от Великих озер до Драконовых гор.
Сотни племен и народностей Тропической Африки относятся к различным этнолингвистическим группам. Наиболее многочисленной является семья банту, к которой в основном принадлежат народы конголезской зоны. Население Судана и Гвинейского побережья, включающее гвинейскую группу, западную, центральную и восточную бантоидную группы, семью манде и другие, отличается большой этнической пестротой. По более поздней классификации, предложенной Дж. Гринбергом, народы Тропической Африки объединены в группу нигер-конго, которая составляет основную массу нигеро-кордофанской (конго-кордофанской) семьи.
До недавнего времени подавляющее большинство населения Тропической Африки находилось на первобытнообщинной или - самое большее - раннеклассовой стадии социально-экономического развития.
Социальными и идеологическими структурами, соответствующими этому уровню развития, на протяжении многих веков б.и родоплеменная организация, автохтонные рел. и, как материальная база, - мотыжное земледелие, скотоводство и охота. Такое положение сохраняется во многих районах до настоящего времени. Эту суммарную картину необходимо дополнить указанием на влияние ислама, особенно значительное на севере, и появление в самое последнее время около двух десятков промышленных центров и крупных городов, локализованных главным образом в западной части Судана, вдоль Гвинейского побережья и в некоторых районах бассейна Конго и Восточной Африки.
Хотя обретение независимости африканскими странами ускорило процессы этнической интеграции и формирования наций, - в современной Африке все еще существует несколько сот более или менее мелких этносов и огромное количество местных языков и диалектов (по последним данным, их число приближается к двум тысячам). Это языковое и этническое разнообразие, предполагающее самобытность отдельных групп, оставляет место и для известного культурного единства. Однако существующие определения общих черт африканской культуры в работах африканистов, историков и этнологов, нельзя признать конструктивными. К самым известным общим определениям относятся довольно расплывчатое понятие "африканской цивилизации" Лео Фробениуса и концепция "негритюда" Л. -С. Сенгора. Недостатки таких определений заключаются прежде всего в том, что они основаны на чисто эмпирических попытках "отыскать черты культуры, которые можно назвать типичными для Африки и которые отличают ее от других центров культуры, таких, как Запад, Индия, Кит., ислам" (218, 15; 35, 11).
По-видимому, определение таких черт в какой-то мере возможно, но для этого необходимо сравнивать исторически сопоставимые фазы общественного развития. Ни Запад, ни Кит., ни Индия, ни тем более ислам, взятые целиком как "центры" культуры, для такого сравнения, очевидно, не годятся. Среди существующих или до недавнего времени существовавших культур такое сопоставление традиционной африканской культуры возможно лишь с культурой американских индейцев, океанийцев и отчасти-австралийских аборигенов. В принципе б.о бы возможно сопоставление и с соответствующей фазой развития культуры европейских и других народов, однако ничтожное количество материала и его явная фрагментарность делают такое сравнение малоперспективным.
Выявить своеобразные константы в сфере культуры можно лишь в процессе анализа конкретного материала. Таким материалом для нас является художественное творчество африканцев. Для ретроспективной реконструкции эволюции родоплеменной культуры, для ее диахронического анализа нет материала более надежного, аутентичного, чем тот, который составляет комплекс изобразительного искусства.
"Строй чувств, мыслей, поведение африканцев, - пишет Жак Маке, - кажутся нам чуждыми и подчас очень странными. Живя в непосредственном окружении африканской общины, европеец может проникнуть в этот мир. Но это удается не больше, чем два или три раза в жизни, - даже если ты этнограф.
Конечно, к культуре есть иные подходы помимо интуитивного сопричастия. Она расчленяется, и ее различные части поддаются анализу и описанию при помощи логических понятий. Этот метод мы и используем в нашей книге. Но для того чтобы извлечь максимальную пользу из внутреннего исследования культуры, чтобы глубоко осмыслить различные аспекты африканской культуры изнутри, надо длительное время созерцать, изучать произведения искусства, созданные художниками-неграми".
То, что говорит Маке о проникновении во внутренний мир африканской родоплеменной культуры, о его осмыслении через углубленное изучение произведений африканского искусства, безусловно, верно, ибо именно этот материал обладает наибольшей информативной емкостью и непосредственной достоверностью. Однако чтобы стать надежным инструментом исследования родоплеменной культуры, африканское искусство само должно быть всесторонне изучено, систематизировано, осмыслено в культурном контексте. В его структуре должны быть выявлены общие и специфические элементы, и оно должно быть рассмотрено в историческом развитии. Только таким образом можно определить подлинное место, смысл и значение больших и малых фрагментов единого родоплеменного культурного комплекса, коими, как мы увидим, являются не только отдельные произведения искусства, о которых говорит Маке, но и художественные школы (В применении к традиционному искусству под художественной школой подразумевается сумма стилей и подстилей, принадлежащих одной этнической группе) и целые ансамбли (например, искусство бассейна Конго или Западного Судана).
Решению этих и других задач, имеющих целью реконструкцию истории художественной культуры народов Тропической Африки, и посвящена настоящая работа. Изучение африканского искусства началось сравнительно недавно. До так называемого открытия l'art negre в 1906-1907 годах, когда африканская скульптура привлекла внимание европейских художников-авангардистов, искусство Тропической Африки вообще оставалось вне поля зрения историков и теоретиков искусства, хотя имеются указания на то, что отдельные африканские художественные изделия появились в Европе уже в XV веке (см.: Приложение 1) (ил. 1-7).
Первыми собственно искусствоведческими исследованиями африканской традиционной скульптуры справедливо считаются работы К. Эйнштейна и В. И. Матвея (136; 34). Однако для полноты картины следует упомянуть и о более ранних работах этнологов, в которых содержатся высказывания о тех или иных аспектах африканского искусства. Самой ранней работой такого рода, по-видимому, б. небольшая книжка-альбом Георга Швейнфурта "Африканские искусства. Изображения и описания художественных изделий народов Центральной Африки", изданная в 1875 году (266) (I, II).
В 90-х годах прошлого века появляются одна за другой три работы Л. Фробениуса (152; 153; 154), в которых знаменитый немецкий африканист рассматривает художественное творчество африканцев в общекультурном контексте. Хотя работы Фробениуса нельзя считать строго научными исследованиями, надо признать, что именно Лео Фробениус является предтечей страстного увлечения африканским искусством в Европе (главным образом скульптурой и музыкой), которое началось в конце 1900-х годов и достигло своего апогея в 20-30-е годы нашего столетия.
Среди работ, предшествующих открытию, следует упомянуть публикацию двух английских авторов - Рида и Дальтона (260), а также книгу Питт-Риверса (253), посвященные бенинскому искусству. Тот же материал рассматривается в вышедшем позднее фундаментальном исследовании Феликса фон Лушана (217). Помимо известных социально-политических предпосылок (отмена работорговли и постепенное утверждение в отношении к африканцам общечеловеческих норм, установление более тесных контактов между Европой и Тропической Африкой в результате колонизации внутренних районов континента и т. д.) пробудившийся интерес к африканскому искусству, его открытие б.и обусловлены глубокими сдвигами в области теории и особенно практики западноевропейского искусства (ил. 8, 9).
История европейского искусства начиная с 1906-1907 годов свидетельствует о глубоком влиянии, которое оказало африканское искусство на европейский художественный авангард (см. Приложение 2) К началу 30-х годов течения, зародившиеся в момент открытия l'art negre, вышли далеко за рамки европейского искусства, активно способствуя все более углубляющемуся процессу культурного обмена, утверждая в области художественной культуры то равноправие, которое лишь спустя несколько десятилетии б.о завоевано народами колониальных стран в сфере социально-политических отношений.