Этель Лилиан Войнич и её роман «Овод»
Евгения Таратута
Послесловие начинается с того, что автор повествует нам о большевике Василии Оводе (настоящее имя Ус Василий Иванович) в сороковых организатор и руководитель молодежной организации «Набат», действующей под Кременчугом. Члены «Набата», комсомольцы-подпольщики, называли себя в честь любимых героев: Рахметов, Корчагин, Жухрай. А Овод был их командиром. В ноябре 1943 «Набат» разгромили гарнизон с.Белецковка и завязали бой с отступающим противником, в котором как сообщалось в штаб 4-й гвардейской армии: «Погиб организатор «Набата» Ус Василий Иванович, подпольная кличка «Овод»». Но составители донесения ошиблись, Василий Овод не погиб и Евгения Таратута нашла его через газету «Комсомольская правда» уже в 1974 году.
Письмом отвечал Василий Иванович на вопросы Евгении об Оводе. Он рассказывал о том, как он познакомился с романом, как Овод вдохновил его и почему он взял имя Овод в суровый час битвы с немецкими захватчиками: «Я хотел, чтобы образ настоящего Овода Войнич незримо был среди нас… чтобы тот, настоящий Овод, вместе с нами вел борьбу за освобождение и полный разгром фашизма.
Когда я преподаю историю в школе, я обязательно веду беседы об «Оводе»…»
Но, как рассказывает нам Евгения Таратута, роман «Овод» завоевал внимание не только многих читателей, но и писателей таких как: М. Горький, А.Фадеев, В.Маяковский, в книге Павла Бляхина «Красные дьяволята», одна из героинь – Дуняша переоделась мальчишкой и сражалась под кличкой Овод, так же об Оводе писал Н.Островский в книге «Как закалялась сталь».
Таким образом, автор подводит нас к интересующим вопросам: Как же была создана книга, пламень которой вот уже более восьми десятилетий зажигает сердца и не гаснет? Как возник этот огонь? Откуда эта поистине магическая сила романа? Роман «Овод» - это одна из книг, что ведет в бой и учит бороться, не щадя собственной жизни. Это книга-боец, книга-полководец. Примеры таких книг: «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Спартак» Джованьоли, «Как закалялась сталь» Островского… Что общего у этих писателей?
Евгения Александровна Таратута практически сразу отвечает на наши вопросы.
«Авторы этих книг были замечательными писателями. Но именно то, что они были активными борцами, непосредственно участвовали в битвах за освобождение своей Родины, то что они вложили в свои книги эту великую страсть, этот пыл борьбы, помогло создать им столь зажигательные произведения.
Они действительно прировняли перо к штыку!
Кем же была Этель Лилия Войнич, создавшая роман «Овод»? Огонь какой борьбы она вложила в свою книгу?»
Далее автор рассказывает нам подробную биографию Этель Лилиан, о её родителях, месте рождении, о том, что интересовало Лилиан и конечно же, о формировании её как писателя.
Таратута с большой любовью и восхищением пишет о молодой писательнице, ей импонирует факт интереса Войнич к России : « Этель Лилиан с юности стала интересоваться общественными вопросами. Больше всего ее волновали судьбы двух стран – Италии и России. Она много читала об освободительном движении русского и итальянского народов, о героических подвигах борцов за свободу.
Очень сильное впечатление произвело на Этель Лилиан известие об убийстве императора Александра II. Она старалась понять смысл того, что происходило в далекой и непонятной ей России. Ее интересовали русские революционеры. Она видела в них подлинных героев и хотела узнать, что это за люди, чего они добиваются, к чему стремятся.
Ключевым моментом в жизни Этель Лилиан стало знакомство с книгой «Подпольная Россия» С.М. Степняка, именно в ней молодая англичанка нашла ответы на свои вопросы.
Впоследствии, знакомство с автором книги сыграло очень большую роль в жизни писательницы.»
На протяжении всей своей статьи, автор предисловия доказывает, что именно влияние российских событий того времени, личное участие в революционном движении, а так же знакомство с лидерами этого движения привело к созданию известного во всем мире романа.
« Выйдя замуж за молодого польского революционера Михаила Войнича, Лилиан помогала мужу в делах Фонда вольной русской прессы, принимала участие в транспортировке революционной литературы в Россию. Здесь были сочинения декабристов, письмо Белинского к Гоголю, издания Герцена, сочинения Чернышевского, Плеханова, Щедрина, Шевченко, издания народовольцев, биографии Желябова, Перовской, Кибальчича и других русских революционеров. Никакой университет не мог дать ей того, что она подчерпнула из литературы, собранной на складе. Из этих книг, из рассказов друзей и соратников перед англичанкой вставали образы русских героев- революционеров. Многих из них она узнала лично: с некоторыми познакомилась еще в России, других узнала в Англии. Она была знакома с Плехановым, Верой Засулич, Кропоткиным.
Образы и идеи революционного движения разных стран были ей близки. Эти впечатления оказали решительное влияние на ее мировоззрение. Под влиянием и непосредственным воздействием Степняка Э.Л.Войнич решила испытать свои силы в самостоятельном литературном творчестве. Вскоре после возвращения из России в 1889 году, она начала писать свою первую книгу – роман « Овод». И не случайно, конечно, это была книга о борьбе за свободу, о революционерах.»
Если провести аналогию со вступительной статьей Е.И. Наумова к сборнику Сергея Есенина, то разница заключается в том, что Наумов делал акцент на события, вдохновившие писателя на написание то или иного стихотворения, сконцентрировав внимание на становление Сергея как писателя. Таратута же наоборот не заостряет внимание на писательской деятельности Войнич (не считая романа «Овод» конечно же), отдавая все внимание жизни писательницы и развитие в ней бойца. « …несомненно, что основное в романе – образ героя-революционера – создавалось под впечатлением личного участия Э.Л.Войнич в освободительной борьбе русского народа, под впечатлением встреч с политическими эмигрантами разных стран».
Автор предисловия не просто рассказывает биографию Войнич, а проводит параллели ее жизни, ее близкого окружения и судеб и характеров героев ее романа. « При внимательном изучении мы найдем очень много сходного между Оводом и героем автобиографического романа Степняка « Андрей Кожухов». Помимо общих черт героя-революционера : страстной преданности своим идеям, целеустремленности, подчинения личных интересов общему делу, огромного мужества, Овода роднит с Андреем Кожуховым множество разнообразных деталей. Для обоих характерны смена горячей религиозности атеизмом, богатый внутренний мир, любовь к природе, сознание неминуемости собственной гибели при уверенности в конечной победе.» То есть Таратута доказывает нам, что Войнич наделила Овода всеми чертами характера Степняка – своего друга и соратника. Так же автор статьи подводит читателя к выводу, почему роман наиболее популярен именно в нашей стране. « Когда мы знаем, что Этель Лилиан была участницей русского революционного движения, нам становится понятным, как был создан образ Овода. Понятным становится и то, почему роман, написанный английской писательницей, изображающий итальянских революционеров, нашел свою настоящую родину в России».
Для современного читателя, выросшего в постсоветской России, послесловие к произведению является не только объяснением причин возникновения романа, но и своеобразным экскурсом в мир революционно настроенной молодежи конца 19- начала 20 веков. Послесловие дает возможность глубже окунуться в мир того времени, понять настроение, надежды и чаяния современников Войнич. И в результате ,полностью погрузиться в ту эпоху и понять поступки героев романа.