Дворцово-парковый ансамбль царицыно
Один из наиболее интересных подмосковных ансамблей, бывшая загородная резиденция Екатерины II с пейзажным романтическим парком. Расположен в живописной местности с овражистым рельефом и прудами. Время его строительства можно разделить на два периода:
1) 1776—1785 гг.—арх. В. Баженов создает интересный ансамбль, дворец и основные сооружения — Кавалерский корпус, Хлебный дом, Оперный дом, мосты и ворота, размещение которых подчинено рельефу местности, визуальным связям с обширными прудами парка и трассе подъездной дороги. Сооружения, построенные в едином стиле и колорите (псевдоготика, красный кирпич с белокаменным оформлением архитектурных деталей), определили стилевое единство парка. Ансамбль не завершен. По приказу Екатерины II строительство было прекращено.
2) 1790—1793 гг.—арх. М. Казаков перестраивает дворец, на берегу пруда возводятся два павильона — Храм Цереры и Миловида, но уже в классицистическом стиле.
Дворцово-парковый ансамбль, так и оставшись незавершенным, уже в начале XIX в. становится излюбленным местом отдыха.
Дворцово-парковый ансамбль Софиевка.
Ансамбль расположен в г. Умани, ранее принадлежал крупнейшему феодалу конца XVIII в. на Украине Ф. Потоцкому; площадь 127 га (вместе со зверинцем — 500 га).
Парк был разбит на месте существовавшей здесь Дикой балки с р. Каменкой, ярко выраженным рельефом и живописными пейзажами, которые были положены в основу композиции. В истории создания парка Софиевка можно выделить два основных периода:
1) 1796—1800 гг. В этот период работали садовник Заремба, талантливый мастер, человек с большим художественным вкусом, и инженер де Метцель. За эти годы в целом сложился облик парка. Было создано большинство сложных гидротехнических сооружений и построены: Грот Венеры, Долина гигантов, Виконт-грот, Критский лабиринт, Большой водопад, Колонна печали.
2) 1836—1859 гг. парк был передан в ведение Управления военных поселений. Работали русский арх. Макутин и академик архитектуры А. Штакеншнейдер. Были сооружены входы в парк, Павильон Флоры, Китайская беседка, Каменный павильон на острове, реконструированы водопад, водяная лестница, мосты, пристани. В 1859 г. парк был передан училищу садоводства.
В парке нет и не было дворца. Композиционная ось определилась руслом р. Каменки. С помощью искусственных дамб было создано 4 водоема, которые обеспечивают водой фонтаны и водопады. На территории парка находятся 2 пруда — Верхний (10 га) и Нижний, разница уровней водных поверхностей 22 м. Это позволило объединить несколько каскадов в Большой водопад. Нижний пруд украшен фонтаном Змея (высота струи 20 м). Берега, водные устройства и архитектурные сооружения декорированы глыбами гранита, которые добывали здесь же во время строительства водной системы. Такое оформление определило образное единство парка, стало его уникальной достопримечательностью. Неотъемлемой частью парка была его мраморная и бронзовая скульптура, приобретенная главным образом в Италии.
Парк состоит из 5 участков: Главной аллеи; Нижнего пруда; Елизаветинских полей; Амфитеатра с подземной искусственной рекой Стикс протяженностью 209 м и Мертвым озером (32X25 м), питающим фонтан Семиструй; Верхнего пруда с Островом любви.
В 1889 г. в северо-восточном районе парка В. Пашкевичем было высажено большое количество экзотов. Этот участок получил название Английский парк.
В период оккупации г. Умани немецко-фашистские захватчики нанесли парку огромный ущерб. После войны парк постепенно восстанавливается.
В XIX в. русское паркостроение приобретает направление, характерное для европейских парков этого периода, однако имеет следующие особенности:
— крупномасштабность в решении пространства подчинена природе региона и отражает ее характерные черты (так, парки Знаменка, Михай-ловка, Александрия под Петербургом тесно связаны с Финским заливом; Колонистский и Луговой парки представлены в основном обширными открытыми пространствами лугов и водоемов). В этом отношении наши парки тесно связаны с пейзажной живописью, отражавшей ха- рактерные черты родной природы. Эта взаимосвязь определенным образом обогащала как садово-парковое искусство, так и живопись;
— введение экзотов идет главным образом на новых территориях. Это отдельные новые районы парка (например, Английский парк в Софиевке) или парки, создаваемые заново (парки Паланга в Литве, Тростянец на Украине и все черноморские парки Крыма и Кавказа). Активное вторжение экзотов в сложившиеся парки встречается редко (парк Никольское-Прозоровское под Москвой);
— цветочное оформление характеризуется орнаментальными клумбами и пестрыми композициями с широким ассортиментом. В открытые пространства пейзажно решенных полян цветники включают редко, в основном они тяготеют к дворцу, дому и парковым постройкам.
Ниже приводится краткая характеристика некоторых парков.
Колонистский парк
(Ленинградская обл.) — 30,5 га. Садовые мастера П. Эрлер, П. Архипов, арх. А. Штакеншнейдер (1839— 1841 —1847). Центр композиции — Ольгин пруд и Большой остров с Царицыным павильоном (1839—1844). На острове — Итальянский и пейзажный сады. Рядом — Ольгин остров и павильон (1846—1848). Ассортимент древесных пород — дуб, тополь, ива, клен.
Луговой парк
(Ленинградская обл.) — 85 га. Садовые мастера П. Эрлер, П. Архипов (1825—1857), арх. А. Штакеншнейдер, инженер-гидравлик М. Пилсудский. Фонтанный водовод Петергофского ансамбля — ось композиции, вокруг него расположены луга, поля, пруды, отдельные сады у павильонов. Территория парка простирается с севера на юг до Бабигонской возвышенности, полосой 400—800 м. В парке 10 прудов: Запасной, Никольский, Самсоновский (Малый Запасной), Орлинский, Руинный, Круглый, Мельничный, Саперный, Бабигонский, Церковный. Постройки: Бельведер, Розовый павильон, руины и др. Парк включает 4 ландшафтных района: сады Никольской долины, Бельведер, Озерки, Мельница. Ассортимент древесных пород — береза, осина, ива, тополь, клен.
Парк Александрия
(Ленинградская обл.) — 115 га. Арх. А. Менелас и А. Штакеншнейдер. Парк находится на берегу Финского залива,
примыкает к Петергофу. Сооружения созданы в стиле новой готики и свободно расположены. Центр композиции — коттедж, традиционно расположенный на высокой террасе морского берега, перед ним вытянута обширная открытая поляна, у подножия откоса верхней -террасы — пруд. (Этот прием варьируется в парках XIX в. Знаменкеи Михайловке,а также в других парках, расположенных на южном берегу Финского залива.) Мощные группы дубов являются главными акцентами паркового пространства. Ассортимент древесных пород — дуб, липа, ольха черная, береза, клен.
Парк Тростянец
(Черниговская обл.) — 207 га, 1834—1890-е годы. Основа пространственной композиции — пруды общей площадью 10,5 га (Большой, Лебединый, Куциха) и серия полян, каждая из которых имеет индивидуальное решение — размер, конфигурацию, опушку, композицию групп, ассортимент. В 1858 г. на искусственных холмах высотой до 35 м создан «район Швейцарии» (площадь 30 га). Пейзажи построены на внутренних перспективах. Парк создавался в условиях степи, где, кроме дуба обыкновенного и ив, все остальные виды — интродуценты. Ассортимент древесных пород — сосна, береза (защитные посадки), различные виды дуба, липы, ореха, туи, можжевельника, каштан конский и др. Всего около 500 видов и форм. Сочетание растений в группах строится по формально-эстетическому принципу — колориту и архитектонике кроны.
Алупкинский парк
(южный берег Крыма) — 40 га. Арх. Э. Блер и В. Гент, садовник Кебах. Композиционный центр ансамбля — дворец. Парк включает естественные образования (Большой и Малый хаос, а также прибрежные скалы) и мастерски сформированные поляны (Платановая, Солнечная, Контрастная, Каштановая). Все узлы связаны сетью свободно трассированных по рельефу дорог. Ассортимент — экзоты преимущественно Средиземноморской флоры, а также Восточной Азии и Северной Америки. Наиболее типичны — сосны, кипарисы, кедры, магнолии, дуб, платан.