Общие сведения об инженерных заграждениях

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Начальник факультета военного обучения

полковник Ю. Ерёменко

“­­­­­­____” ________________ 200 _ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине:

«Военно-инженерная подготовка»

Тема № 3: «Инженерные заграждения»

Занятие №1:«Минно-взрывные заграждения, их назначение и устройство»

Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании предметно-методической комиссии факультета военного обучения по тактической и общевоенной подготовке

Протокол № __ от «___» _________ 200_г.

Протокол № __ от «___» _________ 200_г.

Протокол № __ от «___» _________ 200_г.

Пенза 2006

Занятие № 1

Минно-взрывные заграждения, их назначение и устройство

Учебные и воспитательные цели:

· изучить порядок устройства и преодоления минно-взрывных заграждений;

· формировать моральную и психологическую готовность к защите Отечества;

· совершенствовать навыки в выполнении уставных положений и строевых приёмов;

· воспитывать дисциплинированность и прививать чувство гордости за принадлежность к ВС РФ.

Время:2 учебных часа.

Вид занятий:групповое.

Место проведения: аудитория.

Учебно-материальное обеспечение:

а) Литература:

[1]. Боевой устав сухопутных войск, часть 2. Воениздат. 2004.

[2]. Наставление по ВИД для Советской Армии. М.; Воениздат.

б) Наглядные пособия:

1. компьютер;

2. видеомагнитофон;

3. электронная версия занятия в Power Point;

4. видеофрагменты.

5. мины учебные и разрезные.

Расчёт учебного времени:

Содержание занятия Время, мин
Вступительная часть Основная часть: 1. Общие сведения об инженерных заграждениях. Требования безопасности при обнаружении, обезвреживании и уничтожении мин (взрывоопасных предметов). 2. Противотанковые и противопехотные мины, стоящие на вооружении ВС РА. Назначение, устройство, ТТХ и порядок их установки. 3. Средства разведки и обнаружения мин. Способы устройства проходов в минно-взрывных заграждениях. Заключительная часть        

Методические указания:

А) Методика проведения вступительной части.

Преподаватель принимает рапорт дежурного по взводу, проверяет наличие обучаемых по журналу и их готовность к занятию. Выясняет, какие вопросы возникли при самостоятельной работе, и отвечает на них. Проверяет глубину и качество усвоения материала предыдущего занятия путем контрольного опроса.

Преподаватель анализирует ответы обучаемых и выставляет оценки в журнал, объявляет тему занятия, записывает ее на доске, формулирует цель занятия.

Б) Методика проведения основной части.

Преподаватель объявляет первый вопрос занятия, записывает его на доске, с помощью дежурного раздает обучаемым раздаточный материал и приступает к изложению темы.

При рассмотрении первого вопроса довести до обучаемых общие сведения об инженерных заграждениях, а также какие правила необходимо выполнять при обнаружении, обезвреживание и уничтожении мин (взрывоопасных предметах).

После изложения учебного материала преподаватель выясняет наличие вопросов, отвечает на них и делает вывод.

Затем преподаватель объявляет второй вопрос занятия и приступает к его изложению в следующей последовательности:

× противотанковые мины, стоящие на вооружении ВС РА: назначение, устройство, ТТХ и порядок;

× противопехотные мины, стоящие на вооружении ВС РА: назначение, устройство, ТТХ и порядок.

После изложения второго учебного вопроса преподаватель выясняет наличие вопросов, отвечает на них и делает вывод.

Затем преподаватель объявляет третий вопрос занятия и приступает к его изложению в следующей последовательности:

× средства разведки и обнаружения мин;

× способы устройства проходов в минно-взрывных заграждениях.

После изложения третьего учебного вопроса преподаватель выясняет наличие вопросов, отвечает на них и делает вывод.

В) Методика проведения заключительной части.

В заключении преподавателю необходимо подвести итог рассматриваемому учебному материалу путем доведения общих наиболее значимых выводов, которые должны нацеливать студентов на дальнейшую самостоятельную работу и в процессе будущей учебной деятельности.

Отметить работу студентов на занятии, особенно активно участвовавших в обсуждении проблем, а также недостаточно усвоивших изучаемый материал.

Довести перечень литературы для самостоятельной работы студентов и задание по подготовке к нему. Ответить на вопросы. Даёт команду дежурному закончить занятие.

Учебные вопросы

Введение

С давних времен русские люди для борьбы с врагом создавали с большим искусством различного рода заграждения. Об этом свидетельствуют, например, данные о характере оборонительной системы Киевской Руси. Эта оборонительная система состояла из ряда городков-крепостей и значительных по протяженности оборонительных линий, так называемых «змиевых валов». Валы эти, являясь не только заграждениями, но и укреплениями, устраивались обычно вдоль рек или же имели с наружной стороны ров. Высота вала достигала 6—8 м, а ширина— 16—17 м.

Эта система сыграла важную роль в борьбе с кочевниками в X—XI вв.

Создавая оборону и умело, используя естественные свойства местности, русские войска в то же время хорошо применяли и искусственные полевые укрепления: плетни, колья, вбитые в землю, - и умели в случае надобности «заложиться» лесом, т. е. устроить засеку.

Засеки были одним из самых распространенных заграждений, применявшихся русскими еще в начале XII в.

В XVI в. засека (или так называемая засечная черта) состояла не из одних лесных завалов, а представляла собой сложную систему укреплений, в которой лесные завалы-засеки чередовались с естественными препятствиями на местности (реками, озерами, болотами, оврагами и т. д.) и искусственными (частоколами, надолбами, земляными валами и рвами, возводимыми в безлесных промежутках, т. е. там, где не из чего было соорудить засеку в собственном смысле этого слова).

Большое применение заграждения получили при организации Севастопольской обороны 1854—1855 гг. Здесь в системе обороны перед главной оборонительной линией были устроены различного рода заграждения (рвы, волчьи ямы, фугасы, засеки).

В боевых действиях Советской Армии заграждения, создаваемые нашими войсками, нашли наиболее широкое применение в ходе Великой Отечественной войны.

Уже в самом начале войны Советское Верховное Главнокоман­дование потребовало, чтобы войска широко практиковали устройство рвов, завалов и других заграждений, всемерно ис­пользуя для этого местные материалы и средства.

В последнее время конструкции инженерных заграждений, а также приемы их применения получили свое дальнейшее более совершенное развитие, еще больше обеспечивающее обороноспособность Российской Федерации.

Общие сведения об инженерных заграждениях.

Наши рекомендации