Общие сведения об инженерных заграждениях
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Начальник факультета военного обучения
полковник Ю. Ерёменко
“____” ________________ 200 _ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине:
«Военно-инженерная подготовка»
Тема № 3: «Инженерные заграждения»
Занятие №1:«Минно-взрывные заграждения, их назначение и устройство»
Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании предметно-методической комиссии факультета военного обучения по тактической и общевоенной подготовке
Протокол № __ от «___» _________ 200_г.
Протокол № __ от «___» _________ 200_г.
Протокол № __ от «___» _________ 200_г.
Пенза 2006
Занятие № 1
Минно-взрывные заграждения, их назначение и устройство
Учебные и воспитательные цели:
· изучить порядок устройства и преодоления минно-взрывных заграждений;
· формировать моральную и психологическую готовность к защите Отечества;
· совершенствовать навыки в выполнении уставных положений и строевых приёмов;
· воспитывать дисциплинированность и прививать чувство гордости за принадлежность к ВС РФ.
Время:2 учебных часа.
Вид занятий:групповое.
Место проведения: аудитория.
Учебно-материальное обеспечение:
а) Литература:
[1]. Боевой устав сухопутных войск, часть 2. Воениздат. 2004.
[2]. Наставление по ВИД для Советской Армии. М.; Воениздат.
б) Наглядные пособия:
1. компьютер;
2. видеомагнитофон;
3. электронная версия занятия в Power Point;
4. видеофрагменты.
5. мины учебные и разрезные.
Расчёт учебного времени:
Содержание занятия | Время, мин |
Вступительная часть Основная часть: 1. Общие сведения об инженерных заграждениях. Требования безопасности при обнаружении, обезвреживании и уничтожении мин (взрывоопасных предметов). 2. Противотанковые и противопехотные мины, стоящие на вооружении ВС РА. Назначение, устройство, ТТХ и порядок их установки. 3. Средства разведки и обнаружения мин. Способы устройства проходов в минно-взрывных заграждениях. Заключительная часть |
Методические указания:
А) Методика проведения вступительной части.
Преподаватель принимает рапорт дежурного по взводу, проверяет наличие обучаемых по журналу и их готовность к занятию. Выясняет, какие вопросы возникли при самостоятельной работе, и отвечает на них. Проверяет глубину и качество усвоения материала предыдущего занятия путем контрольного опроса.
Преподаватель анализирует ответы обучаемых и выставляет оценки в журнал, объявляет тему занятия, записывает ее на доске, формулирует цель занятия.
Б) Методика проведения основной части.
Преподаватель объявляет первый вопрос занятия, записывает его на доске, с помощью дежурного раздает обучаемым раздаточный материал и приступает к изложению темы.
При рассмотрении первого вопроса довести до обучаемых общие сведения об инженерных заграждениях, а также какие правила необходимо выполнять при обнаружении, обезвреживание и уничтожении мин (взрывоопасных предметах).
После изложения учебного материала преподаватель выясняет наличие вопросов, отвечает на них и делает вывод.
Затем преподаватель объявляет второй вопрос занятия и приступает к его изложению в следующей последовательности:
× противотанковые мины, стоящие на вооружении ВС РА: назначение, устройство, ТТХ и порядок;
× противопехотные мины, стоящие на вооружении ВС РА: назначение, устройство, ТТХ и порядок.
После изложения второго учебного вопроса преподаватель выясняет наличие вопросов, отвечает на них и делает вывод.
Затем преподаватель объявляет третий вопрос занятия и приступает к его изложению в следующей последовательности:
× средства разведки и обнаружения мин;
× способы устройства проходов в минно-взрывных заграждениях.
После изложения третьего учебного вопроса преподаватель выясняет наличие вопросов, отвечает на них и делает вывод.
В) Методика проведения заключительной части.
В заключении преподавателю необходимо подвести итог рассматриваемому учебному материалу путем доведения общих наиболее значимых выводов, которые должны нацеливать студентов на дальнейшую самостоятельную работу и в процессе будущей учебной деятельности.
Отметить работу студентов на занятии, особенно активно участвовавших в обсуждении проблем, а также недостаточно усвоивших изучаемый материал.
Довести перечень литературы для самостоятельной работы студентов и задание по подготовке к нему. Ответить на вопросы. Даёт команду дежурному закончить занятие.
Учебные вопросы
Введение
С давних времен русские люди для борьбы с врагом создавали с большим искусством различного рода заграждения. Об этом свидетельствуют, например, данные о характере оборонительной системы Киевской Руси. Эта оборонительная система состояла из ряда городков-крепостей и значительных по протяженности оборонительных линий, так называемых «змиевых валов». Валы эти, являясь не только заграждениями, но и укреплениями, устраивались обычно вдоль рек или же имели с наружной стороны ров. Высота вала достигала 6—8 м, а ширина— 16—17 м.
Эта система сыграла важную роль в борьбе с кочевниками в X—XI вв.
Создавая оборону и умело, используя естественные свойства местности, русские войска в то же время хорошо применяли и искусственные полевые укрепления: плетни, колья, вбитые в землю, - и умели в случае надобности «заложиться» лесом, т. е. устроить засеку.
Засеки были одним из самых распространенных заграждений, применявшихся русскими еще в начале XII в.
В XVI в. засека (или так называемая засечная черта) состояла не из одних лесных завалов, а представляла собой сложную систему укреплений, в которой лесные завалы-засеки чередовались с естественными препятствиями на местности (реками, озерами, болотами, оврагами и т. д.) и искусственными (частоколами, надолбами, земляными валами и рвами, возводимыми в безлесных промежутках, т. е. там, где не из чего было соорудить засеку в собственном смысле этого слова).
Большое применение заграждения получили при организации Севастопольской обороны 1854—1855 гг. Здесь в системе обороны перед главной оборонительной линией были устроены различного рода заграждения (рвы, волчьи ямы, фугасы, засеки).
В боевых действиях Советской Армии заграждения, создаваемые нашими войсками, нашли наиболее широкое применение в ходе Великой Отечественной войны.
Уже в самом начале войны Советское Верховное Главнокомандование потребовало, чтобы войска широко практиковали устройство рвов, завалов и других заграждений, всемерно используя для этого местные материалы и средства.
В последнее время конструкции инженерных заграждений, а также приемы их применения получили свое дальнейшее более совершенное развитие, еще больше обеспечивающее обороноспособность Российской Федерации.
Общие сведения об инженерных заграждениях.