Понятие культуры в культурологии, исторические этапы ее развития

Культурология в системе гуманитарного знания.

В 19 веке возникло знание о «душе». В 18 веке появляется два научных направления, одно из которых гуманизм - знание о душе и науки. После длительных исследований нарицательное понятие стало собственным направлением.

Культурология как наука изучает сущность закономерности существования и развития культуры, человеческие знания и способы их постижения.

Культурология как дисциплина изучает закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры; факторы и предпосылки управляющие возникновением , формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в преумножение и передаче культурных ценностей от поколения в поколение.

Культурология – одна из базовых дисциплин гуманитарного блока, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. Особенность культурологии как науки в системе гуманитарного знания – это её интегрирующий характер и её методологическая функция (систематизация гумм. знаний через культуру как феномен.)

Современная культурология процесс своего изучения строить на 5 разделах:

1- Теория культурных учений.

2- История мировой художественной культуры.

3- Антропология культуры.

4- Прикладная культурология.

5- Социология культуры.

Основные задачи культурологи.

1) Анализ культуры как системы культурных феноменов.

Артефакт - искусственно созданный объект, используемый на протяжении истории времени.

Феномен - проявляется как в негативном, так и позитивном явлении.

2) Исследование типологии культур, культурных единиц и элементов культуры.

Близкие по основным чертам культурологические единицы составляют основу культурологическим типам на основе сущностных характеристик. Сущностной характеристикой ( или типологическим признаком) может быть признана некая сущность, определяющая природно-климитическую, религиозную, хозяйственную сферы человеческой деятельности.

3) Разрешение проблем социокультурной динамики. Изменения, которые происходят под влиянием внешних и внутренних сил определяют характер динамического развития культурологи в целом.

4) Исследование культурных кодов, знаков и символов культуры.

Культурологический код - сочетание знаков и символов культуры.

Культурологический знак - основное средство фиксации и оценки культуры.

Культурологические символ - условно опознавательный знак.

5) Выделение типов связи между элементами культуры. ( Информационная и технологическая связь поясняет причину исследования и взаимосвязь элементов культуры) Типы связи могут выделяться по характеру взаимодействия, постфигуративный, кофигуративный, префигуративный.

Кофигуративный – взаимодействие в обществе, которое быстро изменяется.

Постфигуративный – авторитет старшего поколения.

Префигуративный – старшее поколение должно жить как младшее.

Аспекты культурологического изучения дисциплины

гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный, социологический.

Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие «аспекты»: гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный, социологический.

В гносеологическом аспекте под культурой понимается совокупность знаний о мире.

В аксиологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире.

Таким образом, культура- это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все стороны жизни и деятельности общества и человека.

Понятие культуры в культурологии, исторические этапы ее развития.

Культура(от лат.)- возделывание и обработка земли.

Культура(определение)-универсальный способ творческой самореализации личности через полагание смысла и соотношения со смыслом всего сущего.

Этапы:

1)6 в. до н.э. Марк Катон написал работу «Агрикультура»,в которой вводит понятие культура для обозначения процесса обработки и возделывания земли.

2)в 45 г.до н.э. Цицерон пишет работу «Тускуланские беседы», в которой понятие «культура» определяет образ жизни человека, его степень образования, воспитания.

3)В средние века(15-16в) складывается христианская культура, которая направляет на постоянное духовное совершенствование человека, осознание его духовного родства с Богом.

4)17в.Культура понимается как результат собственных человеческих свершений.

5)18-19в.Культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни.

6)Первая половина 20в.Главной идеей была идея равенства всех культур каждый народ творит собственную культуру, обеспечивающую целостность и жизнеспособность общества. (нем ученый М. Херсковица )

Вторая половина 20в.Существует пост классическая модель развития культуры, которая выражается через аспект «разочароваться в возможностях разума» .

Для характеристики постклассической модели важны следующие особенности:

1)ориентация на повседневную жизнь

2)восприятие культуры личности как результат собственных свершений или переживаний, а не как результат рационального осмысления своего бытия

3)пессимистическое и скептическое отношение к преобразованию мира

4)неоднозначность и неадекватность определенной культуры

Наши рекомендации