Понятие культуры в культурологии, исторические этапы ее развития
Культурология в системе гуманитарного знания.
В 19 веке возникло знание о «душе». В 18 веке появляется два научных направления, одно из которых гуманизм - знание о душе и науки. После длительных исследований нарицательное понятие стало собственным направлением.
Культурология как наука изучает сущность закономерности существования и развития культуры, человеческие знания и способы их постижения.
Культурология как дисциплина изучает закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры; факторы и предпосылки управляющие возникновением , формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в преумножение и передаче культурных ценностей от поколения в поколение.
Культурология – одна из базовых дисциплин гуманитарного блока, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. Особенность культурологии как науки в системе гуманитарного знания – это её интегрирующий характер и её методологическая функция (систематизация гумм. знаний через культуру как феномен.)
Современная культурология процесс своего изучения строить на 5 разделах:
1- Теория культурных учений.
2- История мировой художественной культуры.
3- Антропология культуры.
4- Прикладная культурология.
5- Социология культуры.
Основные задачи культурологи.
1) Анализ культуры как системы культурных феноменов.
Артефакт - искусственно созданный объект, используемый на протяжении истории времени.
Феномен - проявляется как в негативном, так и позитивном явлении.
2) Исследование типологии культур, культурных единиц и элементов культуры.
Близкие по основным чертам культурологические единицы составляют основу культурологическим типам на основе сущностных характеристик. Сущностной характеристикой ( или типологическим признаком) может быть признана некая сущность, определяющая природно-климитическую, религиозную, хозяйственную сферы человеческой деятельности.
3) Разрешение проблем социокультурной динамики. Изменения, которые происходят под влиянием внешних и внутренних сил определяют характер динамического развития культурологи в целом.
4) Исследование культурных кодов, знаков и символов культуры.
Культурологический код - сочетание знаков и символов культуры.
Культурологический знак - основное средство фиксации и оценки культуры.
Культурологические символ - условно опознавательный знак.
5) Выделение типов связи между элементами культуры. ( Информационная и технологическая связь поясняет причину исследования и взаимосвязь элементов культуры) Типы связи могут выделяться по характеру взаимодействия, постфигуративный, кофигуративный, префигуративный.
Кофигуративный – взаимодействие в обществе, которое быстро изменяется.
Постфигуративный – авторитет старшего поколения.
Префигуративный – старшее поколение должно жить как младшее.
Аспекты культурологического изучения дисциплины
гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный, социологический.
Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие «аспекты»: гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный, социологический.
В гносеологическом аспекте под культурой понимается совокупность знаний о мире.
В аксиологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения.
В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.
В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире.
Таким образом, культура- это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все стороны жизни и деятельности общества и человека.
Понятие культуры в культурологии, исторические этапы ее развития.
Культура(от лат.)- возделывание и обработка земли.
Культура(определение)-универсальный способ творческой самореализации личности через полагание смысла и соотношения со смыслом всего сущего.
Этапы:
1)6 в. до н.э. Марк Катон написал работу «Агрикультура»,в которой вводит понятие культура для обозначения процесса обработки и возделывания земли.
2)в 45 г.до н.э. Цицерон пишет работу «Тускуланские беседы», в которой понятие «культура» определяет образ жизни человека, его степень образования, воспитания.
3)В средние века(15-16в) складывается христианская культура, которая направляет на постоянное духовное совершенствование человека, осознание его духовного родства с Богом.
4)17в.Культура понимается как результат собственных человеческих свершений.
5)18-19в.Культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни.
6)Первая половина 20в.Главной идеей была идея равенства всех культур каждый народ творит собственную культуру, обеспечивающую целостность и жизнеспособность общества. (нем ученый М. Херсковица )
Вторая половина 20в.Существует пост классическая модель развития культуры, которая выражается через аспект «разочароваться в возможностях разума» .
Для характеристики постклассической модели важны следующие особенности:
1)ориентация на повседневную жизнь
2)восприятие культуры личности как результат собственных свершений или переживаний, а не как результат рационального осмысления своего бытия
3)пессимистическое и скептическое отношение к преобразованию мира
4)неоднозначность и неадекватность определенной культуры