Как известно, звуковое восприятие можно разделить на тоны, звуки и шумы
Тон -- восприятие на слух одного «чистого» звука определенной частоты, лишенного обертонов, то есть тембровой окраски. Чистые тона в жизни практически не встречаются, их можно получить лишь с помощью специальной аппаратуры -- звукового генератора.
Звук -- несколько одновременно звучащих тонов, «смешанных» в определенных по уровню соотношениях. К звукам относятся: гудки, свистки, ЗВОНКИ, ЗВОН КОЛОКОЛОВ И Пр. Звук обладает определенными качествами: высотой, громкостью, тембром. К музыкальным звукам относятся звуки, которые воспроизводятся певческими голосами или на музыкальных инструментах.
Шум -- восприятие, как правило, очень многих одновременно звучащих тонов. Поэтому во многих случаях определить на слух высоту и тембр шума трудно. Характерный пример -- шум дождя, морского прибоя, работающего двигателя, равномерный гул толпы, отдаленная канонада и пр.
Между шумом и звуком существует ряд промежуточных явлений, так называемые звуко-шумы. Звуко-шумом принято называть такой шум, в котором можно определить изменение его звучания по высоте, хотя бы с небольшими интервалами. Примером звуко-шума может служить пение птиц, крики некоторых животных и завывание ветра.
В практике театрального звукового оформления встречаются формообразования шумов и звуков, которые можно назвать шумо-музыкой. В этом случае шумы и звуки специально организуются ритмически, тембрально и тонально. Шумо-музыка несет в себе и конкретность звучания и эмоциональное обобщение. Так например, в музыку может вплетаться определенным образом организованный шум поезда, стук копыт и т. д. В этом смысле богат опыт кино. Примером такого решения может служить стук копыт, звучащий в ритме вальса в фильме «Большой вальс».
Шумо-музыка обычно создается композитором, а исполняется она на шумо-имитационных приспособлениях. Так, шум ветра в фильме «Петербургская ночь» рождал мелодию, сопровождавшую героя на протяжении всего фильма. Имитировался этот ветер скольжением пальцев по краю бокалов, которые благодаря разному уровню налитой в них воды, издавали звуки разной высоты. Выполняли эту задачу несколько шумовиков по нотам, написанным композитором.
В последние годы к исполнению шумо-музыки все чаще привлекаются электромузыкальные инструменты.
Нередко шумы в спектакле, по замыслу режиссера, могут быть выражены музыкальным звучанием, то есть через шумо-подражание. К шумоподражательной музыке относятся те случаи, когда с помощью музыкальных инструментов подражают тем или иным шумам, например, шуму движущегося поезда (гудок, отход поезда, перестук колес), индустриальным шумам, завыванию бури и тому подобное.
Характеристика шумов и звуков слагается из нескольких элементов: тембра, ритма, темпа.
Тембр -- характерная окраска, позволяющая отличать два однотипных звука или шума. Например, конский топот по булыжной мостовой и тот же топот по деревянному мосту.
Ритм -- периодическое чередование звуков по длительности звучания и пауз. Так, колеса поезда, проходя по стыкам рельс, выстукивают вполне определенный рисунок, который зависит от типа вагонов -- двухосных или четырехосных.
Темп -- скорость, с которой совершается чередование звуков. У быстро идущего поезда темп перестука колес -- стремительный, у медленно идущего -- замедленный, но в обоих случаях ритм остается неизменный.
Все театральные шумы и звуки в зависимости от сочетания их с действиями актеров, от функции, которую они выполняют на сцене, подразделяют на игровые, сценические и фоновые.
Игровыми называются те шумы, которые синхронно сопровождают действия актеров на сцене, когда источник шума или его причина явно обозначены. Так, например, актер стреляет из ружья или пистолета, нажимает кнопку дверного звонка, работает на пишущей машинке и т. д.
Игровой шум может создаваться самим актером (выстрел стартового пистолета), шумовиком за кулисами или воспроизводиться с фонограммы. Чтобы не нарушалась реальность сценической жизни, источник звучания во всех случаях должен находиться в зоне действия актеров.
Совершенно ясно, что важным условием при воспроизведении игровых шумов является их синхронность с действием актера. История театра хранит бесчисленное количество так называемых накладок, когда ружья стреляли после того, как герой пять раз спустит курок, дверной звонок звенел после того, как персонаж отойдет от двери и т. п. Как правило, зритель очень живо реагирует на такие накладки, и в результате сценический образ разрушается, не говоря уже о творческом состоянии актера в этот момент.
Сценическими шумами называются шумы, возникновение которых не связано непосредственно с действиями актеров, однако они так или иначе реагируют на них. Часто сценические шумы служат логической причиной последующих действий актеров. К таким шумам относятся: удары гонга, раскаты грома, шум подъезжающей или отъезжающей автомашины, приход поезда, плач ребенка, колокольный звон и т. п. Эти шумы дают на точно установленную реплику, и воспроизводятся они шумовиками или с фонограммы. Источник звучания должен находиться именно в том месте, откуда по логике сценического действия доносится шум.
Фоновые шумы -- в основном создают необходимую сценическую атмосферу или отмечают место действия, например, отдаленный шум боя, равномерный перестук колес движущегося поезда, щебетание птиц, шум моря, дождя, стройки, завода и т. п.
Действующие лица могут как-то реагировать на этот шум, но могут его и не замечать. Воспроизводят фоновой шум обычно с фонограммы, но используются и различные шумовые приборы, установленные за кулисами. Звучать такие шумы могут либо с одного места сцены, либо со всех точек сцены или зрительного зала. Так, например, шум отдаленного боя или канонады может звучать с арьерсцены, шум дождя -- как на сцене, так и в зрительном зале.
Основное место включения шумов -- это внутрисценическое действие, однако иногда шумы могут быть использованы и как своеобразная увертюра и финал спектакля. Кроме того, нередко различные шумы звучат в антрактах при смене картин.