Садово-парковое искусство XVIII в
Поворотным этапом в истории России явилась эпоха Петра I. Она ознаменовалась коренными преобразованиями страны, развитием новых направлений в архитектуре, градостроительстве и садово-парковом искусстве.
Громадную роль в становлении и развитии русской архитектуры сыграло основание Петербурга (1703) — русского города нового типа, сочетавшего принципы регулярной планировки с живым чувством природы и со свойственной русскому зодчеству свободой и мощью пространственных композиций.
Развитие культурных связей с Европой, знакомство Петра I с европейскими садами, привлечение им лучших иностранных мастеров способствовали формированию русского регулярного паркового искусства.
В первой половине XVIII в. в Петербурге и Москве были созданы великолепные парковые ансамбли. Однако становление садово-паркового искусства началось несколько раньше в Москве. Здесь в немецкой слободе в конце 1703 г. завершается строительство парадных дворцово-парковых комплексов Ф. Лефорта и Ф. Головина, которые предназначались для официальных праздников и фактически находились в распоряжении Петра I. Эти ансамбли расположены на противоположных берегах р. Яузы, развернуты своими фасадами на реку и визуально связаны между собой. Впервые в России здесь были созданы декоративные водные устройства, боскеты, партеры, а в планировке прослеживаются тенденции композиционно-осевого построения. Головинский и Лефортовский сады явились школой новых приемов садово-паркового искусства, которые с успехом были развиты в Петербурге и прежде всего в его первом — Летнем — саду.
В настоящее время территория Лефортовского парка имеет площадь 65,5 га и находится на государственной охране как памятник садово-паркового искусства. Здесь сохранились дворец, элементы планировки водных устройств, садовые сооружения. Головинский сад почти не сохранился.
Летний сад. Летняя резиденция Петра I, площадь 11,2 га. Границы: р. Нева (север), р. Мойка (юг), Лебяжья канавка (запад), р. Фонтанка (восток). В первой четверти XVIII в. существовало четыре Летних сада — первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2 га), третий — ныне Михайловский сад (10 га) и Большой луг (Марсово поле, 9 га), четвертый— Итальянский сад (11 га).
Планировка сада осуществлялась по чертежу Петра I. Строительство началось в 1704 г. под непосредственным руководством Петра I и было осуществлено по стадиям в течение многих лет.
I (1704—1711) — разбивка сада на берегу Невы, установка скульптур, устройство фонтанов; 1710 г.— закладка дворца.
II (1711 —1716) —завершается строительство дворца (арх. Д. Трезини), украшенного в 1714 г. барельефами А. Шлютера; у дворца строится гавань, на берегу Невы возводятся 3 галереи. Завершается осуществление в натуре первоначальной планировки сада: в его центре устраиваются 4 больших квадрата с кружевными цветниками и беседками, окруженные стриженой живой изгородью (садовый мастер Ян Роозен проработал в саду с 1712 по 1725 г.); создаются фонтаны, беседки, Карпиев пруд (1714—1716), Лебяжий канал (1711).
III (1716—1725) — возводятся второй Летний дворец (1721), «Зала для славных торжествований» (1725), грот (арх. А. Шлютер и Г. Маттарнови, 1721 —1724), гавань у дворца облицовывается гранитом (1723), по проекту А. Земцова садовым мастером К. Шредером устраивается лабиринт с фонтанами.
В квадратах, на месте цветников, создаются боскеты с фонтанами, птичником и прудом. Сад украшается скульптурой, строится Литовский канал (1718) и для подачи воды в Фонтанку, питающую систему фонтанов,— 3 водовзводные башни (1724). В 1716—1719 гг. арх. Ж. Б. Леблон разрабатывает проект ансамбля Летних садов (не осуществлен).
IV (1732—1826) — на месте «Залы для славных торжествований» возводится деревянный дворец Анны Иоанновны (1732). Строится дворец Елизаветы Петровны и сад при нем (третий Летний сад, 1734), сад у нового Летнего дворца (1736), амфитеатр (1736, арх. В. Растрелли); устанавливаются скульптуры (1736), ведется облицовка гранитом Невских набережных (1720—1784), устраивается ограда (арх. Ю. Фельтен, 1770—1784).
После наводнения в 1777 г. в третьем Летнем саду вышедшие из строя фонтаны не восстанавливаются. Возводится дворец для Павла I (Михайловский замок, арх. В. Баженов и В. Бренна, 1797—1800). После наводнения 1824 г. и завершения строительства Михайловского замка (1819—1Ч825) примыкающий к нему участок третьего Летнего сада преобразуется в пейзажный парк — Михайловский сад (арх. К. Росси и А. Менелас), где на берегу р. Мойки был построен павильон Росси (1825 г.). В первом Летнем саду на берегу р. Фонтанки вместо грота был создан Кофейный домик (арх. К. Росси, 1826), а в массиве насаждений — Чайный домик (арх. Л. Шарлемань, 1827). Претерпевает изменения и Большой луг: в 1740 г. на его месте был разбит сад «Променад» (арх. В. Растрелли), который в конце XVIII в. был уничтожен, а это место впоследствии стало называться Царицын луг.
Здесь в 1798 г. был установлен Румянцевский обелиск (арх. В. Бренна), в 1801 г.— памятник Суворову (скульптор М. Козловский). В 1818 г. обелиск перенесли на Васильевский остров, а Царицын луг получил название Марсова поля.
В 1855 г. в одном из боскетов Летнего сада был установлен памятник И. А. Крылову (скульптор П. Клодт).
После 1824 г. царская резиденция стала общественным городским парком.
Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, обрамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами — липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украшены фонтанами. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато убранные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства — вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой.
У р. Фонтанки стоял грот — обязательная принадлежность регулярных садов XVIII в. Грот состоял из 3 залов, соединенных арочными проемами. Фасад был украшен рустованными колоннами и увенчан высоким куполом. На парапете, окружавшем грот, были установлены мраморные скульптуры: Флора, Зефир, Фортуна, Мореплавание и др. Внутри залы были облицованы туфом, раковинами, толченым стеклом, украшены скульптурой и фонтанами.
Одним из главных украшений сада были работы известных венецианских скульпторов — П. Баратта, Д. Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и тематические серии на аллегорические и мифологические темы. В 1736 г. в саду было около 200 изваяний.
Использовались как местные, так и привозные растения: липы из Новгорода, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпаны из Голландии, лилии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д.
Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось планировочно еще не связана с дворцом, а замыкается галереей — чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада, в сравнении с предшествующими ему Головинским и Лефортовским в Москве, прослеживаются и новые черты — стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному соподчинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер.