Особенности самодеятельного творчества в Советской России 1920-х гг
Лекция 1
Характерные черты и основные тенденции развития
Советской художественной самодеятельности
1. Особенности самодеятельного творчества в Советской России 1920-х гг.
2. Специфика развития «самодеятельности» в СССР 1930-х – начала 1950-х гг.
3. Эволюция советской художественной самодеятельности в сер. 1950-х – 1980-х гг.
Предмет спецкурса – история любительского художественного творчества (в советской терминологии «художественной самодеятельности трудящихся») в СССР.
Цели спецкурса:
1. Показать взаимодействие фольклора, профессионального искусства и любительства.
2. Определить основные направления и этапы государственной политики в области культуры и искусства, в т.ч. самодеятельного.
3. Определить возможности автономного развития самодеятельности и нейтрализации импульсов государственной политики.
4. Выявить особенности трех вышеназванных сюжетов в конкретных сферах художественной самодеятельности: театре, музыке, хореографии, изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, фотолюбительстве.
Степень изученности.
Относительно недавнее систематическое обращение к теме со стороны искусствоведов (1980-е гг.)
Причины:
1. Рост интереса к истории повседневности и «маленького» человека.
2. Самодеятельность как место пересечения профессионалов и любителей, городского и сельского, государственного и общественного, «высокой» и «народной» культуры, праздника и будней, сфер политики и повседневного выживания.
Наиболее весомый продукт исследований подготовлен искусствоведами:
Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. В 3-х томах, СПб, 1995 – 2000.
Особенности самодеятельного творчества в Советской России 1920-х гг.
Выдающийся, по сравнению с другими периодами, вклад в развитие советской культуры.
Причины:
- теоретическая связь с задачами создания «пролетарской культуры будущего»;
- инструментализация государством в злободневных агитационных целях;
- самодеятельность как экспериментальная площадка для революционных исканий новых художественных форм в искусстве;
- творческое сотрудничество профессионалов и любителей (а не формальное «шефство» более поздних периодов);
- «многоукладность» художественной самодеятельности (сосуществование и взаимодействие новых форм и жанров самодеятельного искусства со старыми – фольклорными и «учеными»).
Причины «смычки» профессионалов и любителей:
1) Революционный эксперимент, поиск новых стилей, жанров, способов бытового сосуществования деятелей искусства (студия как актерская коммуна).
2) Необходимость выживания в экстремальных обстоятельствах.
Особенности революционного быта:
1) Военизация (доминирование военнослужащих в военных методов в политике и экономике);
2) Формирование нового общественного быта (митинги, праздники, субботники, физкультдвижение, самодеятельность и т.д.).
3) Сосуществование человека в разных (часто – контрастных) сферах быта.
4) Усиленное взаимодействие различных слоев культуры.
5) Начало борьбы с фольклором и прежними формами культуры как «отсталыми».
6) Наличие нескольких концепций развития художественной самодеятельности:
- «творческой» (детище «военного коммунизма);
- «просветительской» (1920-е гг.);
- «досуговой» (с сер. 1920-х гг.).
«Творческая» концепция самодеятельности (Пролеткульт):
1) Новое искусство – результат творчества революционных масс.
2) Цель – создание новых форм культуры и ее бытования.
3) Художественная студия (затем – единый художественный кружок) как организационно-творческая основа самодеятельности.
4) Переделки (компилятивно-бытовой монтаж) для заполнения репертуарного вакуума.
5) Агитационная, «авральная» самодеятельность (инсценировки, агитсуды, живгазеты) на злобу дня.
6) Театроцентризм, превращение других направлений (хорового, музыкального, изобразительного и др.) в подсобно-оформительские.
«Просветительская» концепция:
1) Приобщение масс к культуре.
2) Изучение и освоение культурного наследия.
3) Самодеятельность – фронт борьбы за культурную революцию (основа спецобразования в институтах культуры и культпросветучилищах).
4) Ориентация на образцы профессионального «высокого» искусства.
5) Преуменьшение роли «самоделания», приоритет подражания.
«Досуговая» концепция:
1) Ориентация на «здоровый отдых» и «культурные» («разумные») развлечения.
2) Рабочий клуб как центр коллективного отдыха.
3) Семейные номера трех типов:
- концерт силами приглашенных артистов, завершающийся танцами;
- выступление художественных кружков, дополненное стихийным выступлением зрителей;
- концерт кружков и солистов по заранее подготовленной программе плюс «затейничество».
4) эволюция от «домашних» форм развлечения к «культурному обслуживанию» эстрадно-концертного типа.
Стилевая специфика художественной самодеятельности 1917 – 1932 гг.
1) Агитационность – ориентация на борьбу в постоянно меняющихся обстоятельствах.
Объекты агитации:
- «Непхалтура» (буржуазная массовая культура);
- прогульщики, лодыри, пьяницы и пр.
- с конца 1920-х гг. – «спецы»-вредители, кулаки и проч.
2) Монтажность (компилятивно-бытовой монтаж) – компановка ряда фактов (событий, сцен, картин), объединенных общей агитационной идеей (отражение мозаичной реальности – в духе общих поисков В. Мейерхольда, С. Эйзенштейна, Д. Вертова, А. Родченко, Д. Шостаковича)..
3) Синтетичность – соединение разнородных материалов, приемов, выразительных средств, принадлежащих разным жанрам, стилям, видам искусства (апробировано в праздничной культуре). Гибридность как отражение конгломеративности сознания и многоукладности культуры.
Международные связи:
1. Контакты – через международное коммунистическое движение.
2. Добровольный характер обмена опытом (взаимные гастроли).
3. Преобладание связей с театральной самодеятельностью (рабочими театрами) Германии и других центрально-европейских стран.