Декорации и замысел сценического оформления

В театре работали многие крупные русские и советские художники: Врубель, Коровин, Бенуа, Рерих, Симов, Якулов, Татлин и другие. В большой степени театр привлекателен тем, что позволяет изобразительному искусству овладеть и пространством, и временем. Необходимо еще добавить, что он дает художнику широкую возможность развернуться на больших плоскостях, в полную силу отдаться декоративному чувству, соразмерить изобразительные условности со сценическими и многое другое.

В то же время пьеса и постановочный замысел весьма твердо формулируют свои требования по отно­шению к художнику. Художник должен считаться со стилем театра, с его традициями, словом, в театре он становится членом большого коллектива создателей спектакля.

Традиционно работа художника идет в основном по двум направлениям: эскизы костюмов и эскизы де­кораций. Сами же костюмы и декорации создаются в мастерских театра. В эскизах костюма художник решает несколько задач. Прежде всего необходимо найти исторически достоверный, отвечающий социальному и личностному «портрету» персонажа образ. Немаловажно также пластическое решение костюма, которое должно выгодно оттенить характер движений актера. Наконец, декоративность костюма эмоционально выражает сущность персонажа и входит ячейкой в декоративное оформление всей сцены. В зависимости от жанра спектакля и постановочной идеи соотношение этих сторон может существенно различаться.

Эскиз сцены — чрезвычайно ответственная и творческая сторона работы театрального художника. Здесь он не только воспроизводит обстановку, но и, в полном смысле этого слова, выражает свою концепцию спектакля, как бы его образную сумму. В целом для эскиза сцены (впрочем, как и костюмов) характерно два типа решений. В одних случаях художник мыслит конкретными предметами обстановки и сценического действия, и эскиз вполне определенно передает вещное оформление сцены. Определенность оформления, однако, не умаляет значения декоративности, своего рода цветовой музыки спектакля.

В других случаях художник решает театральную тему более отвлеченно и живописно, задавая скорее эмоциональную атмосферу пьесы, чем проект конкретного оформления. Такие работы — своеобразные импрозизации на тему спектакля — воспринимаются и как самостоятельные станковые произведения, что не отрицает их ценность для постановки.

Русское и советское театрально-декорационное искусство обладает богатыми традициями. Важной вехой в его развитии был так называемый Мамонтовский кружок, сложившийся в восьмидесятые годы XIX века. Богатый меценат, страстный ревнитель русского национального искусства, С. И. Мамонтов сумел объединить лучшие художественные силы Москвы. В организованном им оперном театре пел Шаляпин, звучала музыка

Мусоргского, Римского-Корсакова. Декорации для этих оперных спектаклей писали Врубель, Серов, Коровин, Головин, Поленов, Васнецов. Они представляли спектакль как нечто большее, чем сюжетное действие, для них это был синтез искусств: музыки, пения, драматургии, живописи на глубоко национальной, народной основе.

Высокий уровень декоративной культуры отличал театральные работы художников «Мира искусства» Л. Бакста, А. Бенуа, М. Добужинского и других. Тонкое знание материальной культуры прошлого, изысканное чувство сценической условности позволяли этим мастерам создавать красочные, монументальные, остро передающие колорит времени постановки. Здесь мы воспроизводим эскиз работы рано умершего талантливого художника Н. Сапунова к пасторали М. Кузмина «Голландка Лиза». В этом эскизе художник очень чутко передает дух стилизованного под наивное старинное представление спектакля. И крохотная сцена, и танцующие фигурки, и домики, и пейзаж — все это игрушечное, условное, безмятежное, прекрасно отвечающее духу пьесы.

В двадцатые годы в театрально-декорационном искусстве получает распространение течение конструктивизма, которое при некоторой гипертрофированное решений обогатило театр новыми выразительными возможностями. Если до сих пор декорация понималась как плоскость задника и кулис, то конструктивисты ставят во главу угла пространственное решение спектакля, связывают динамику действия с планом сцены (и даже зрительного зала). Этого требовали время и новые формы спектакля (например, пьесы В. Маяковского), стремление сблизить актера со зрителем. Подвижные объемные сценические установки, динамика света и музыкального сопровождения, многоярусное по высоте построение декораций — все рассчитано на движение, на калейдоскопическую смену лиц и событий, на зрелищную сторону спектакля.

Современные советские театральные художники широко используют сложившиеся традиции сценического оформления, подчиняя их идейной сущности спектакля. Спектакли, поставленные в Большом театре С. Вирсаладзе, режиссером и художником А. Акимовым в Ленинградском театре комедии, в Театре на Таганке Э. Стенбергом, декорации А. Тышлера, Ю. Пименова и многие другие, пользуются заслуженным успехом у зрителей.

Наши рекомендации