Контрольный тест по теме: «Феномен русской культуры»
1. Системообразующей основой в славянской языческой культуре, как и в других архаических культурах, выступали представления о дуальности мира:
а) духовное – телесное;
б) мир – война;
в) сакральное – мирское
г) социальное – биологическое
2. В XI в. на Руси были созданы «Русские Веды», в которых рассказывалось о происхождении славян и древнеславянской архаической Троице:
а) «Джаммапада»;
б) «Велесова книга»;
в) «Слово о законе и благодати»;
г) «Остромирово евангелие»
3. Древнеславянская архаическая троица «Триглав» – это:
а) Брахма, Шива, Вишну;
б) Сварог, Свинтовит, Велес;
в) Зевс, Гера, Гефест;
г) Юпитер, Юнона, Марс.
4. Крещение Руси князем Владимиром произошло в:
а) X в.;
б) IX в.;
в) XI в.;
г) XII в.
5. В Киевской Руси в архитектуре постепенно формируется общерусский национальный стиль, которому присущи (исключить несоответствующее):
а) многокупольность (до 25 куполов);
б) пирамидальность композиции;
в) башнеобразные формы;
г) наличие мозаичных панно.
6. Ювелирные изделия русских мастеров пользовались большим спросом на мировом рынке. Они выполнялись в сложной технике (исключить несоответствующее):
а) изделия из очень твердого поделочного камня нефрита;
б) зернь – узор из множества напаянных шариков;
в) скань – узор напаивался из проволоки на металлическую поверхность;
г) перегородчатая эмаль – заполнение узора разноцветной эмалью.
7. Подлинным шедевром русской иконописи по праву считается:
а) «Троица» А.Рублева;
б) Владимирская Богоматерь;
в) «Спас Нерукотворный»;
г) Богоматерь «Одигитрия».
8. Художественное, историческое и богословское истолкование русской иконы дано князем Е.Н.Трубецким, который писал, что (исключить несоответствующее):
а) икона передает стремление к абсолюту, острое переживание разрыва между действительностью и идеалом;
б) икона – не портрет, а символическое изображение;
в) икона есть понимание мира бытия;
г) святые лики противопоставляют грешному миру иные нормы жизни.
9. В архитектуре Москвы, Новгорода и Пскова был использован стиль так называемого московского барокко. В этом стиле построены (исключить несоответствующее):
а) Московский кремль и собор Василия Блаженного;
б) Грановитая палата и Спасо-Андроников монастырь;
в) Эрмитаж;
г) Троице-Сергиева лавра.
10. Реформы Петра способствовали обмирщению культуры и подготовили почву для распространения идей Просвещения в России. В его царствование появилось много новшеств (исключить несоответствующее):
а) начали выходить газеты (первая газета «Ведомости») и журналы;
б) в живописи происходит поворот от иконописи к портрету, рождается парсунная живопись Симона Ушакова;
в) открываются светские учебные заведения: навигацкая и инженерная школы;
г) в страну начали проникать философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей: Канта, Гегеля, Маркса.
11. В 1764 г. Екатерина II утвердила разработанное И.И.Бецким «Генеральное учреждение о воспитании особого пола юношества». Ставилась цель (исключить несоответствующее):
а) воспитать «новую породу, или новых отцов и матерей»;
б) предусматривалось создать закрытые «воспитательные училища», куда поступали бы дети не старше 5-6 лет;
в) надлежало воспитывать такие качества, как страх божий и похвальные склонности, трудолюбие и знание «домостроительства», учтивость и благопристойность;
г) для обучения и образования следовало избирать крестьянских детей.
12. Культурным событием колоссальной важности, с точки зрения отражения национального самосознания, стало появление произведения «История государства Российского» автора:
а) П.Я.Чаадаева;
б) Н.М.Карамзина;
в) В.Н.Татищева;
г) А.Кантемира.
13. Русская культура начинает приобретать европейское и мировое значение, совершая двусторонний культурный обмен между Россией и Европой, при этом не утрачивая своего своеобразия:
а) в XVII в.;
б) XX в.;
в) XVIII в.;
г) XIX в.
14. К «серебряному веку» русской культуры принадлежат авторы:
а) А.Блок, С.Есенин, А.Ахматова, М.Цветаева;
б) Д.И.Менделеев, К.Э.Циолковский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров;
в) Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, И.А.Ильин;
г) А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.М.Горький, И.С.Тургенев.
15. Во второй половине XIX в. сформировалось течение русского космизма, представителями которого являлись:
а) К.Э.Циолковский, Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский, В.С.Соловьев;
б) В.Брюсов, И.Северянин, Н.Гумилев, А.Ахматова, М.Цветаева;
в) Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, П.А.Флоренский;
г) А.М.Горький, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский.
16. Россия смогла приблизиться к европейской цивилизации, обогатилась культурными традициями Византии благодаря…
а) выбору в пользу «восточного» деспотизма царского самодержавия;
в) объединению разрозненных русских княжеств в единое – деспотическое государство;
б) освобождения от монгольского нашествия;
г) принятию христианства.
Темы, даваемые преподавателем для самостоятельного изучения и конспектирования, проверяются в ходе выполнения студентами итоговых тестов, которые студенты выполняют в течение семестра.
Методические рекомендации по организации самостоятельной и научно-исследовательской работе студента по дисциплине