Особенности организации досуга детей, подростков и молодёжи
Дети не являются однородной недифференцированной группой. Наиболее упрощённо они подразделяются на младших школьников, подростков и старшеклассников.
В КДД применяется принцип дифференцированного подхода к детским досуговым группам с различными социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, место проживания, уровень знаний, интересов, состояние здоровья и т.д.).
Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этими особенностями определяется основной метод КДД – метод массового воздействия. Наиболее характерными формами работы являются детские утренники и массовые игры. Принцип игры занимает ведущее место во всех занятиях с младшими школьниками.
Младшие школьники отличаются эмоциональностью восприятия. Наибольший эффект на малышей оказывают наглядно-образные формы. Демонстрация разнообразных игровых кинофильмов, театрализация отдельных частей праздника, красочность в оформлении помещений, костюмирование артистов и самих участников (бумажная шапочка, эмблема и т.д.) – всё это делает праздник эмоционально действенным, привлекательным и запоминающимся.
Ребят младшего школьного возраста отличает ситуативность в восприятии и выполнении требований, неумение обобщать, невозможность длительное время сосредотачивать внимание на одной теме, одном предмете. Им необходима перемена видов деятельности, черодование форм, введение нового, небычно материала.
Младшим школьникам свойственно желание демонстрировать свои таланты. На это опирается принцип соревновательности, конкурсности, присущий многим детским мероприятиям.
Основные направления СКД для детской аудитории
Направления КДД с детской аудиторией обуславливаются педагогическими задачами, стоящими перед воспитателями и организаторами досуга.
Направления КДД
· Художественно-эстетическая (кружки, коллективы, выставки, концерты и т.д. по жанрам)
· Природно-экологическая (экскурсии, «зелёные патрули», экологические программы, праздники птиц, оранжереи, )
· Научно-техническая (кружки, выставки технического творчества, экскурсии на предприятия)
· Спортивно-оздоровительная (спорт. игры по видам спорта, соревнования, посещение спорт.-зрелищных мероприятий, прогулки)
· Трудовая деятельность (уроки труда, работа в мастерских, на пришкольном участке, кружки ДПИ, социальная помощь престарелым на дому)
· Военно-патриотическая (клубы исторической рекострукции, «юный пожарник», экскурсии, общественные организации)
В детских КДУ активно развиваются игровые формы досуговой деятельности:
1. Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали)
2. Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры)
3. Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами)
4. Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей)
Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными традициями в КДУ проводятся детские недели (музыки, книги, театра).
Молодёжь
Характерной чертой этого возраста является эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и художественной в частности. Это проявляется в глубоко личном восприятии культурной информации, в сопереживании, отождествлении себя с героями произведений, подражании своим придуманным кумирам.
Психология возраста определяет предпочтение молодёжью событийности, динамизма сюжетов, действий, а не рассуждений. Ей недоступны глубоко иннтеллектуальные праоизведения.
Кроме того, молодые люди тянутся к зрелищным формам культурной деятельности как к наиболее эмоционально насыщенным и воздействующим на чувственную сферу.
Молодёжь ищет в культуре не только эмоционально-нравственное, но и развлекательное содержание.
На формирование вкусов и досуговые предпочтения молодёжи значительное влияние оказывают СМИ.
Сегодня молодёжь тяготеет к зрелищности, шоу, внешней выразительности, красоте.
Молодёжь привлекает красочность, экспрессивность. Она следует моде. Однако она не всегда доверяет модным течениям, а пытается найти свой неповторимый стиль.
Молодёжь – самая активная социальная группа в нашем обществе. Молодые люди социально мобильны, не обременены семейно-бытовыми проблемами, им не свойственен консерватизм взглядов. Молодые люди всегда находятся в поиске чего-то, что помогло бы выразить свою индивидуальность, использовать свои возможности. Перед молодёжью наиболее остро стоит проблема самоопределения, выбора жизненного пути, а также самореализации.
Молодёжь уходит в досуг, как в защитный панцирь, где она по-настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, просвещение, самообразование, творчество, созерцание, размышление, праздник. Для молодёжного возраста ведущими из них стали общение, развлечение и самообразование. В досуговой деятельности наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры.
Важной особенностью молодёжной культуры является преобладание потребления над творчеством.
В молодёжной среде вырабатываются и превалируют групповые стереотипы поведения. В их основе лежит стремление к идентификации со сверсниками, со своей группой и противопоставление себя взрослых, своих чужим.
Молодёжную культуру можно рассматривать как явление субкультуры. Она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодёжь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений.
Среди социальных факторов, способствующих приходу молодёжи в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях, конфликты с преподавателями и родителями.