Культура Древней Индии. Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации
Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации, отличающаяся высоким уровнем культуры. Раскопки в долине реки Инд доказывают наличие здесь уже в III - II тыс. до н. э. яркой и самобытной культуры. Жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого искусства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Наиболее совершенным показателем данной цивилизации явилась система водоснабжения и канализации.
Мифология
Древнеиндийская мифология (ведическая религия) опиралась на представление о борьбе дэвов (богов) и асуров (демонов). Боги – носители истины и порядка, демоны – носители стихийного начала. Упанишады, излагающие космогонию, рассматривают в качестве божественной личности Брахман и Атман как индивидуальное и универсальное космическое бытие.
В I тыс. до н.э. древнеиндийскую духовную жизнь начинает определять брахманизм. Верховным богом признается Брахма (создатель Вселенной), а два других лица троицы – Вишну, сохраняющий ее и Шива, ее разрушающий. В основе вероучения брахманизма лежит признание мира иллюзией, а людские страдания и бедствия – несущественными. Подлинная реальность заключается в существовании мирового духа – Брахма.
В «осевое время» формируются три новые формы антибрахманистского движения – бхагаватизм, джайнизм и буддизм. В бхагаватизме Брахме противопоставляется Кришна. Согласно этому учению, чтобы стать совершенным, необходимо научиться совершать все действия отрешенно. Джайнизм проповедует четыре запрета – невреждение жизни, правдивость, запрещение воровства, воздержание от привязанностей. В основе учения лежит представление о жизни как о страдании, которое связывается с действием закона кармы.
Религия
Буддизм зародился в V в. до н.э. в Бенгалии, на северной окраине долины Ганг. Его основоположник – Сиддихартха, принадлежащий к царскому роду Гаутама. Будучи тесно связанным, с ведической религией и брахманизмом, буддизм подтверждал, что жизнь есть зло, поскольку она ведет к страданиям. Именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это повлечет за собой новые страдания.
В центре буддизма – учение о стремлении к нирване (идеал), к состоянию без всяких земных желаний и жизненных привязанностей. Личность Будды, просветленного истиной, связывалась с поиском пути к спасению, избавлению от страданий. Открытие Будды легло в основу его учения о «четырех благородных истинах». Согласно буддизму жизнь есть страдание, корень страдания - жажда жизни, избавление от страдания лежит в уничтожении жажды жизни, а путь избавления «восьмеричен».
«Восьмеричный» путь избавления от страданий и жажды жизни предусматривает «правильное понимание; правильная решимость; правильная речь; правильное действие; правильный образ жизни; правильное усилие; правильное внимание; правильное сосредоточение». Ступень сосредоточения Будда назвал нирваной (угасанием, потуханием). Достигший его приходит к состоянию высшего и полного просветления.
В Индии, в конце I тыс. н.э., в результате развития ведической религии, брахманизма, ассимиляции народных верований сформировался индуизм. В его основе лежит учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом «воздания» (карма) за добродетельное или дурное поведение при жизни, почитание верховных богов или их воплощений, соблюдение кастовых бытовых правил.
Философия
В период «осевого времени» в Индии также складывались философские школы. Известны шесть классических систем индийской философской мысли: вайшешика, веданта, миманса, йога, санкхья, ньяя.
Школа вайшешика учила, что бог не творит мир, а осуществляет надзор над пятью стихиями: землей, водой, огнем, воздухом, звуком. Пять стихий (махабхут) соответствуют пяти органам чувств (индриям), которые мыслятся обособленными от тела. Пяти стихиям присущи две формы: причина как разделенность мира на атомы в период космической ночи и начала творения; и следствие как образованные из атомов тела, органы чувств и объекты.
Школа веданты учит, что основой всех явлений природы и общества является «Брахман – атман», на которого не распространяются категории времени, пространства, причины и следствия, движения и покоя, количества и качества. Эти категории присущи лишь миру явлений. Вселенная, согласно идеям веданты, есть магическая сущность, равная неведению, скрывающей истинную сущность Брахмана, которая равна вечности, безначальности, неуничтожимости. На уровне чувственного мира существует множественность душ, наделенных индивидуальностью как сжатой историей ее прошлых рождений. Душа – это сознание, которое только в глубоком сне обретает свою собственную сущность, отождествляясь с Брахманом.
Школа миманса сформировалась как результат исследования Вед. Учение школы связано с сохранением сложного и обширного текста, передававшегося долгое время исключительно в устной форме и необходимостью правильного совершения ритуалов. Понимая Веды как особую священную реальность, они выдвинули тезис об изначально существующих звуках речи как особых субстанциях. Речь лишь выявляет эти звуки священного ведийского текста, подобно лучу света, который лишь выхватывает из тьмы предметы, но не создает их.
Школа йоги призвана научить преодолевать страдания жизни. Одни рассматривали йогу как метод избавления от страданий, другие - как соединение индивидуальной души человека с абсолютной душой – атманом. Третьи понимали под йогой процесс разъединения сознания и материи, т.е. «освобождение». В основе философской школы санкхья лежит учение о дуализме сознания и материи. Школа ньяя интересовалась главным образом вопросами познания. По их учению все, что недоступно чувственному познанию, не имеет реального существования, включая и Брахман.
Литература
Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул. Вплотную к ведической литературе примыкают «Священные предания», включающие сутры – руководства по жертвенным ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни. Ценнейшим источником для изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений, а также науки и культуры первой половины I тыс. до н.э. служит эпическая литература.
Основными памятниками эпической литературы стали «Махабарата» и «Рамаяна». Сюжетная основа этих произведений – борьба за власть внутри царских родов Северной Индии. Древнее сказание о кровопролитной войне со временем обросло множеством дополнительных эпизодов. Например, мифами о сотворении мира, рассуждениями на религиозно-философские и другие темы.
Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором. На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия.
Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказителя. Заметна по объему и исторической значимости каноническая религиозная литература, жизнеописания Будды, религиозные трактаты. О высоком уровне древнеиндийской литературы свидетельствуют также труды по теоретическим вопросам поэзии и литературы и др.
Архитектура
Примером расцвета архитектурного искусства в Древней Индии является дворец царя Ашоки (III в. до н.э.), с расположенными ярусами тремя залами, с каменными и деревянными колоннами, обвитыми золотыми виноградными лозами. Формы сочетались с роскошью отделки, фасады дворцов украшались балконами и арками. Статуи божеств и людей отличались неподвижностью поз, монументальностью и мощью тяжеловесных форм. Во многих древнеиндийских текстах описываются загородные парки с искусственными водоемами, фонтанами, а также ландшафтные парки.
С распространением буддизма стали создаваться культовые сооружения - ступы, имеющие полусферическую форму, символизировавшие Небо и бесконечность. Развивалось пещерное зодчество в виде пещерных комплексов, включающих пещерный храм и общежитие буддийских монахов, представляющих великолепное единство архитектуры, скульптуры и живописи.
Ко II-I вв. до н.э. относятся великолепно моделированная и ювелирно отделанная статуя брахманистского божества Шивы в Гудималламе, где он олицетворяет творческое начало Вселенной. Династия Гуптов (IV - V вв.) оставила искусству Индии небольшие, гармоничные, изящные по форме храмы.
Искусство
Древняя индийская художественная культура стала одной из наиболее значительных и своеобразных культур народов Азии. На юге Индии найдены художественные памятники первобытной эпохи: пещерные рисунки, запечатлевшие сцены охоты, и пр. Позднее изобразительное искусство Индии обогатились скульптурой (изображением животных, людей, божеств), расписной керамикой, ювелирными изделиями.
Широкое распространение получила монументальная скульптура из камня. Эти статуи поражают монументальностью образа, законченностью и совершенством форм. Изобилие скульптуры, резьбы и росписей свидетельствует о богатстве и роскоши. Изображения животных сочеталась с большим декоративным мастерством, своеобразной ритмичностью и красочностью.
Совершенства достиг древнеиндийское изобразительное искусство ваяния, художественного ремесла, фресковой живописи. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, сложность и многообразие композиций, мастерство передачи движений и чувств.
Значительное место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр «сангит» выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца.
Наука
Со второй половины III тыс. до н.э. в Индии известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов и слоговых знаков. В древнейших источниках их называют веды. Сохранились упоминания об агрикультуре, обработке металла, медицине, геометрии и др.
Подлинного подъема индийская наука достигли в IV-II вв. до н.э. В этот период учеными была создана десятичная система исчисления, знание извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа «пи», арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры.
Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. Была известна разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали ее вращаемость вокруг своей оси. Знания химии позволили изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и др.
Социальная культура
Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых социальных групп общества по сословиям «варны» и по профессиональной деятельности «касты». В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй.
Варновый строй объявлялся религией извечно существующим порядком, результатом божественного промысла. По богословской версии, творец всего сущего Брахма сотворил брахманов из своих уст. Они призваны представлять знатные жреческие роды, осуществлять контакты с божеством и управлять государством. Кшатриев (военную знать) он сотворил из своих рук, вайшьев - из бедер, а шудр - из ступней.
В трудовое население входили вайшьи и шудры. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью: земледелием, ремеслами, торговлей, а шудры безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».
Обозначившиеся границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной варны в другую. Однако установившийся кастовый строй, придавая своеобразие индийской общественной жизни, тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны.
Вопросы и задания для контроля:
1. Какая идея выступает в роли архетипа (кода) древнеиндийской культуры?
2. Выделите понятия, отражающие сущность культуры Древней Индии.
3. Постройте теоретическую модель системы древнеиндийской культуры.