Эллинизм как синтез культур и как этап в истории европейской культуры

Эллинизм — культура, зародившаяся в результате территориальных завоеваний Александра Македонского (362–332гг. до н.э.); для философии эллинизма характерно употребление греческого языка и господство греческой мысли. Эллинистическая эпоха охватывает период от смерти Александра до появления христианства (см.31), но многие проявления этой культуры, иногда называемые эллинско-римскими, сохраняются вплоть до крушения Римской империи (476г.) и отчасти даже в более позднее время. В сущности, точную дату окончания эпохи эллинизма установить невозможно. Александр, сын македонского царя филиппа, еще в юности вкусил плоды высокой греческой культуры: его воспитателем был аристотель, а придворным художником - последний великий скульптор классики лисипп. Практически ничего не известно о том, как именно воспитывал аристотель своего питомца, но, возможно, что, видя в себе воплощение идеи синтеза наук, он хотел через александра осуществить идею синтеза культур. Масштабом познаний аристотеля был весь мир, “ойкумена”, таким же должен был стать и масштаб царствования александра. Примерно так воспринял сам царевич свою историческую миссию: и македония, и греция стали для него лишь частью мирового пространства. Первоначально его увлекала вовсе не идея захвата чужих земель. Александр был полон решимости устранить все националистические предрассудки. В задуманном им царстве не должно было быть ни побежденных, ни победителей. Восток и запад были двумя различными мирами. Именно александр впервые попытался слить их воедино. Судя по всему, александр македонский был уверен, что не только завоевывает и покоряет, но и исполняет великую миссию приобщения азиатских народов к высокой культуре эллады, что на основе древнегреческой религии, языка и художественной культуры ему удастся создать мир, лишенный конфликтов и противоречий. Александр победил восток, а восток победил александра, переделав его на свой лад. То же самое произошло и с греческой культурой. Несомненно, что некоторые ее черты действительно оказали влияние на местные религиозные культы и виды художественного творчества. Даже языком общения стал древнегреческий, но только упрощенный, получивший название “койне”, “общая речь”. Но и азиатская культура повлияла в не меньшей степени на древнегреческую. И все же то, что в результате получилось, заслуживает особого внимания как первый в истории эксперимент по подчинению в области культуры теории практике, по созданию общемировой культуры. Мысль о том, что каждый человек - это прежде всего гражданин мира, превратилась из абстракции в конкретику. Наступила эпоха эллинизма- синтеза, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур.

Мир не был избавлен от конфликтов и проблем. Наоборот, после скоропостижной кончины александра его сподвижники, диодохи, разделили между собой огромную империю. Образовалось четыре эллинистических царства, начавших жестокую борьбу за первенство. В дальнейшем на протяжении почти целых трехсот лет, пока эллинистический мир не был практически полностью поглощен римской

Империей, постоянно шел процесс брожения: образовывались, возвышались, а потом и исчезали под натиском противников или стихии все новые и новые государства. Богатейшее в свое время родосское царство погибло в результате землетрясения, а крупнейшие культурные центры: пергамское царство, антиохийское царство и птолемеевский египет были побеждены римлянами. Таким образом, атмосфера напряженности, беспокойства, неустойчивости и постоянной борьбы стала типичной для эпохи эллинизма в целом. Лучшие, оригинальные творения пластического искусства очень точно передают эмоциональное напряжение, отражают динамику борьбы или трепетную нервозность времени. Такова знаменитая ника самофракийская,выдающийся скульптурный памятник эпохи эллинизма, пятиметровая статуя крылатой богини победы, как бы объятой порывом сильного ветра и готовой в любую минуту взлететь. Это и 150-метровый рельефный фриз пергамского алтаря(алтаря зевса), крупнейшего скульптурно-архитектурного комплекса эпохи эллинизма, запечатлевший апофеоз сражения между богами и гигантами. Это скульптурные группы “лаокоон” и “фарнезский бык”, передающие борьбу людей со смертельной опасностью.В централизованно-бюрократических государствах эпохи эллинизма непосредственное участие гражданина в жизни общества заменяется исполнением приказа властителя. Мощь государства подавляла инициативу и активность. Рядовой гражданин уже не мог заниматься политикой, принимать участие в решении государственных проблем. Это стало считаться привилегией сильных мира сего. Изменяются отношения между личностью и государством - возрастает отчуждение между ними. В результате человек стремится уйти в себя, в глубину своих переживаний. Духовную культуру эллинизма отмечает ярко выраженный индивидуализм, культ чувств и настроений в изоляции от больших общих идей. Человек начинает фокусировать внимание лишь на частной жизни. Спасаясь от противоречий и нестабильности внешнего мира, он ищет убежища в собственном доме, который начинает активно благоустраивать. Строятся роскошные дома, дворцы, виллы, стены которых украшаются фресковыми росписями или рельефами, изображающими идиллические виды природы. Украшением частных домов и двориков становится и скульптура, воспроизводящая древнегреческие каноны красоты, но в более миниатюрном, “одомашненном” виде. Входит в моду мелкая пластика. Особым спросом пользуетсятанагрская статуэтка,изображающая неприхотливые сценки из обыденной жизни: мирно беседующих женщин, танцующих или сидящих в задумчивости девушек и т.д.

Наши рекомендации