Современная аэрография 20-60-е годы ХХ столетия
Новейшая история аэрографии ознаменована бурным ростом и развитием. Искусство аэрографии продолжало широко распространяться и в 20-60-е годы: появилось много новых красок и красящих составов, что позволило быстрее эволюционировать. Аэрография стала применяться для создания живописного полотна, ретуширования фотоснимков. Немного позже данное искусство было использовано в моделизме и таксидермии, текстильной промышленности и дизайне, боди-арте, росписи сувениров и игрушек. Отдельным направлением аэрографии становится художественная роспись автомобилей и мотоциклов, а также иной техники. Благодаря идеальности линий и эффектов, возможности мельчайшего распыления, достигаются объем рисунка, глубина и фактурность, плавные переходы цвета, что сделать простой кистью на идеально ровной поверхности просто не возможно. ХХ столетие ознаменовалось быстрым развитием аэрографии. Искусство «воздушной кисти» захватывает все большее количество областей применения. С помощью аэрографа стали рисовать афиши, объявления, плакаты, журнальные иллюстрации, а также фоны для анимационных фильмов (студия Walt Disney). Глубокий интерес к изучению истории данного искусства проявил американский художник-аэрографик Энди Пеналуна. Более 25 лет он изучал все тонкости аэрографии и её истории. В этом направлении исследователем было написано около 100 000 иллюстрированных тезисов. [1] Еще в 1895 году, за пять лет до начала самого бурного века, 1 апреля Олас Уолд, мастер компании "Тайер и Чандлер", подает заявление на патент, чтобы засвидетельствовать свое изобретение - аэрограф внутреннего смешивания. Данный патент был получен автором изобретения 3 марта 1869 года, при этом владельцами нового аппарата были назначены "Тайер и Чандлер" (Т&С). Именно тогда впервые появилась основная форма современной аэрокисти. Впоследствии, О.С. Уолд покидает Тайер и Чандлер и создает собственную компанию "Wold Airbrush Company".
Начиная с 1904 года Джеймс А. Паше, в прошлом работодатель Оласа С. Уолда, в свою очередь использует изобретение. В этом же году он основывает свою компанию по производству аэрографов "Paasche Airbrush Company".
Достаточно долгий перерыв в истории аэрографии был вызван Первой мировой войной. Однако на этом эволюция аэрографии не останавливается, а продолжает развиваться с поразительной скоростью. Появляются новые способы применения данного искусства не только в культурно-художественном направлении, но и в бытовом (швейные машины «Зингер»), и в спортивном.
После окончания Первой мировой войны в Германии была создана высшая школа художественного мастерства и конструирования Баухауз. Технология аэрографии получила признание в художественном искусстве, техника аэрографии стала использоваться в живописи авангарда. Из обычного состояния "искусство ради искусства" аэрография все чаще стала применяться в различных сферах, в том числе, промышленного дизайна, техники и рекламы.
До 1920 года аэрография и аэрограф применялись для ретуширования черно-белых снимков. В частности, в 1917 году Ман Рей уже применяет аэрокисть не только в художественном искусстве, но и в фотографии. Начиная с 20-х годов, сфера использования аэрографа расширилась за счет развития рекламы. Аэрографию применяли для изготовления плакатов, афиш, рисунков в журналах. Популярность ее объясняется тем, что с помощью воздушной кисти можно было создать изображение с фотографической точностью. Неоспорим и тот факт, что искусство аэрографии оценили и гоночные автомобилисты.
В этот же период в США стали появляться автомобили с рисунками на панелях. Изначально, это были несложные изображения, состоящие из двух-трех цветов (орлы, языки пламени, лошади) где в то время применяли технику пинстрайпинга. В ином случае, рисунки или надписи просто содержали полезную информацию, например, номера на кузове гоночных авто. Немногим позже, на борта гоночных машин стали наносить названия и логотипы фирм-спонсоров, или изображения кубков и наград данного авто. Аэрография как искусство совершенствовалась, и обычные наброски сменились целыми картинами высокого качества.
Следующая ступень эволюции спортивной аэрографии представляла собой художественные изображения, выдержанные в пространстве, как бы живые. Это были различные символы, огненные вспышки или стремительные животные и птицы.
Кроме того, именно в 20-е годы в США появилась еще одна компания по производству аэрографов. Она была создана Дженсом Паше, жителем Чикаго, норвежцем по происхождению. Им был доработан аэрограф, более совершенный по сравнению с предыдущими моделями (аэрограф-ластик). В это же время создано большинство аэрографов, которые существуют и поныне. Именно в этот период были изготовлены основные модели аэрографов, которые существуют и поныне.
Развитие аэрографии стремительно продолжалось. Не смогли повлиять на распространения этого вида искусства ни ужасы войны, ни полный переворот ценностей человечества. Эволюция аэрографии продолжалась и в 60-е годы. В это время появились модернистские течения, которые призывали к отказу от традиций живописи, новые взгляды на мир приносили новые веяния в искусство. Это уже не было то искусство, о котором говорилось в начале ХХ столетия, широко приветствовалось использование новых стилистических и художественных форм. В связи с популярностью музыки, а также распространением рекламы аэрограф сыграл главенствующую роль в распространении культуры поп-арта. Таким образом, «воздушная кисть» стала неким инструментом для творчества во времена "Детей Цветов", производя фантастические и сюрреалистические картины для музыкальной индустрии.
5.Современная аэрография или искусство "новой реальности"
Путь аэрографии от изобретения первого аппарата до всеобщего признания в качестве искусства живописи был долгим и нелегким. Тем не менее, аэрография стала той изобразительной техникой, которую оценили абсолютно все специалисты современности, поскольку ее преимущества как изобразительного искусства в красочности и "оживленности" образов. Безусловно, иллюстрация, выполненная аэрографом, не получала известности, как великие картины прошлого, но требовала высочайшего профессионализма от художника, особого таланта, не зацикленного только на технологии изображения.
Так, 70-е годы ХХ столетия становятся той отправной точкой, с которой начинается современный постсюрреализм, гармонично объединяющий научную фантастику и искусство. Особенное развитие получает способ передачи тайного и подсознательного в человеке, ознаменованного сменой времен и приближением третьего тысячелетия.
В 1970 году выходит Оксфордский справочник по искусству (издательство "Оксфорд Юниверсити пресс"), получивший высокую оценку специалистов за широту информации. Он содержит 3 000 статей и 1200 страниц. Кисти в этом справочнике посвящено 80 строк и только 4,5 строчки об аэрографе. Словарь был переиздан в 1984 году, однако информации об аэрографии в нем, к сожалению, не прибавилось.
Такие художники-авангардисты как звезда андеграунда 60-70х годов Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Вархола, Словакия), создатель виньеток Лихтенштейн, Аллан Джоунс, Питер Филипс и другие стали представителями поп-арта, которые использовали в своей работе аэрограф. Аэрография в исполнении художников 70-х стала неким дуалистическим направлением, которое слилось в едином порыве с фотореализмом. Проявлением данного слияния стала выставка музея Гугенхейма в Нью-Йорке под названием "Фотографический образ". Экспозиция, представленная на выставке, являла собой коллекцию картин, написанных в технике "абсолютного реализма".
Далее последовали другие выставки. В 1972 году была проведена выставка Биеннале в Париже, на которой были представлены новые формы художественного выражения: так называемый гипер-реализм или "реализм, доведенный до совершенства". Именно здесь сформировались абсолютные образы, прекрасные в своей завершенности, где неотъемлемой частью стали аэрограф и аэрографическая техника. Пришло то время, когда аэрография прочно заняла свое место в мировом изобразительном искусстве.
Историю аэрографии в свое время активно исследовал доктор Энди Пеналуна (Andy Penaluna). Как признанный в профессиональных кругах специалист, он был приглашен в компанию "Esselte Letraset" в качестве консультанта по аэрографу. Доступ к историческим архивам Энди получил только тогда, когда компания "Devilbiss Aerograph" наняла его на работу. В то время архив компании "Девилбис" представлял собой всего лишь пыльную комнату с множеством шкафов.
В Европе аэрография появляется только в 80-е годы ХХ века. Ее появлению предшествует полоса событий, связанная с компаниями-изготовителями аэрографов в США. Так, в 1980 году компания Уолда выходит из бизнеса, а в 1998 году закрывается "Тайдер и Чандлер". Это дает простор для развития других, новых фирм и производителей с мировым именем, таких, как компания Паше, которая в 2004 году отпраздновала свой 100-летний юбилей.
В России аэрография как вид искусства появилась лишь в 90-е годы ХХ столетия. Изначально данная техника имитировалась наклейками с изображениями орлов, змей или стремительных животных. Иногда в жертву приносились частные автомобили, которые раскрашивались под зебру или черепаху, жирафа. Однако это была просто кисть. Немногим позже появились умельцы, которые с помощью краскопульта и трафарета стали изображать драконов, орлов, фантастических персонажей. Параллельно с развитием автомобильной аэрографии стало развиваться граффити.
К сожалению, цветовой баланс в изображениях, созданных аэрографом, был достигнут не сразу. Безусловно, российская аэрография прошла весь путь совершенствования в довольно короткие сроки. Немногим позже мастера-аэрографики стали большое внимание уделять поверхности, на которую планировалось наносить изображение. Признаком высокого искусства всегда было и остается создание единого гармоничного образа. Это возможно только при условии, что учтены форма, линии и изгибы поверхности.
Ни у кого не вызовет сомнения, что известнейшим и авторитетнейшим в России мастером автомобильной "гжели" является Ильнур Мансуров. Из почти 16-ти летнего стажа работы с аэрографом (1994 год) художник последние 7 лет работает именно с различной техникой, в том числе и автомобилями. Ильнур Мансуров уверен, что талантливый мастер может превратить в произведение искусства что угодно: мобильный телефон, сноуборд, шлем, мотоцикл и даже самолет. Большое внимание мастер уделяет реальности отображения объема и светотени. Будучи по образованию дизайнером-конструктором, Ильнур гармонично сочетает саму идею индивидуальности с дизайном и формой авто.
Известными российскими художниками-аэрографиками являются также Айдар Валеев и Борис Кудряшов. Айдар Валеев - член Союза художников России с 1998 года, активный представитель творческого объединения "Чингизхан". Как современный художник-аэрографик, он сотрудничал с дизайнерскими фирмами: "АМ-Стиль", "Оптимус", "Мозер моторс" и другими. Кроме того, Айдар Валеев является членом "Объединения российских художников аэрографии".
Кудряшов Борис Борисович - один из первых основателей аэрографии в России. До 1977 года Борис прошел путь от художественного дизайна до частной мастерской по созданию художественной керамики и фарфора. Борис Кудряшов стал создателем первой в России школы аэрографии уже в 2000 году. Им была разработана авторская техника в рамках аэрографического искусства.
В России с 2007 года при поддержке "Объединения российских художников аэрографии" проводится ежегодный конкурс "Мастер аэрографии", на котором выбираются самые искусные, самые неординарные работы. Пройдут годы, и эти работы, равно как и их творцы, впишутся нестираемыми строками в историю аэрографии.
6.Упращённый вариант истории от Льва Кузьничёва
Первый аэрограф – это фактически просто трубка, через которую дули с одного конца, а с другого помещали небольшое количество красителя, и тот, вылетая, ложился относительно ровным слоем. Можно сказать, что одним из вариантов аэрографа является зубная щетка, которую так часто использовали студенты художественных вузов в советское время, которая, разбрызгивая краску, использует тот же принцип смешения красителя с воздухом, что и все известные аэрографы, малярные пульверизаторы и т.д. Первобытные художники, применяли полую кость, либо трубки из тростника забитые пигментом, выдувая на стены пещер различные изображения. В такой технике рисовали людей, животных и пр. Доказательствами этой первобытной техники служат, например, наскальные росписи в Эль Кастилло (ElCastillo) в Сантандере, Испания, где доисторические художники накладывали свои руки на стены пещеры и использовали их как маски для создания аэрографического силуэта. Аналогичные изображения были найдены в пещере Рио Пинтурас в Патагонии, Аргентина. Так же и появился первый боди-арт. Различные племена и до этого раскрашивали свои тела для различных ритуалов. При этом они часто использовали доисторический аэрограф, покрывая тело различными рисунками.
Постепенно техника распыления различных красящих средств совершенствовалась, но в своём сегодняшнем виде аэрограф, как инструмент, появился только в конце 19 века. Интересен тот факт, что несколько изобретателей того времени практически одновременно создали механизм распыления красителей. Технически их изобретения отличались, но объединяло их одно – сам принцип нанесения краски на поверхность.
Первый инструмент-прототип сегодняшнего аэрографа, который назывался atomizer (распылитель) появился 19 сентября 1876 года, когда Френсис Эдгар Стенли из Кингфилда, штат Мэн, США, подал первый патент. Он был известным в то время художником, фотографом, изобретателем и бизнесменом. Патентное ведомство классифицировало распылитель «Стенли» как первый патент в своём роде и первый патент в своём классе. Важно ответить, что изобретение Стенли появилось задолго до того, как свои изобретения представили Абнер Пиллер и Чарльз Бердик, как считается во многих изданиях, указывающих, что попеременно именно они были первыми.
До Стенли художники и проектировщики использовали различного рода форсунки для распыления защитных покрытий, чтобы живопись и рисунки нельзя было смазать или намочить водой. Но только у Стенли появился ряд уникальных особенностей, который позволили контролировать качество и количество подаваемой жидкости. Тогда в аэрографе появился самый главный механизм, используемый во всех аэрографах современности – это игла, за счёт которой можно было очень точно регулировать подачу жидкости. В дополнение к игле, у Стенли появились сменные насадки для регулирования распыления. Но это были еще не совсем те сопла, к которым привыкли современные художники аэрографии. Краска и воздух смешивались внутри аэрографа, и, в зависимости от размера сменной головки, большой или маленькой, была возможность контролировать количество подаваемой краски.
Вопреки распространенному заблуждению, что все современные аэрографы являются механизмом «внутреннего смешения», они на самом деле не мешают краску и воздух внутри аэрографа. Они смешиваются в том месте на кончике аэрографа, откуда выходит воздух и краска. И это происходит вне тела основного аэрографа. У Стенли и краска и «воздух» мешались именно внутри тела аэрографа, и уже после этого вылетали наружу за счет использования сжатого газа. Именно газа, а не воздуха - первые аэрографы использовали газ, который и проталкивал краску наружу.
Конечно, сам вид атомайзеров Стенли был очень далек от современных распыляющих инструментов. Для изготовления корпуса использовалось дерево, а металлические детали зачастую были не самыми надежными и долговечными. Сам способ нанесения так же отличался от современных: аэрографы держали горизонтально и краска вылетала вниз, а не вперед .
Хотя способ Стенли имеет ряд полезных особенностей, он имеет и ряд недостатков. Для того, чтобы нормально настроить иглу или почистить аэрограф, было необходимо полностью удалить всю краску из банки и саму банку, т.е. разобрать его полностью. Для этого требовались специальные инструменты. Также сам механизм был не очень стабильный.
Стенли делал этот аэрограф только для ретуширования фотографий. Одним из примеров работы этим инструментом может служить портрет поэта Генри ЛонгФелло, который можно посмотреть в музее Стенли в Кингфилде, штат Мэн, США.
К сожалению, коммерчески аэрограф Стенли так никогда и не появился и ни одного «живого» инструмента не сохранилось.
В 1884 году Стенли и его брат-близнец основали Stanley Dry Plate Co, компанию по производству сухих фотопластин, используя новую технологию, которая была в последующем продана компании Kodak в 1904 году. Талантов у братьев Стенли было много, они также прославились тем, что создали свои знаменитые паровые автомобили, различное газовое оборудование, ранние прототипы рентгеновских аппаратов и, как это не странно, скрипки. А сестра Стенли – Шансонетта – была опытным и востребованным фотографом. Она одна из первых начала использовать в своей работе «распылители» или аэрографы.
Фрэнсис Эдгар Стэнли.
7. Знакомство с инструментом
1.1 Из чего состоит аэрограф:
Корпус, ванночка для краски, педаль подачи воздуха/краски, сопло, защита сопла, игла, регуляторы давления/хода иглы, место подачи воздуха.
Бытросъемы, виды и совмещения.
Схема
Принцип механизма Аэрографа.
1. Крышка бачка для краски;
2. Пусковой рычаг;
3. Бачок для краски;
4. Ось пружины;
5. Игла;
6. Ручка и крышка прибора;
7. Регулятор положения иглы;
8. Втулка;
9. Пружина;
10. Клапан подачи воздуха;
11. Пружина клапана;
12. Воздушный шланг;
13. Острие иглы;
14. Крышка сопла.
И более точная.
1. | Диффузор |
2. | Корпус диффузора |
3. | Резиновый уплотнитель |
4. | Сопло |
5. | Резиновый уплотнитель |
6. | Емкость под краску с крышкой |
7. | Рычаг управления |
8. | Рычаг управления иглой |
9. | Прокладка иглы |
10. | Фиксирующая втулка |
11. | Блокирующая втулка |
12. | Направляющая иглы с цанговым зажимом |
13. | Стопорный винт втулки |
14. | Возвратная пружина иглы |
15. | Обойма пружины |
16. | Фиксирующая гайка зажима |
17. | Игла |
18. | Резиновый уплотнитель |
19. | Защитный колпак задний |
20. | Регулятор подачи краски |
21. | Резиновый уплотнитель |
22. | Воздушный клапан в сборе |
23. | Резиновый уплотнитель |
24. | Корпус воздушного клапана |
25. | Резиновый уплотнитель |
26. | Воздушный клапан |
27. | Пружина |
28. | Шайба клапана |
29. | Гайка коннектора |
30. | Резиновый уплотнитель |
31. | Коннектор |
32. | Ключ для смены сопла |
Схема краскопульта.