Основные направления культуры русского средневековья 13-15 века

С середины XIII века Русь была покорена монголо-татарами, что имело отрицательный последствия для нашей национальной культуры. Стало сокращаться количество городов, приходили в упадок ремесла. От нашествия врагов особенно сильно пострадала русская архитектура: памятники были разрушены, каменное строительство прекратилось. Только в конце XIII века вновь стали каменные здания, но были утрачены приемы кладки, техники и многие сооружения той эпохи быстро уничтожалась. Погибло огромное количество памятников письменности, прервались летописания, живопись и прикладное искусство переживали острый кризис.
Однако, как заметил А.С.Пушкин, «татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Их влияние ограничилось заимствованием русскими слов, мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды у знати. Завоеватели не смогли уничтожить самобытность русской культуры, она сохранила свой национальный характер. Этот период условно можно разделить на два. Первый – с 1240 до середины XIV века характеризуется упадком в связи с завоеваниями монголо-татаров, а второй (2-я половина XIV – XV вв.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Идеи единства русской земли, борьбы с ненавистным игом стали основной темой в фольклоре, литературе, живописи и архитектуре.
Внешние связи России с Западом прерываются, только Новгород и Псков поддерживают связи с Европой. Эти города не испытывали нашествия монголов, поэтому, оставаясь независимыми, они сумели сохранить древнерусское культурное наследие. Однако, в целом, в России этого периода в культуре наблюдался упадок. Куликовская битва в XIV в. ознаменовала подъем культуры в стране. Москва становится не только политическим, но и культурным центром объединения земель.
С конца XIV в. появляется еще одно течение в русской куль­туре - южно-славянское. В христианских монастырях Афона и Конс­тантинополя живут русские книжники, они переписывают древние рукописи, переводят их на русский язык.
Огромную роль в сохранении национальной русской культуры сыграл Новгород, там образовались самостоятельные архитектурная и живописные школы. Архитектурные сооружения возводились на средства купцов, бояр, а иногда и просто мирян. Они строились по упрощенной технике, в них было мало декоративной отделки, однако это позволяло новгородским зодчим в короткие сроки возводить сооружения, которые отвечали вкусам заказчиков.

Из архитектурных памятников той поры можно назвать церковь Бориса и Глеба в Детинце (1167 г.) и Спаса-Нередицы (1198 г.).
Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения со стороны Ливонского ордена обусловили развитие оборонного зодчества. Здесь были возведены каменные стены Псковкого детинца, а к началу XVI в. протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км. В 1330 г. вблизи города была построена крепость Изборск, которая служила зашитой от внешних врагов. В конце ХШ в. вновь возобновляется каменное строительство в России. Одним из крупнейших центров искусства становится Новгород.

Возводятся новые храмы. Новгородские строители перешли к кладке из грубо отесанных ва­лунов и частично кирпича, что усиливало впечатление силы и мощи. В 1345 г. построена церковь Спаса на Ковалеве, церковь Успения ни Волотовом поле была создана в 1352 г., церковь Спаса на Ильине улице в 1374 г. Основная черта стиля этих церквей - нарядное внеш­нее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, треугольными впадинами, скульптурными вкладными крестами. Многие ниши заполнены фресковыми росписями.

В 1433 г. в Новгороде немецкие мастера построили Грановитую палату.

В XIV в. Псков также достиг больших успехов в крепост­ном строительстве. В городе построили Кремль, который больше походил на крепость. В архитектуре Пскова отсутствуют украшения, она сурова и лаконична. Интересны псковские каменные звонницы.
В 1285-1290 гг. в городе Твери построен собор Спаса-Преоб­ражения, шестистолпный, крестово-купольный храм, украшенный каменными барельефами. Образцом для него был Владимирский Успенский собор.
В Москве во второй четверти XIV в. начинается строи­тельство храмов. Успенского собора, церкви Ивана Лествичника, Спаса на Бору, Архангельского собора. Ни один из них не дошел до наших дней.
В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль. Как правило, в Древней Руси Кремль был центральной частью древнерус­ских городов, обнесенных крепостными стенами с башнями. Обычно Кремль располагался на высоких местах, на берегу реки или озера и был ядром города. Кремль включал в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений.

Московский Кремль - древнейшая часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. В 1366-1367 гг. были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен Белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла возведен придельный храм Благовещения.

Накануне Куликовской битвы был построен Успенский со­бор в Звенигороде (1400 г.), здесь видна тесная связь с архитектурой г. Владимира.
В «послекуликовский» период московского зодчества (XIV – XV вв) каменное строительство приобрело большой размах. Церк­ви строились в Звенигороде, Дмитрове, Можайске. Дошедшие до нac постройки представляют собой тип одноглавого храма башне­образной конструкции, поднятого на высоком цоколе, со сложным верхом, увенчанным ярусами кокошников, и вознесенным на высо­ком барабане куполом, с системой лестниц, ведущих к перспективным порталам (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, 1422-1423 гг.).
Древнерусское архитектурное искусство XIII-XIV вв. не являлось ни ответвлением византийского, ни аналогом западного, у него был свой путь. Вторую половину XIV – начало XV вв. называют золотым веком настенной Древней Руси. Развивается новгородская школа живописи, большой вклад внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, потом в Москве. Для его живописи характерна свобода, суровость, свобода, виртуозность в исполнении замысла, интерес к внутреннему миру человека.

С Феофаном Греком работал Андрей Рублев. Для его работ характерна мягкость, личность стиля. Самая известная его работа «Троица», она написана для иконостаса Троицкого собора. «В творчестве А. Рублева полу­чает свое завершение процесс формирования русской школы ико­нописи», - считает искусствовед В.Н. Лазарев.

В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились. Участие Рублева в росписи вместе с прославленным греческим мастером говорит о том, что Рублев в то время уже тоже был достаточно известен как художник.

Роспись Благовещенского собора не дошла до нас, как и сам собор, в котором она была исполнена. Однако от первоначального Благовещенского собора сохранился и был перенесен в новый, выстроенный в конце XV в. псковскими зодчими, древний иконостас. Иконы, которые, по-видимому, принадлежат кисти Андрея Рублева, отличаются от тех, что написал Феофан, большей мягкостью, лиризмом. Рублевским иконам благовещенского иконостаса свойственны живописные приемы, известные и по другим его произведениям.

B 1408 г. началась новая роспись стен Успенского собора во Владимире. Она была выполнена Андреем Рублевым совместно с Даниилом Черным. Фрески Успенского собора были раскрыты из-под поздней записи в 1918 г.

Из числа фресок XV в. главное место занимают части большой композиции страшного суда, расположенные в западной части храма на подхорных сводах, стенах, столбах и арках.

Страшный суд в трактовке Рублева и Черного совсем не похож на старую интерпретацию этой темы в византийских и русских росписях XII в. как темы справедливого и карающего гнева сyдии, как темы сурового возмездия. B росписи Успенского собора на первый план выступают примирительные тенденции, надежда на милость справедливого благостного судии, ожидание вечного блаженства для праведников. B соответствии с этим роспись Рублева пронизана духом радости и умиления. Персонажи Рублева проще, мягче, человечнее, приветливее, чем это было в живописи Феофана. Одновременно с росписью Рублевым и Даниилом были исполнены и иконы для иконостаса владимирского Успенского собора. А. Рублев оконча­тельно отказывается от византийской суровости и аскетизма. Он извлекает из византийского наследия его античную природу... Крас­ки русской природы он переводит на высокий язык искусства, да­вая их в таких безупречно верных сочетаниях, что им присуща, подобно творению великого музыканта, абсолютная чистота зву­чания».В иконе А. Рублева есть особый содержательный пласт, образный смысл, безмерно актуальный для духовной жизни Руси конца XIV-начала XV века.

Несмотря на культурный урон, понесенный от нашествия, книжное дело удалось сохранить, более того, оно развивалось.
В средневековье монополия на образование принадлежала церкви, но грамотность была широко распространена на Руси. Ремесленники, купцы учились грамоте, т.к. сам род их занятий требовал того. Об этом свидетельствуют и берестяные грамоты, найденные в Новгороде: письма, хозяйственные записи, долговые расписки - все говорит о том, что ученость была характерна для людей этого времени. Там же была обнаружена азбука, найдены тетради новгородского мальчика Онфима, по ним ученые опре­делили, что детей обучали методом слогов. В это время были церковные училища, где обучение начина­лось с семи лет. Учили счету, письму, пению, чтению. С XV в. такие училища появляются не только в городах, но и в селах. В монастырях собирались библиотеки, где насчитывались сотни томов. Книги изготавливались в городах, там же и прода­вались. В XIV в. происходит смена дорогого пергамента на бумаге, которую доставляли из Италии и Франции. Графика письма также меняется, вместо «уставного» письма появляется «полуустав», а с XV в. и «скоропись», что упростило процесс изготовления книги. Большинство книг были церковными, т.к. они требовались культовым учреждениям. Но даже и в библиотеках монастырей были «четьи» книги, т.е. книги для индивидуального чтения. Появляются даже естественнонаучные сборники «О широте и дол­готе земли», «О земном устроении», «О расстоянии между небом к землей» и многие другие. Земля признавалась шаром, причины молний видели в столкновении туч и т.д. «Главное внимание педагогики в Древней Руси, - писал В.О.Ключевский, - обращено было в другую сторону - на житейские правила, а не на научные знания». Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для усвоения этих правил, составлял науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианину. Этот кодекс состоял из трех наук: душевное строение - учение о долге душевном или дело спасения души, строение мирское - наука о гражданском общежитии и строение домовое – наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в Древней Руси.
В XIII веке летописание прерывается, но позже в городах возникает вновь. Тема единства России проходит через все летописные источники того времени. Появляется целый ряд летописей в Москве, Новгороде, в них пропагандировалась сильная княжеская власть и борьба против Золотой Орды.
Проблемы эпохи породили новый жанр – воинскую повесть. Отличие ее от других видов литературы – реалистичность.
Музыкальная культура Древней Руси, начиная с киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно существовали две культуры: народная и церковная.
В устном народном творчестве данного периода тема борьбы с татаро-монголами становится ведущей. Появляются сказания: о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о Невской битве, о Ледовом побоище.
Древние былины вновь становятся популярными, появляется целый цикл рассказов о киевском князе Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, и его друзьях – богатырях. Они успешно воюют с татарами и изгоняют их от стен Киева. В героическом эпосе отразилась мечта русского народа об освобождении от захватчиков. В XIV в. сложились новгородские былины о Василии Буслаеве и о Садко, в которых нашло свое выражение богатство и могущество Великого Новгорода во время его самостоятельности.
Появляется новый жанр - историческая песня. Здесь время конкретно историческое, хотя герои и сюжет могут быть вымыш­ленными.Песня, как правило, посвящена настоящему, для после­дующих поколений она станет исторической. Тематика их - подвиг народа в борьбе против Батыя. Героиня одной из таких песен - Ав­дотья Рязаночка. Она - простая горожанка, но совершает подвиг, уводит из полона жителей Рязани и заново возрождает город. Сле­ды историческихпесен, связанных с Куликовской битвой, обнару­живаются в «Задонщине» и в «Сказаниях о Мамаевом побоище».

Осознание героического прошлого, идея независимости России - основные темы русского народного творчества.

Наши рекомендации