Культурология - это наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести и о закономерностях культурно-исторического процесса
Составила: к.и.н. Ковалева Т.В.
Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ ( 2часа)
ПЛАН
1.Культурология в системе наук о культуре и человеке. Понятие и многообразие подходов к определению культуры.
2. Функции культуры.
3. Культура и цивилизация. Осмысление данной проблемы в трудах европейских философов и современных мыслителей.
Рекомендуемая литература:
1. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998.- С. 9-19.
2. Гуревич П.С. Учебник для вузов. - М: Прект, 2003.- С. 27-54, 122-135.
3. Кононеко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. - М.: Вече; ACT, 2003.
4. Культурология: Учебник для студентов технических вузов./ Под ред. Н.Г. Багдасарь-ян.-М.:Высш. шк., 1998,2001.
5. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие./ Под ред. Г.В. Драча. - 3-е изд. - Ростов н/ Д: Феникс, 2003.- С. 47-51.
6. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М.: Высш. образование, 2005.-Гл. 1,3,4.
Культурология в системе наук о культуре и человеке. Понятие и многообразие подходов к определению культуры.
Культурология начала оформляться как самостоятельная дисциплина в начале прошлого века. Сам термин связан с именем выдающегося американского антрополога Лесли Уайта (1900-1975). В нашей стране культурология начала зарождаться с 60-х гг. XIX в. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые работы по культурологии. Однако само название дисциплины было долгое время неприемлемым по идеологическим соображениям. Первым специалистам по теории культуры приходилось с трудом добывать эмпирические сведения, «вводить в обиход» имена крупных исследователей. Сейчас положение изменилось. В высших и средних специальных заведениях читают новую дисциплину. Она призвана восполнить тот пробел, который всегда, и тем более, недавно характеризовал общественную науку и систему образования. В своих социальных иллюстрациях мы крайне редко выходили в широкий мир культуры. Когда, к примеру, мы задумывались о судьбах той или иной страны, мы в основном занимались проблемами идеологии и политики. Обществоведы игнорировали тот очевидный факт, что любое обнаружение социальной динамики начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат новых ценностных ориентации, как итог разносторонних социокультурных закономерностей.
Культурология - это наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести и о закономерностях культурно-исторического процесса.
В самом деле, человечество накопило огромный эмпирический материал о том, как живут люди разных культур. Мы все больше убеждаемся в том, что эти культуры разные. Но может ли современная наука ограничиться этим утверждением? Ведь современному человеку вполне достаточно побывать в другой стране, чтобы убедиться в отличается быт и обычаи других народов. Несмотря на разность культурных космосов, они в чем-то существенном сходны. Мы просматриваем некоторые закономерности, которые, оказывается, все равно присущи самым, казалось бы, несовместимым культурам. Если бы не было этих закономерностей, культуры развивались бы непредсказуемо, нам не удалось бы зафиксировать определенную логику их развития. Наконец, мы не получили бы представления о некоем общем феномене - культуре.
Термин «культура» латинского происхождения, он восходит к латинскому cultura, что значит «возделывание», «обрабатывание», «уход». Однако данный термин уже в римской античности уже имел и другое, переносное, значение - воспитанность, просвещенность. Трансформация данного термина в риской античности свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием.
Европейская культурология развивалась в русле античных традиций и их последующего переосмысления, поэтому можно сказать, что все историческое поле культурологических идей в той или иной степени имеет перед собой образ античной культуры. Античность, Средневековье, Новое время, Новейшее время - четыре эпохи, каждая из которых по-своему понимала культуру, и это понимание вписывалось в мыслительное пространство эпохи, соотносилось с представлениями о человеке, его назначении и смысле жизни, о высших (трансцендентальных) ценностях.
В христианской культуре человек уподобляется Богу по внешнему виду и подобию, но для подлинной близости он должен преодолеть себя, осознать свою слабость, побороть искушения плоти. Все более осознается неполнота рационалистического понимания культуры. Рациональное (человек - «разумное животное») уже не считается главным в человеке -открываются иные, более глубокие измерения культуры: совесть, вера, надежда, любовь. Преодолевается изначальная ориентация греческой культуры на конечное, ограниченное пространство, меру, порядок, предел и усиливается представление о неисчерпаемости, бездонности, уникальности человеческой личности и трансцендентальное™ (запредельности) подлинной культуры, духовности и душевности.
В XVIII веке, вошедшем в историю под названием эпохи Просвещения, это понятие получило достаточно устойчивое употребление, которое, по сути, ограничивается одной лишь духовной культурой (просвещенность, образованность, воспитанность человека).
Культурология еще пребывает на стадии становления; в ней нет еще достаточно разработанных понятий, категорий и терминологического аппарата. Тем не менее, число определений культуры растет и составляет более полутысячи.
Культура рассматривается как: «степень человеческого в человеке» (Ф. Шиллер), «стиль жизни народа» (Ф. Ницше), «живая судьба народа» (Н. Бердяев), «предельное обобщение всего» (А. Лосев).
Существуют точки зрения, обобщив которые можно сказать, что слово «культура» имеет значение образования и воспитания, производства и творчества, поклонения и почитания (религиозному культу).
Практически все определения культуры едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей.
Разноплановые определения понятия «культура» связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями. Первым определение понятию дал классик эволюционистского направления Э. Тайлор. Он рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусств, обычаев и т.д. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряды усложняющих в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).
Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия «культура» и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А. Крёберу и К. Клакхону. «Культура состоит, согласно им, из внутренне содержащихся и внешне проявленных норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в [материальных] средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы». В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению.
Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А. Крёбера и К. Клакхона «Культура, критический обзор определений» (1952), в которой авторы привели около 150 определений культуры. Успех книги был огромный, поэтому во второе издание этого труда вошло уже более 200 определений культуры. Хотелось бы подчеркнуть, что каждый тип определения выделяет свою грань в изучении культур, подчас становящуюся исходной установкой для того или иного типа культурологической теории.
Когда тот или иной специалист начинает рассуждать о культуре, он видит ее по-своему, нередко через призму своей научной дисциплины и поэтому дает своеобразное ее определение. Представим себе антрополога, который наблюдает, как люди работают в поле. Он видит людей, составляющих общество. Но он видит не только их, но их поведение, видит все предметы, сделанные ими, и все изменения, которые они вносят в свое окружение. И антрополог, стало быть, записывает отличительные черты поведения и результаты этого поведения. Это и составляет культуру группы. Психолог мог бы определить культуру как сумму общественных социально значимых привычек.
В современной культурологи наиболее распространены технологическая, деятельно-стная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая концепция) культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни - должного вжизни общества, и культура рассматривается как воплощение должностного в сущее, реальное.
В самом широком смысле под культуройпонимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы.
Понятие «культура», - отмечается в Философском словаре, - означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а такжев создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культуру обычно подразделяют на:
- материальную;
- духовную.
Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты - технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги, транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.
Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты
- религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто выделяют:
- художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы;
- научно-техническую культуру.
Между материальной и духовной культурой имеется глубинной единство, поскольку:
- это результат человеческой деятельности;
- имеет духовной начало - идеи, проекты и замыслы человека;
- имеет материальное воплощение (и для художественного произведения - скульптурного, живописного, литературного и т.д.). Примерами могут служить архитектурные постройки, когда они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям: здание театра, храм, гостиница, иногда и жилой дом.
Между предметами материального и духовного производства имеются существенные различия: в художественном произведении главным является не материальная оболочка, но духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях нередко весьма трудно обнаружить какие-либо признаки духовности.
Сферы культуры: нравственность, религия, наука, техника, искусство.
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Функции культуры.
Культура выполняетнесколько жизненно важных функций:
- социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.
- познавательная (гносеологическая), информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества;
- регулятивная, или нормативная, с помощью которой культура устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества;
- коммуникативная - осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей;
- ценностная, или аксиологическая - способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают, прежде всего, нравственные и эстетические ценности;
- творческая - находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры;
-развлекательная, или компенсаторная, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.
Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции накопления и передачи опыта и критически-творческой функции. Они также тесно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющегося наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и механически, но и предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою очередь, творческая функция означает, прежде всего, совершенствование всех механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества (иконопись Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия), и порой выступают как непреложное условие для воспроизведения и выживания людей (запрещение инцеста, правила гигиены и др.).