Антивоенный, антифашистский, антитоталитарный роман
(Г. Бёлль, Г. Грасс, Дж. Оруэлл)
Вторая мировая война способствовала появлению литературы Сопротивления. В ней усиливается реализм, она демократична по содержанию и по форме, ориентируется на самого широкого читателя.
В 1939-45 гг. создано множество антифашистских произведений, наиболее быстро реагирующие жанры – поэзия и публицистика. Страны, оккупированные Германией и Италией, страны фашистской коалиции создавали свою литературу. Наряду с этими произведениями создавалась литература народного фронта, которая отражала реакцию на приход Гитлера к власти. Это было искусство с новыми формами и ритмами, лексикой, главная идея которого – защита личности и свободы, слово было приравнено к оружию. Популярны малые формы: песня – протест фашистским настроениям, необходимость сплочения перед лицом фашистской угрозы, все прогрессивные силы приходят к осознанию роли народа в противостоянии фашизму. Борьба против фашизма объединила писателей различных направлений.
Генрих Теодор Белль, немецкий прозаик и новеллист, родился в 1917 г. в Кельне. Предки Б. бежали из Англии: как и все ревностные католики, они подвергались гонениям со стороны англиканской церкви. После окончания средней школы Б., писавший стихи и рассказы с раннего детства, оказался одним из немногих учеников в классе, которые не вступили в гитлерюгенд. Тем не менее через год юноша был привлечен к принудительным трудовым работам, а в 1939 г. призван на военную службу.
По возвращении в свой родной город Б. недолгое время учился в Кельнском университете, при этом не переставал писать – в 1949 г. вышла в свет и получила положительный отзыв критики первая повесть «Поезд пришел вовремя», история о молодом солдате, которому предстоит возвращение на фронт и скорая смерть. «Поезд пришел вовремя» – это первое произведение Б. из серии книг, в которых описывается бессмысленность войны и тяготы послевоенных лет. Авторская манера Б., писавшего просто и ясно, была ориентирована на возрождение немецкого языка после напыщенного стиля нацистского режима.
В романе «Бильярд в половине десятого», Б. повествует о семье известных кельнских архитекторов. Хотя действие романа ограничено всего одним днем, благодаря отступлениям в романе рассказывается о трех поколениях – панорама романа охватывает период от последних лет правления кайзера Вильгельма до процветающей «новой» Германии 50-х гг. Роман значительно отличается от более ранних произведений Б. масштабом подачи материала и формальной усложненностью.
В 60-е гг. произведения Б. становятся композиционно еще более сложными. Действие повести «Глазами клоуна» происходит также в течение одного дня; в центре повествования находится молодой человек, который говорит по телефону и от лица которого ведется рассказ; герой предпочитает играть роль шута, лишь бы не подчиниться лицемерию послевоенного общества. Здесь мы снова сталкиваемся с главными темами Б.: нацистское прошлое представителей новой власти и роль католической церкви в послевоенной Германии.
Темой «Самовольной отлучки» и «Конца одной командировки» также является противодействие официальным властям. Более объемный и гораздо более сложный сравнительно с предшествующими произведениями роман «Групповой портрет с дамой» написан в форме репортажа.
Позже он написал публицистическую повесть «Поруганная честь Катарины Блюм», в которой выступил с резкой критикой продажной журналистики. Это рассказ о несправедливо обвиненной женщине, которая в конце концов убивает оболгавшего ее репортера.
В 1985 г., в год смерти писателя, был издан самый первый роман писателя «Солдатское наследство», который был написан в 1947 г., однако публиковался впервые. «Солдатское наследство» повествует о кровавых событиях, происходивших во время войны в районе Атлантики и Восточного фронта.
В своих романах, рассказах, пьесах и эссе, составивших почти сорок томов, Б. изобразил подчас в сатирической форме – Германию во время второй мировой войны и в послевоенный период. Бёлль не только нанес на литературную карту Германии еще одну область, но и создал себе репутацию ведущего бытописателя Германии середины нашего века.
Гюнтер Грасс, немецкий романист и эссеист, родился в 1927 в предместье Данцига, Польша, пережил все превратности судьбы этого города. В нескольких своих романах Грасс на примере судьбы Данцига и его обитателей исследовал ход немецкой истории в 20 в. Как и большинство его сверстников, Грасс был членом гитлерюгенда, в 1944 стал солдатом.
В 1948 будущий писатель начал писать стихи, позже попробовал свои силы в прозе. Первый же его роман «Жестяной барабан», имел сенсационный успех. В этой пародии на немецкий «роман воспитания» речь идет о Данциге, фашизме и войне.
Данциг и немецкие умонастроения середины 20 в. – тема и двух следующих романов Грасса: «Кошки-мышки» и «Собачьи годы», продолжающих социально-критическую и гротескную линию «Жестяного барабана».
Более поздние произведения Грасса посвящены событиям современной ФРГ. В романе «Под местным наркозом» писатель пытается осмыслить фанатизм студенческого движения и умеренность старшего поколения. Перу Грасса принадлежат многочисленные эссе и статьи, множество стихов и ряд драматических произведений. Нобелевскую премию по литературе за 1999 г. получил «за то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории».
В новом романе «Мудрый краб» Гюнтер Грасс обратился к теме, которую в современной Германии предпочитают обходить стороной, – тяжелая, порою трагическая судьба немцев России и Восточной Европы, которым пришлось бежать от Красной Армии во время Второй мировой войны. Грасс взялся за эту сложную тему для того, чтобы люди не забывали об ужасах и потерях, с которыми всегда сопряжена война.
Джордж Оруэлл (1903-1950) –английский писатель, писательский псевдоним Эрика Артура Блэйра, родился в Индии, умер в Лондоне, достиг известности в конце сороковых годов, благодаря двум блестящим сатирическим произведениям, обличающим тоталитаризм. Знакомство с романами, документальными произведениями, эссе и критическими статьями, которые он написал в тридцатых годах и позже, принесло ему репутацию одного из самых важных и влиятельных голосов своего времени.
Родители Оруэлла были членами Индийской Гражданской Службы и после завершения обучения в Итонском колледже в Англии, Оруэлл вступил в ряды Индийской Имперской Полиции в Бирме. Пережитое им в это время он впоследствии отразил в романе "Бирманские Дни". Его первая книга "В полном отчаянии в Париже и Лондоне" представляла собой невыдуманное повествование о ряде лет добровольной нищеты, которую он пережил после выезда из Бирмы.
В тридцатых годах им были изданы еще три романа - "Дочь Священнослужителя", "Пусть летает аспидистра" и "Ближе к Воздуху". Его основными работами этого периода стали две документальные повести "Дорога на причал Виган Пир", детальное и в то же время объективное описание жизни доведенных до грани нищенского отчаяния шахтеров из Ланкаширского города Вигана и "Поклонение Каталонии", в которой воспроизводится его опыт борьбы за лоялистов в ходе Гражданской войны в Испании.
Две наиболее известные книги Оруэлла отражают его пожизненное недоверие к автократическому правительству, будь то правых или левых. "Скотный Двор" (1945) представляет собой современную басню с участием животных, в которой высмеивается сталинизм, а "1984" (1949) антиутопический роман, в котором материализовались его опасения насильственно-бюрократизированного состояния будущего. Эти два романа принесли ему первую известность и практически единственное вознаграждение как писателя. Большим успехом пользовался роман "Политика и Английский Язык" (1950), связывающий авторитарность с распадом словесности.
«1984» – Оруэлл не ставил задачи конкретно изобразить современную действительность – модель государства, напоминающая сталинскую. В основе сюжета – столкновение личности и государства, основанное на ненависти. Приемы – фантосмагория, гротеск, символика. Личность уничтожается духовно.
«Мой роман направлен против тех извращений централизованной экономики, которым она подвержена и которые уже частично реализованы в коммунизме и фашизме. Я убежден также, что тоталитарная идея живет в сознании интеллектуалов везде, и я попытался проследить эту идею до логического конца. Действие книги я поместил в Англию, чтобы подчеркнуть, что англоязычные нации ничем не лучше других и что тоталитаризм, если с ним не бороться, может победить повсюду».
В романе «Скотный двор» прототипом Троцкого стал боров Сноуболл. Есть такой прототип и в «1984». Большое внимание уделено «черной магии» сталинской пропаганды с ее мифом о вездесущем Троцком. «В этих средневековых процессах Троцкий играет роль дьявола». Мысль, что фигура Дьявола необходима для тоталитарной идеологии, усвоена Оруэллом задолго до «1984». Через три дня после убийства Троцкого он записал в своем дневнике: «Как же в России будут теперь без Троцкого?.. Наверное, им придется придумать ему замену». Важная для философии романа идея привычной и абсурдной лжи как условия существования тоталитаризма опиралась, в частности, на известные Оруэллу ляпсусы московских процессов.