Игра «Определи регистр»
Вначале учитель знакомит детей с характерными пьесами в низком и высоком регистре фортепиано (Г. Галынин «Медведь», С. Майкапар «Мотылек»). В ходе беседы с учащимися выясняется эмоционально-образное содержание пьес, и, исходя из содержания, звуки называются низкими (тяжелые, сердитые, темные) и высокими (легкие, летящие, звонкие, как колокольчики). Некоторое время дети играют в игру, различая звуки высокие и низкие. С того момента, как дети начинают безошибочно определять высокие и низкие звуки, вводятся средние звуки (звуки, которые мы поем). Для определения среднего регистра лучше вначале предлагать детям мелодии песен. По мере усвоения сути явления учитель сообщает детям, что высотой звуков в Музыкальном королевстве командует министр Регистр. С этого времени дети играют в регистры. Учитель постоянно пользуется этим термином, и к концу года дети обычно тоже им овладевают.
Музыкальные произведения для игры на определение регистра:
Свиридов Г. «Колдун»
Свиридов Г. «Зима»
Ребиков В. «Медведь»
«Елка» (начало вальса)
Галынин Г. «Медведь»
«Слон»
Григ Э. «В пещере горного короля»
«Птичка»
«Весна»
Моцарт В. «Откуда приятный и нежный звон» из оперы «Волшебная флейта» (вступление к хору)
Гречанинов А. «Необычайное происшествие»
Майкапар С. «Мотылек»
«Капельки росы»
Фрид Г. «Ночью в лесу»
Мусоргский М. «Старый замок» (начало)
«Быдло» (начало)
Бородин А. Симфония №2 (главная тема)
Жубинский В. «Сказка»
Глинка М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
(вторая часть)
«Жаворонок» (вступление)
Сен-Санс К. «Слоны» из цикла «Карнавал животных»
Шостакович Д. «Вальс-шутка»
Стравинский И. «Вальс» из сюиты № 2
Шуман Р. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»
из «Альбома для юношества»
Бетховен Л. «Немецкий танец»
Свиридов Г. «Ласковая просьба»
Чайковский П. «Детский альбом»:
«Марш деревянных солдатиков»,
«Новая кукла»,
«Полька»
«Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» (начало)
Прокофьев С. «Ходит месяц над лугами»
Лядов А. «Музыкальная табакерка» (второй период)
Образец теста:
1. Ребиков В. «Медведь»
2. Майкапар С. «Капельки росы»
3. Чайковский П. «Новая кукла»
4. Галынин Г. «Медведь»
Условные обозначения:
В – высокий регистр.
Н – низкий регистр.
С – средний регистр.
Игра «Солнышко-туча»
Суть этой игры – определение ладовой окраски мажора и минора на слух. Разучивается попевка: «Солнышко» (нисходящее трезвучие в мажоре), «Ту-у-ча» (одноименное минорное нисходящее трезвучие). Попевка исполняется в качестве распевания несколько уроков, пока дети хорошо не усвоят интонацию и ладовую окраску. Затем учитель предлагает услышать «солнышко» и «тучу» в знакомой музыке и отразить услышанное условными жестами. Солнышко показывается так: руки стоят на парте на локтях, запястья сомкнуты, а кисти раскрыты так, как будто в них – круглое солнышко или как бы хорошо раскрытый цветок; на туче ладошки закрываются и кулачки сближаются. Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно постепенно вводить термины. Солнышко музыканты называют МАЖОР (написать на доске большими буквами) – слово яркое, светлое, а тучу музыканты называют минор (написать на доске маленькими буквами) – слово мягкое, темное, ласковое.
Очень важно с самого начала формирования ладового чувства однозначно не связывать лад с константным эмоциональным содержанием.
Прежде всего, надо слушать не программные произведения: фрагменты произведений В. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Гайдна, прелюдии И.С. Баха C-dur, d-moll, es-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира» и f-moll из второго тома.
Образец теста:
А
1. Чайковский П. «Октябрь».
2. Прокофьев С. «Сказочка».
3. Чайковский П. «Сладкая греза».
4. Прокофьев С. «Вальс».
В
1. Бах И.С. Прелюдия C-dur, ХТК, I том.
2. Бах И.С. Прелюдия es-moll, ХТК, I том.
3. Бах И.С. Прелюдия f-moll, ХТК, II том.
4. Бах И.С. Прелюдия D-dur, ХТК, I том.
Условные обозначения:
М – мажор;
м – минор.
Игра «Кто дольше слышит звук?»
Учитель играет на фортепиано один звук, дети вслушиваются в него как можно дольше и, когда перестают его слышать, тихо поднимают руку. Игра хорошо концентрирует внимание, помогает настроить детей на слушание музыки.
Игра «Какой звук выше?»
Учитель играет на фортепиано два звука: один в низком регистре, другой – в высоком. Дети показывают один или два пальчика. Постепенно звуки сближаются до терции, до секунды. Эту игру полезно проводить в течение первых лет обучения. Игра способствует развитию звуковысотного слуха, подготавливает освоение интервалов.
Игра, в ходе которой дети определяют направление движения мелодии (вверх, вниз, на одной высоте) является логическим продолжением игры «Какой звук выше?». Дети показывают направление движения рукой, используют музыкальную лесенку или графическую запись. В начале работы учитель предлагает учащимся простые песенки, упражнения, а затем яркие примеры из музыкальной литературы, например:
Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром, a-moll (фрагмент главной темы);
Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта» (тема Джульетты-девочки);
Шуман Р. «Дед Мороз» (первая тема).