Роман «Собор Парижской богоматери»
Романтизм во Франции первоначально воспринимался как иноземное явление, чему немало способствовали сами романтики, ссылавшиеся на иностранных авторов. Но романтизм имел корни во французской истории и культуре, поэтому он оказал такое огромное влияние на судьбы национального искусства, совершенно преобразил его и выдвинув великих творцов.
Французский романтизм развивался неравномерно в различных видах искусства. Начало литературного романтизма относится к концу 18 в. В романтической литературе заметна неравномерность развития различных жанров: романтическая поэзия отстает от прозы на три десятилетия, а драма вышла на сцену только спустя еще десять лет. Поэтому в определении периодов развития французского романтизма есть существенные трудности. Философия Руссо стала основой французского романтизма, его творчество – это источник, из которого черпает эстетика и литература французских романтиков.
Историческая судьба романтизма во Франции была сложной и неоднозначной. В позднем творчестве его крупнейших представителей отчётливо проявились реалистические тенденции, отчасти заложенные уже в самой романтической концепции характерности реального. С другой стороны, романтическим веяниями в разной мере было захвачено раннее творчество представителей реализма во французском искусстве.
Виктор Гюго (1802-1885). Знаменитый французский поэт и писатель Виктор Мари Гюго родился в Безансоне. Уже его юношеские поэтические произведения были отмечены похвальными отзывами и даже премиями.
Гюго посвятил свою жизнь литературному труду. Начинал он с подражания тонкой эстетике Шатобриана, а в мировую литературу вошел социальными романами. Этим он снискал искреннюю любовь читателей. Гюго призывал людей прежде всего исполнить заповедь Христа о любви к ближнему, о милосердии и сострадании. Гюго был не только писателем, поэтом и драматургом, но и политическим деятелем. Поэтому когда власть поменялась, писатель был вынужден покинуть Францию, он жил в эмиграции более 20 лет. Причиной эмиграции была бескомпромиссная позиция Гюго в вопросах, как бы сегодня сказали, прав человека. Гюго был, конечно, романтиком. Французская революция 1789 года стала основным источником творчества Гюго.
Начал свой бой за свободу Гюго на подмостках театра. Его драмы "Эрнани" (1829), "Король забавляется" (1832), "Лукреция Борджа" (1832), "Мария Тюдор" (1833), "Анджело, тиран Падуанский" (1835), "Оюи Блаз" (1838).
В 1862 году Гюго закончил свой роман "Отверженные". Гюго писал его тридцать лет. Он придавал этому роману очень большое значение, считая, что книги, подобные "Отверженным", способны переустроить общество.
Этот захватывающий, приключенческий роман в основе своей содержит социальные проблемы. В книге много драматических сцен из народной жизни - восстание парижан в июле 1832 года, гибель героев баррикадных боев. Гюго приходит к выводу, что баррикады не могут решить всех социальных проблем, что по сути они решаются на узком плацдарме человеческой души, индивидуального сознания.
В следующем своем романе "Девяносто третий год" Гюго изображает революцию как горнило, в котором выплавляется современная цивилизация. Но при этом он разводит еще дальше политику и нравственность.
Благодаря соединению в творчестве Виктора Гюго романтического и реалистического элементов, он внес во французскую поэзию новую струю, которой со временем суждено было превратиться в широкое течение и сказываться чуть ли не во всех позднейших выдающихся произведениях этой литературы. Недаром Флобер зачитывался Гюго и считал его своим первым и влиятельнейшим учителем.
«Собор Парижской богоматери»
Июльская революция 1830 года, свергнувшая монархию Бурбонов, нашла в Гюго горячего сторонника. И в первом значительном романе Гюго “Собор Парижской Богоматери”, начатом в июле 1830 и законченном в феврале 1831 года, также нашла отражение атмосфера общественного подъема, вызванного революцией.
Как и в драмах, Гюго обращается в “Соборе Парижской Богоматери” к истории; на этот раз его внимание привлекло позднее французское средневековье, Париж конца XV века. Интерес романтиков к средним векам во многом возник как реакция на классицистическую сосредоточенность на античности. Свою роль здесь играло и желание преодолеть пренебрежительное отношение к средневековью, распространившееся благодаря писателям-просветителям 18 в., для которых это время было царством мрака и невежества. Средневековье предстает в романе Гюго в виде истории-легенды на фоне мастерски воссозданного исторического колорита.
Известно, что для описаний собора и Парижа в XV веке, изображения нравов эпохи Гюго изучил немалый исторический материал. Широчайшую популярность роману обеспечивают поставленные в нем вечные этические проблемы. Роман построен по драматургическому принципу, уже использованному Гюго в других драмах: трое мужчин добиваются любви одной женщины.
С присущей ему склонностью к антитезам Гюго показывает различное воздействие любви на души. Озлобленного на весь мир, ожесточившегося урода Квазимодо любовь преображает, пробуждая в нем доброе, человеческое начало. В Клоде Фролло любовь, напротив, будит зверя. Противопоставление этих двух персонажей и определяет идейное звучание романа. По замыслу Гюго, они воплощают два основных человеческих типа.
Таким образом, источник драмы в романе (а Гюго называл “Собор Парижской Богоматери” “драматическим романом”) кроется в столкновении отвлеченных идей, положенных в основу его персонажей: уродство и доброта Квазимодо, аскетизм и чувственность Фролло, красота и ничтожество Феба. Судьбы персонажей “Собора” направляются роком, о котором заявляется в самом начале произведения.
В то же время на примере судьбы Клода Фролло Гюго стремится показать несостоятельность церковного догматизма и аскетизма, их неминуемый крах в преддверии Возрождения, каким для Франции был конец XV века, изображенный в “Соборе”.
Поэтому нельзя сказать, что роман Гюго лишен внутреннего историзма, что он ограничивается передачей внешнего, хотя и мастерски воссозданного исторического колорита. Некоторые существенные конфликты эпохи, некоторые типические ее характеры (прежде всего король Людовик XI) изображены им в полном соответствии с исторической истиной.
Успех романа у современников и у последующих поколений был во многом обусловлен его необычайной пластичностью, живописностью. Не отличаясь глубиной психологического анализа, “Собор” впечатлял эффектностью противопоставления персонажей, красочностью описаний, мелодраматизмом ситуаций. Несмотря на сдержанность или враждебность прессы, книга была восторженно встречена читателями.