Феноменология и экзистенциализм о культуре
Крупнейший представитель феноменологии – Эдмунд Гуссерль (1859-1938), в книге «Логические исследования» утверждает, что человек не может мыслить, если не предполагает, что истина существует. После опубликования его сочинения вокруг него сложился круг учеников и последователей. Возникло феноменологическое движение философов университетов Южной Германии. Ни одна из естественных наук не является чисто эмпирической, в том числе и психология. Поставил задачу разработать эйдетической части психологии. Наше сознание двуслойно: сама направленность его актов (например, мы смотрим в окно и наблюдаем дерево) и содержание данной направленности: объекты, на которые направлены акты сознания (содержание нашего наблюдения – дерево, видимое нами). Попытка аналитически разграничить достоверности, которые доставляет опытная интуиция (всякое исследование, имеющее дело с эмпирическими фактами), и безусловную очевидность (логико-математических истин, непосредственных нравственных убеждений и осмысленно-целостных восприятий). Область безусловных очевидностей составляет мир жизненной веры человека, они образуют основу разумности и могут быть утрачены лишь в результате распада индивидуального сознания или исторической деградации человека. Однако личность способна утратить сознание простых очевидностей. Чтобы оградить человека от этого, Гуссерль разрабатывает свой метод феноменологической редукции. Суть: отстранение от теоретических суждений (воздержаться от принятия выводов науки как жизненных указаний и относиться к ним как к простой информации), выявить для человека безусловную достоверность ряда простейших интуиций, переживаний и восприятий, на которые он просто не обратил внимания в обычной жизни. Содержание знаний сводилось к миру феноменов. Живое восприятие уже содержит в себе непроизвольное истолкование: вижу лицо человека и у меня возникает необъяснимое отвращение к нему; это уже убеждение, не требует развертывания в мысль для того, чтобы превратиться в поступок. Анализ мира феноменов приводит Гуссерля к выводу о существовании ряда слоев феноменов как структура самого субъекта. Исследует проблемы философии истории. Тема размышлений – кризис европейской культуры, порожденный такими явлениями как Первая мировая война, распространение скептицизма, нигилизма, фашизма. Кризис – ситуация альтернативная, ее развертывание зависит от того, как люди поймут и реализуют свою историчность. В истории и культуре человечества присутствует изначальный рациональный жизненный смысл, но он не является предопределенным, его историческое торжество не гарантировано.
Экзистенциалистская концепция культуры.
Экзистенциализм - философия жизни. Это направл получ распростр в 30-60 гг. XXв. В странах Западной Европы. Классиками счит. М. Хайдегер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю. Экзистенциализм возник как реакция на кризис гумманизма, как выраз соц и политич конфликтов XX. Поэтому его нередко наз '' философией кризиса''. В центре внимания оказ проблемы отчуждения чел в обществе, смысла жизни, свободы и ответственности. Центр место в Э. Заним понятие существования. Сущ-е - это духов мир чел, поток его переживаний, чувств, мыслей, переживание чел-ом своего бытия в мире. И среди этих переживаний, настроений у чел преоблад чувство тоски, одиночества, тревоги, разочарования, страха. Экзистенциалисты делают акцент негатив эмоц-психич состоянии чел. Они возник в трагических безысход ситуациях, кот экзистенц наз пограничными. Эти чувства выраж истинный смысл бытия, дейст полож чел в обществе. Мотив трагич существования в соврем мире - один из главных в Э.
Экзис-ы счит, что не смотря на всю трагичность сущ-я чел в мире, он должен решать проблему выбора своего собст пути. Экзист-ы отстаивают положение об открытости чел, о том, что чел - это самоопределение, а не предопределение. Один из глав принципов экзистенциалистов - чел совершенно свободен в своей внутренней жизни. Свобода чел - безгранична, потому что неисчерпаем его дух мир и чел не завершён как личность: он всегда пребывает в поиске. Они счит, что свобода выбора возможна даже в самых трагич ситуациях. А. Каню показывает в своих работах, что чел всегда должен выбир способ поведения, жизненную позицию. Он может принять сущ-й порядок вещей и приспособиться к нему. Такую жизненную позицию он наз конформизмом и счит, что она ведёт к дух деградации личности. Но возможна и др жизнен позиция - это бунт, т. е. Добровольный и активный протест против пороков существующего мира.
Европейская художественная литература после Второй мировой войны во многом была окрашена в экзистенциалистские цвета. Выдающиеся французские писатели-экзистенциалисты, лауреаты Нобелевской премии, Альбер Камю (1913—1960) и Жан-Поль Сартр (1905—1980) ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. В повести «Посторонний» (1942) А. Камю тема абсурдности жизни раскрывается в потоке сознания внутренне опустошенного героя. В романе «Чума» (1947) в аллюзивной (от лат. allusio — шутка, намек) форме он передает свое беспокойство по поводу сохраняющейся в XX в. опасности фашизма, доказывает, что высшее мужество человека проявляется в борьбе с бессмысленностью бытия. В философской книге «Миф о Сизифе» (1942) Камю утверждает свободу нравственного выбора человека.
Под влиянием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера Сартр построил «феноменологическую онтологию», в основе которой лежит противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости. Основные темы его художественных произведений — одиночество, проблема жизни и смерти, проблема случайности и судьбы, страха и надежды, абсурдность бытия: пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и Господь Бог» (1951) и др.
Большое влияние на мировую культуру XX столетия оказал выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889—1976), являющийся одним из основоположников немецкого экзистенциализма. Он развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности В работе «Время и бытие» (1927) Хайдеггер ставит «вопрос о бытии» как подлинной форме существования человека. В знаменитом «Письме о гуманизме» (1947) Хайдеггер развивает идеи о языке как «доме бытия». Наследие Хайдеггера включает свыше 100 тыс. рукописных страниц архивов, которые должны быть изданы в 100 томах. Библиография литературы о Хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий.
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, в интеллектуальной культуре XX века выполнил ту же роль, какую играла в культуре XVIII — XIX вв. классическая немецкая философия Она определила фундаментальные ценности и теоретический горизонт поиска оснований бытия как в философии, так в литературе и отчасти в музыке. Как самостоятельное философское направление экзистенциализм возник в начале XX века в России, после Первой мировой войны в Германии, в период Второй мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Его идейные истоки обнаруживаются в учении Кьеркегора, «философии жизни» и феноменологии. Специалисты различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование) проявляет себя через заботу, страх, решимость, совесть в «пограничных ситуациях» (борьба, страдание, смерть). Постигая сущность своего существования, человек обретает подлинную свободу, которая заключается в выборе самого себя и сознательном принятии ответственности за все происходящее в мире.
Во второй половине XX века европейская литература не ограничивается рамками одного или двух ведущих течений. Она становится в тематическом и жанровом отношении более разнообразной: реалистический роман, психологическая драма, романтика, ирония, детектив, фантастика и др. Именно в это время активно заявляет о себе массовая культура, о которой пойдет речь отдельно, и формируется эстетика постмодернизма. Постмодернизм, который принципиально отвергает все и всяческие «измы», будь то рационализм или экзистенциализм, выдвигает в качестве главного лозунга стилистический плюрализм, «открытое искусство», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями.