Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»
Теория:
Автор в драматическом произведении
1. Словарь драмы [Электронный ресурс]
2. Наумова, О.С. Проблема автора в современной драматургии / О.С.Наумова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Серия «Педагогика и психология», «Филология искусствоведение» / Гл. ред. В.П.Шорин, отв. ред. О.М.Буранок. – Са-
мара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2008. – №1. – С. 267-
274.
3. Миловзорова, М.А. Динамика сюжета и жанра русской исторической драмы XIX века // Драма и театр. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2009. – Вып.7. – С.56- 67.
4. Тютелова, Л.Г. Драматический сюжет и проблема автора как субъекта творческой деятельности в драме // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. – 2011. – № 2 (10). – С. 158–169.
Вопросы для обсуждения
I. Эстетика гоголевского театра. Драматургические принципы Гоголя. Двойная эстетическая природа гоголевских пьес.
II. Традиции мировой драматургии (Аристофан и др.).
III. Город Гоголя: символика и метафорика («куча»). Сценический хронотоп
* И.Л. Попова в комедии Гоголя «Ревизор» видит две разновидности времени – время линейное и время циклическое. Первая разновидность времени обеспечивает поступательный ход драматического действия от завязки к развязке. Вторая его разновидность – циклическое время (немая сцена) не только завершает сюжет, но означает и его открытость «многократному воспроизведению за пределами текста, в жизни». Тем самым эта «немая сцена расширяет границы исторического времени, придавая событию редкий универсальный характер».
Значимость в ней временных образов в другой работе, В.И.Мильдона, сводится к нулю: времени «как такового в ней нет»; время в ней «есть зло, превратившееся в место»; «художественная мысль в ней относится к времени как величине ничтожно малой в сопоставлении с местом».
IV. Природа конфликтного напряжения.
1. Структура конфликта («миражная интрига», диалогическая концепция жизни, конфликт авторского идеала и действительности). Интерпретации конфликта в гоголеведении.
* Д.П.Николаев различает в «Ревизоре» конфликт внутренний и конфликт внешний: первый – это столкновение уездных чиновников и подчиненной ему массы обывателей, второй – столкновение уездного чиновничества сначала с мнимым ревизором в лице Хлестакова, затем с настоящим ревизором.
2. Авторская позиция.
* Примечание. Формы авторского присутствия: прямое авторское слово (заглавие, жанровое обозначение, эпиграф, список действующих лиц, разного рода сценические указания, предуведомления, семантика имен персонажей, система ремарок и т.д.); проявление автора в диалогах и монологах героев (упоминание внесценических персонажей, реплики в сторону, речевые повороты, не замечаемые персонажами, алогизмы, разного рода исторические, историко-культурные, социальные, бытовые и другие реалии, вложенные в уста персонажей, и т.п.), а также особенности хронотопа и авторская игра с читателем.
3. Смех как положительный герой комедии. Система этических ценностей автора.
4. Феномен идеального читателя.
V. Персонажная сфера:
1. «Предуведомление господам актерам» как авторская рефлексия и принципы моделирования персонажей в комедии, двойственность персонажей.
* Гоголь неоднократно писал о том, что его герои, в том числе герои «Ревизора», – это во многом он сам: «Во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке <…> я стал наделять своих героев, сверх их собственных гадостей, моей собственной дрянью»; «Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру. Ничего не должно быть преувеличенного или тривиального даже в последних ролях».
2. Внесценические персонажи: типология и их функция
*Примечание. «Зеркальное отражение одного характера в другом» (Е.М. Купреянова).
3. Принцип говорящих фамилий.
VI. Композиционные принципы.
1. Функция эпиграфа.
2. Поэтика «начал» и «концов» в драматургии Н.В. Гоголя (зона начала, интрига и начало действия, зона конца, взаимосвязь начала и конца в драматургии).
3. Архетип сюжета – встреча на большой дороге и его реализация в комедии.
4. Кульминационная сцена: принципы организации сцены, поэтика феномена хвастовства – архетип хвастуна.
*Примечание. «Специфика хвастовства Хлестакова заключается в подсознательном манипулировании чиновниками с использованием идеологических и мифологических представлений о российской столице» (А. Евдокимов).
· Структура хвастовства: прием восходящей градации и его основа – изменение числовых параметров (прием количественной гиперболы – такое преувеличение, параметры которого заданы цифрами), оговорка, фантастический масштаб и т.д.
5. Динамика сюжета, переосмысление внешней ситуации, единый узел сюжета, игра между сюжетом и канвой.
6. Авторские ремарки и их функция.
7. Удвоение персонажей как прием, его функция.
8. Дуэтные сцены и принципы комизма.
9. Функция писем, записок и т.д.
10. Двойная развязка, ее генезис, трактовки в гоголеведении, обоснование точек зрения.
11. Проблема финала.
12. Немая сцена и ее значение в комедии (генезис: барокко и живые картины, живопись: симметричная композиция «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, эсхатологический мотив, эффект скульптурности, эффект отражения, отказ от слова – эмоциональное потрясение).
* Примечание. Немая сцена – это пластическое представление идеи Страшного суда, еще одна интерпретация извечной картины Страшного суда, образ Апокалипсиса сущность: принцип целостности)
И.Л. Вишневская вполне справедливо обратила внимание на содержательную неразрешенность конфликта в комедии «Ревизор». Имеется в виду вещий сон Городничего, в котором ему являются две крысы – «необыкновенно черные, неестественной величины»: «пришли, понюхали – и пошли прочь». Эти слова дают настрой всему ходу действия комедии: в них, по мнению И.Л. Вишневской, «ключ к пониманию трагедии Гоголя».
Немая сцена, таким образом, символизирует смерть, неподвижность означает, что возможность для покаяния упущена и «времени уже не будет» (Откр 10:6). Немая сцена – аллегория Страшного суда. В «Ревизоре» нет покаяния, есть лишь высший суд и сверхъестественный страх загробной кары.
13. Ремарка и ее функции.
Примечания
* Из истории ремарки (происхождение слова-понятия и его динамика: само понятие происходит от французского слова “remarque” – замечание, примечание. Сначала русские драматурги употребляли слова «сноска» или «выноска»; семантическая плотность ремарочных описаний в драме XIX века, семиотики паузы),
* определения:
а) особый тип композиционно-стилистических единиц;
б) пояснения, которыми обычно драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьес;
в) указание автора в тексте пьесы (обычно в скобках) на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия;
г) форма непосредственного авторского комментирующего высказывания в драматургическом тексте, нерифмованного и неритмизованного, графически и стилистически отделенного от речи персонажей и представляющего собой систему описаний пространственно-временного и предметного плана/мира пьесы, совокупности характеристик героя, его реакций и поведения в ситуации межличностных отношений / межличностного общения (А. Зорин).
* типология ремарок:
а) по принципу композиционного расположения построения:
– номинативные ремарки (заглавие произведения, подзаголовки и жанровые определения, эпиграф);
– афишные (список действующих лиц, их характеристика);
– ремарки деления на акты, сцены, явления;
– препозитивные (ремарки пространства, времени и состава актантов, предшествующие началу действия или сцены);
– интерпозитивные (внутри сцены, между действиями отдельных персонажей, а также между сегментами движения или словесных действий одного персонажа);
– иннективные (расположенные внутри фразы, реплики, монолога персонажа);
– постпозитивные (завершающие сцену, акт, пьесу);
– в некоторых классификациях к ремарочному комментированию относят еще приквелы (прологи и сцены, предлагающие предысторию действия пьесы) и сиквелы (эпилоги и тексты, продолжающие сюжет пьесы).
б) по функциональному диапазону ремарочных описаний:
– ремарки предметного мира (оружие, эпистолярии, семантически маркированные элементы быта);
– ремарки перемещения по сцене (мизансценические; сюжетообразующие),
– ремарки кинесики и мимики (компенсаторы реплики; самостоятельной семантики; пантомима),
– ремарки интонационно-декламационные и ремарки психологических состояний,
– ремарки паузы и молчания,
– ремарки неперсонифицированного сценического действия (звуковые и оптические эффекты),
– ассоциативные ремарки, соотносимые с интертекстуальными элементами драмы и общекультурными кодами,
– ремарка как знак культурной эмблематики и первичных форм авторского присутствия в драме.
14. Принципы создания комизма, прием ошибки, несоответствия как основа комического, комедийное «эхо» (словесная коммуникация в устной форме, каждое произносимое слово включено в зрительный и слуховой ряд: говорящий, слушающие, слышащие и подслушивающие.
VII. Гоголь и поэтика западноевропейского моралите (аллегорические персонажи и их функция):
а) пробудить совесть зрителей, Совесть, которая в христианском святоотеческом наследии, общем для Восточной и Западной Церквей,
понимается как голос Бога, звучащий в человеческой душе),
б) типическая трехчастная структура (последовательность событий, объединяющих микрокосм (человека) и макрокосм (человечество в исторической перспективе): невинность – грехопадение – искупление грехов (innocence – fall – redemption),
в) новозаветная притча о блудном сыне (Лк 15:11–32);
г) персонажи без слов,
д) смех как персонаж,
е) Сатана, черт и формы их присутствия (сквернословят персонажи, олицетворяющие темные силы, персонификации страстей в персонажах).
VIII. «Театральный разъезд» как авторский комментарий.
Литература
1. Манн, Ю. Парадокс Гоголя-драматурга // Вопросы литературы. – 1981. – № 12. – С. 132-147.
2. Войтоловская, Э. Комментарий к «Ревизору» Гоголя. – Л.: Просвещение, Ленингр. отд., 1971. – 270 с.
3. Вишневская, И. Гоголь и его комедии – М.: Наука, 1976. – 255 с.
4. Купреянова, Е. Авторская идея и художественная структура общественной комедии Гоголя «Ревизор» // Русская литература. – 1979. – № 4. – С. 3-16.
5. Купреянова, Е. Гоголь-комедиограф // Русская литература. – 1990. – № 1. – С. 6-33.
6. Манн, Ю. «Ужас всех сковал». О немой сцене в «Ревизоре» // Вопросы литературы. – 1989. – № 8. – С. 223- 35.
7. Скатов, Н. Хлестаков и другие // Скатов Н. Далекие и близкие. – М., 1975. – С. 20-30
8. Руссов, А. Город Гоголя // Нева. – 1990. – № 12. – С. 172-187.
9. Архипова, Ю.В. Художественная специфика немой сцены «Ревизора // Изв. Урал. гос. ун-та. – Екатеринбург, 2002. – N 24. – С. 143-152.
10. Злочевская, О.В. Два самозванца в русской литературе, или Еще один пушкинский сюжет в «Ревизоре»? // Русская словесность. – М., 2003. – N 4. – С. 7-14.
11. Могилевская, Н.М. Концепт внесценического персонажа в драматургии Н.В. Гоголя // Н.В.Гоголь и театр. Третьи гоголевские чтения. – М., 2004. – С. 54-58.
12. Потапенко, С.Н. Иван Хлестаков как «человек играющий» // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сборник докладов / Под общей ред. В.П. Викуловой. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 157–166.
13. Барабаш, Ю.Я. Гоголь и традиции староукраинского театра (два этюда) // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сб. докл. М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 25-39. (электронная версия)
14. Воропаев, В.А. Комическое в «Ревизоре»// Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. – М., 2002.
15. Воропаев, В.А. Смысл эпиграфа и «немой сцены» // Русская речь. – 2002. – № 6. – С.9-15.
16. Мильдон, В.И. Город в «Ревизоре» // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сборник докладов / Под общей ред. В.П. Викуловой. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 148–156.
17. Маркова, В.В. «Ревизор» Н.В. Гоголя: сборный город» в свете феномена безмолвия // Город как культурное пространство. – Тюмень, 2003. – С. 282–287.
18. Барановская, Е.П. «Флора на петроградских улицах»: об эллинистической сущности Петербургского текста // Пушкинские чтения. Петербургский текст повседневной культуры. Материалы всероссийской научной конференции. – СПб., 2003. – С. 69–76.
19. Вайман, С. Драматический диалог. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 208 с.
20. Виролайнен, М. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. – СПб.: Амфора, 2003. – 503 с. Замкнутый мир 1. Мир и стиль («Старосветские помещики» Гоголя): С. 312–330. Проблема замкнутой формы в эстетике Гоголя: С. 331–359. 3. Мифы города в мире Гоголя: С. 360–372.
21. Таумов, И.Д. Элементы карнавализации в комедиях Гоголя // Парадигмы: Сборник статей молодых филологов. – Тверь, 2003. – С. 154–159.
22. Таумов, И.Д. О некоторых особенностях художественного пространства в драматургии Н.В. Гоголя // Пространственно-временные модели художественного текста: Сборник статей и материалов. – Самара, 2003. – С.245-253.
23. Вайман, С.Т. Русский ренессанс // Русская художественная культура. Контуры духовного опыта. – СПб.: Алетейя, 2004. – С. 180–202 (О Гоголе: С. 191–201.Немая сцена: С. 199–217).
24. Влащенко, В.И. «Две необыкновенные крысы» в «Ревизоре» // Литература в школе. – М., 2004. – № 4. – С. 19–24.
25. Еремин, М.А. Пародийные черты внутреннего мира гоголевской драматургии // Смех в литературе: семантика, аксиология, полифункциональность: Материалы межвузовской конференции. – Самара: СГУ, 2004. – С. 53–58.
26. Еськова, Н.А. Популярная и занимательная филология. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 176 с. (В традициях гоголевских дам (О словах уборная и туалет): С. 39–42.
27. Грекова, Е.В. Лица и роли // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Проблемы образования и коммуникации. – М., 2004. – С. 216–223 [Мотив маски в «Записках сумасшедшего», «Медном всаднике» А.С. Пушкина и «Маскараде» М.Ю. Лермонтова.]
28. Манн, Ю.В. Синдром «Ревизора» // Вопросы литературы. – М., 2004. – № 5. – С. 140–174.
29. Маркович, В. О соотношении комического и трагического в пьесе Гоголя «Ревизор» // Гоголь как явление мировой литературы. Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – С. 149–160.
Дополнительно:
1. Виноградов, И.А. Завязка «Ревизора» // Гоголь Н.В. Ревизор. – М., 1995. – С. 5-52.
2. Качинская, И. Размышления о «Парадном подъезде» и «Ревизоре» // Русская речь. – 1995. – №5. – С. 9-12.
3. Чернова, И. Что открыл театр в комедии Гоголя «Ревизор» // Русская речь. – 1989. – № 2. – С. 74-80.
4. Синявский, А. Два поворота // Театр. – 1990. – № 10. – С. 126-146.
5. Гребер, Э. Драматические миниатюры: поэтика краткости в «Маленьких трагедиях»// Пушкин и русская драматургия. – М., 2000. – С. 80-92.
6. Терц, А. В тени Гоголя: «Ревизор» и «Мертвые души» / Синявский А. М.: ЭНАС, 2005. – 156 с. (Лит. семинар).
7. Романова, Г. Мотив денег в «Ревизоре» Н.В. Гоголя // Литературная учеба. – М., 2005. – N 1. – C. 202-205.
8. Манушина, О.В. Заметки по антропонимической системе комедии Гоголя «Ревизор» // Современное русское языкознание и лингводидактика: Сб. материалов междунар. юбил. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Н.М. Шанского. – М., 2003. – С. 186-192.
9. Бродецкий, А.Я. Немая сцена в «Ревизоре» – эмбрион авторитарного театра // Интеграция науки и искусства. – М., 2004. – С. 263-273.
10. Романова, Г.А. Что открывает «Ревизор» в русской комедии XVIII – начала XIX века // Литературные чтения. – СПб., 2005. – С. 27-34.
11. Михеев, Ю.Э.; Субботина, И.А. Начало и конец явления в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» как структурные понятия // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования. – Тольятти, 2006. – С. 171-175.
12. Гетман, Л.И. Театральность гоголевских образов // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сборник докладов / Под общей ред. В.П. Викуловой. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 40–45.
13. Еремин, М.А. Мотив лица в художественном мире гоголевской драматургии // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сборник докладов /Под общей ред. В.П. Викуловой. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 46-53.
14. Орлицкий, Ю.Б. Ритмическая структура «Ревизора» (предварительные замечания) // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сборник докладов / Под общей ред. В.П. Викуловой. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 167–175.
15. Есаулов, И.А. К интерпретации финала «Ревизора» (методологические замечания) // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сборник докладов / Под общей ред. В.П. Викуловой. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 176–181.
16. Купцова, О.Н. «Ревизор»: «явление последнее» (о театральной истории «немой сцены») // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сборник докладов / Под общей ред. В.П. Викуловой. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 182–192.
17. Сапченко, Л.А. «Памятник» и «живая картина» в творчестве Гоголя иКарамзина // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сборник докладов / Под общей ред. В.П. Викуловой. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 193–203.
18. Денисов, В.Д. М.Н. Загоскин и «загоскинское» в комедии Гоголя «Ревизор» // Н.В. Гоголь и театр: Третьи Гоголевские чтения: Сборник докладов / Под общей ред. В.П. Викуловой. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – С. 204–209.
19. Ерёмин, М.А. Вещь в пьесах Гоголя // Гоголевский сборник. – Вып. 2 (4). – СПб., Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – С. 114–122.
20. Таумов, И.Д. Собаки в комедиях Гоголя // Гоголевский сборник. – Вып. 2 (4). – СПб., Самара: Изд-во СГПУ, 2005. – С. 257–258.
21. Ищук-Фадеева, Н.И. «Язык молчания» в драматургии Пушкина и Гоголя // Гоголь и Пушкин: Четвертые Гоголевские Чтения: Сборник докладов. – М.: Книжный дом «Университет», 2005. – С. 165–173.
22. Маркович, В. О соотношении комического и трагического в пьесе Гоголя «Ревизор» // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). – 2009. – N 2. – С.28-31.