Серебряный век русской культуры
Яркий период развития русской культуры на рубеже XIX-XX веков, породивший целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получил название «Серебряный век». Хронологически он укладывается в короткий временной отрезок с начала 90-х годов XIX века до 20-х годов XX века. Русский философ Н.А. Бердяев, предложивший данное наименование, говорил об этом периоде как о «русском культурном ренессансе», поскольку в это время наблюдался возврат к творческим вершинам Золотого века.
В философии данного периода можно выделить два направления: религиозное и материалистическое. Развитие естествознания на рубеже XIX-XX веков определило важные мировоззренческие перемены. Материализм, на позициях которого находились многие учёные, не давал полноценного теоретического объяснения всех открытых наукой фактов. Это способствовало развитию русской религиозной философии, центральным вопросом которой являлся вопрос о сущности человека, смысле его существования. Сегодня достаточно широко известны труды таких мыслителей как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Г.П. Федотов, И.А. Ильин. Русские философы чувствовали наступление машинного, индустриального века, распространение индивидуализма и сциентизма[5]. Их важной заслугой можно считать понимание необходимости сохранения духовного начала в человеке. Одной из значимых тем в религиозной философии являлась «русская идея», под которой подразумевалась проблема судьбы России, философия русской истории и культуры. «Русская идея зарождалась в последней четверти XIX века, когда появились симптомы культурного и духовного кризиса западной цивилизации, а окончательно оформилась в XX столетии, когда этот кризис стал реальностью, породив две мировые войны, тоталитарные режимы и т.д. Русская идея представляет собой попытку философского оформления тех тенденций в русской культуре и национальном характере, которые противодействовали надвигавшемуся кризису человечества»[6].
Выдающиеся деятели культуры Серебряного века находились в поиске новых форм существования мира, в поиске такого пути, который бы привёл к вселенскому счастью. На перекрёстке таких исканий возникает космизм– направление научно-философской мысли, которое рассматривало человека в его соотношении не только с земными реалиями, но и со всей Вселенной. В русском космизме выделяются три течения: естественнонаучное (Н.А. Умов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), религиозно-философское (Н.Ф. Федоров) и поэтически-художественное (В.А. Левшин, С.П. Дьячков, А.В. Сухово-Кобылин). Источником этих идей являются древние представления о мире как о космосе, то есть упорядоченной, гармонизированной Вселенной.
Другое направление русской философии начала века составляли материалистические теории, почерпнутые во многом из идей европейских мыслителей, в основном из марксизма. Распространение марксизма в России было не случайным: в той социально-политической ситуации, в которой пребывала страна, требовалось учение, которое могло бы предложить конкретные пути осуществления идей, представленных в различных теориях и политических программах. Марксизм, делающий упор на деятельность, с его конкретными практическими программами стал наиболее приемлемым. Развитие марксизма в России связано, в первую очередь, с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.
Исследователи общественно-культурной жизни рубежа XIX-XX веков отмечают, что для этого периода была характерна психологическая напряжённость, понимание «рубежности», «переходности» времени, переживаемого Россией, ожидание «последних сроков и времён». Революция 1905 года в определённой степени способствовала политическому и культурному просвещению народа. Манифест 17 октября 1905 г., даровавший народу некоторую политическую свободу, ликвидацию цензуры и свободу печати, несомненно, способствовал росту оптимистических настроений в обществе. В среде либеральной интеллигенции активизировалось обсуждение проблем развития и укрепления гражданских основ общественной жизни[7].
Творческие искания, свойственные как отдельным деятелям культуры, так и целым течениям, были отражением общей духовной атмосферы в обществе. В художественной культуре рубежа веков отразились подчас противоречивые тенденции: новые смелые идеи, стремление к разрушению старых истин и в то же время огромный интерес к национальному культурному прошлому, народной культуре. Внимание к личности, её духовному миру, философско-этическим проблемам сопровождалось некоторой утратой социальной остроты искусства и реалистических сюжетов, столь характерных для времён художников-передвижников во второй половине XIX века. Особенностью художественной жизни этого времени была резко возросшая публичность искусства. Многочисленные художественные выставки в столицах и губернских городах, споры вокруг Частной оперы С.И. Мамонтова, спектаклей Художественного театра, театра В.Ф. Комиссаржевской на страницах газет и журналов, появление специальных изданий, посвящённых художественной жизни («Мир искусства», «Искусство и художественная промышленность», «Художественные сокровища России», «Старые годы», «Весы», «Золотое руно»), были распространенными явлениями эпохи.
В художественной культуре этого времени с особой силой звучала идея синтеза разных видов искусства. Творческие личности стремились к поискам новых форм самореализации, видя их в соединении поэзии, живописи, музыки, театра. Появление различных кружков, объединявших деятелей культуры, в том числе, было выражением этих стремлений. Одним из главных объединений интеллигенции в Москве стал с 1899 г. Московский литературно-художественный кружок, который посещали А.П. Чехов, К.С. Станиславский, В.Я. Брюсов и др. К 1901 г. относится начало Религиозно-философских собраний. Целью их было создание открытого официального общества для обсуждения вопросов церкви, философии и культуры. Синод контролировал собрания, поскольку здесь часто звучала критика по отношению к официальному православию. Религиозно-философские проблемы обсуждались также на квартире поэта-символиста Вяч. Иванова, так называемых "Ивановских средах".
Ярким феноменом последней трети XIX века являлся Абрамцевский кружок, один из центров духовной, интеллектуальной, художественной жизни. Здесь работали В.М. Васнецов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, К.А. Коровин, В.А. Серов и многие другие. Они активно интересовались русской историей и культурой, стремились возродить народные художественные ремесла. В подмосковной усадьбе мецената С.И. Мамонтова «Абрамцево» открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей, керамическая мастерская М.А. Врубеля. Здесь при участии Ф.И. Шаляпина и К.С. Станиславского регулярно устраивались любительские спектакли. Творческая деятельность участников кружка была разнообразна: живописец мог попробовать себя в качестве скульптора, архитектора, декоратора и даже актёра.
Как и в пору Золотого, пушкинского века, литература этого периода претендовала на роль духовного пастыря русского общества. В начале XX века выдающиеся произведения создают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, М.А. Горький, М.М. Пришвин, М.И. Цветаева, С.А. Есенин. Писатели и поэты Серебряного века обратили пристальное внимание на литературу Запада (О. Уайльд, Ш. Бодлер и др.). Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи — глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору.
Новые направления в искусстве конца XIX – начала XX веков были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре предыдущего периода. Среди таких явлений было декадентство (от фр. decadent – упадочный), отмеченное настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма. Характерным явлением было увлечение мистикой, оккультизмом, теософией. Как характерное веяние времени декадентство не может быть отнесено целиком к какому-нибудь одному направлению в искусстве. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям. Понятие "модернизм" (от фр. moderne - новейший, современный) включало в себя явления литературы и искусства, рожденные в начале XX века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. В литературе Серебряного века появляются такие модернистские направления, как символизм, акмеизм, футуризм.
В широком понимании символизм — неотъемлемое свойство искусства в целом, поскольку его важной категорией является всегда символичный художественный образ. В потрясённом происходившими переменами сознании символистов реальность рубежа XIX-XX веков приобрела черты зыбкости, миражности, таинственности. Особенностью символизма было стремление выйти за рамки чисто литературной школы и стать мировоззрением, своеобразным образом жизни (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, З.Н. Гиппиус). В конце XIX века мечта о соединении литераторов и художников осуществилась в редакции журнала «Мир искусства». Стихи и проза Д.С. Мережковского, А. Белого, К.Д. Бальмонта, Ф.К. Сологуба печатались в оформлении А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, Е.Е. Лансере. Философы, теоретики символизма, также были связаны с «Миром искусства». Символисты также объединились вокруг журналов «Северный вестник», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно».
Значительным явлением в русской поэзии начала XX века был акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила). Его представители (С.М. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам) провозглашали освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности образов, усложнённой метафоричности, возврат к материальному миру, точному значению слова. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон» и «Цех поэтов». Представители русского футуризма (от лат. futurum – будущее), стремясь создать искусство будущего, призывали к радикальному изменению поэтического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский). Они культивировали эстетику городской жизни и машинной индустрии. Для литературных произведений были характерны переплетение документального материала и фантастики, языковое экспериментирование[8].
Конец XIX – начало XX веков – период яркого расцвета русского исполнительского искусства. В оперном театре выступали артисты высочайшей степени дарования: Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов. Новая эстетика театра и новые принципы актёрской игры реализовывались в Малом художественном академическом театре в Москве знаменитыми режиссёрами К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Театр давал возможность заглянуть во внутренний мир человека. В период между двумя революциями зарождались многие явления и тенденции, развившиеся уже в условиях советского государства. Великие актёры и актрисы этого времени (П.Н. Орленев, И.М. Москвин, В.И. Качалов, В.Ф. Коммисаржевская, М.Н. Ермолова) создавали на сцене образы персонажей из пьес А.Н. Островского, А.П. Чехова, М.А. Горького, Г. Ибсена. Среди композиторов молодого поколения особенно выделялись И.Ф. Стравинский и С.С. Прокофьев, а позднее Д.Д. Шостакович, старавшиеся противопоставить эмоциональности позднеромантического искусства и утончённости модернистских течений простоту, силу, энергию ритма.
Таким образом, культурной доминантой Золотого века в России явилось развитие национальной культуры. В этот период произошло становление современного русского литературного языка, определилась тесная связь художественной культуры с интеллектуальными исканиями в обществе. Проявились такие черты культуры и искусства, как гражданственность, литературоцентризм, интерес к внутреннему миру человека и острым социальным проблемам. Серебряный век отталкивался от реализма XIX века, протестовал против упрощённой мотивации поведения личности, когда всё объясняется социальной средой, а также реабилитировал «искусство для искусства». Деятелей культуры этого периода привлекала художественная многозначность, символическая интерпретация образов и сюжетов. Для многих из них были характерны универсализм, соединение в своём творчестве разных граней культуры и видов искусства. Философ Н.А. Бердяев называл Серебряный век «русским культурным ренессансом», который был прерван событиями, последовавшими за революцией 1917 г., поскольку культура России стала развиваться уже в другом направлении, под знаком новых культурных доминант.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова культурная доминанта Золотого века русской культуры?
2. Какие перемены в социальной структуре российского общества оказали значительное влияние на развитие культуры в XIX веке?
3. Сформулируйте основные тенденции развития художественной культуры Золотого и Серебряного века.
4. Какие направления можно выделить в философии Серебряного века?
5. Поясните следующие понятия: «декадентство», «символизм», «акмеизм», «футуризм».
Глава 6. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
При анализе культуры России советского периода сложно сохранить объективную, беспристрастную позицию. Ее история еще так близка. Жизнь старшего поколения современной России неразрывно связана с советской культурой. Часть современных ученых, воспитанных в советской стране и хранящих добрую память о ее достижениях, выступают апологетами советской культуры и оценивают ее как вершину «мировой цивилизации». С другой стороны, либерально настроенные ученые склонны к другой крайности: весьма мрачным оценочным суждениям о культуре советского периода, описываемой в понятиях «тоталитаризма» и репрессивности по отношению к личности. Истина, по всей видимости, лежит посередине этих двух крайних мнений, поэтому попытаемся воссоздать объективную картину советской культуры, в которой мы обнаружим как крупные изъяны, так и высочайшие культурные взлеты и достижения.
Историю советского государства принято подразделять на этапы, соответствующие сменам верховного руководства страны и связанных с ними изменениями во внутриполитическом курсе правительства. Поскольку культура явление консервативное и гораздо менее изменчивое, чем политическая сфера, история советской культуры может быть разбита на более крупные этапы, отчетливо демаркирующие основные моменты ее развития:
1. Ранняя советская культура или культура Советской России и первых лет Советского Союза (с Октябрьской революции 1917 по первую половину 1920-х годов);
2. «Имперский» период культуры Советского Союза (вторая половина 1920-х – 1985) – полномасштабное строительство нового типа социальной и культурной модели («советского строя»), альтернативной буржуазной модели капиталистического Запада и претендующей на универсальность и вселенский охват. В этот период СССР превратился в сверхдержаву, вступившую в глобальное соперничество со странами капиталистического лагеря. Политическое, идеологическое и культурное влияние советской России распространилось по всему земному шару, от Кубы на западе до Юго-Восточной Азии на востоке. В политическом плане этот исторический период состоит из нескольких эпох, каждая из которых внесла свою лепту в становление неповторимого облика советской культуры: период сталинского тоталитаризма (1930-е – середина 1950-х годов), период хрущевской «оттепели» (середина 1950-х до середины 60-х годов), брежневская эпоха «застоя», завершившаяся кратким пребыванием ближайших соратников Л.И. Брежнева Ю.А. Андропова и К.У. Черненко на посту генерального секретаря ЦК КПСС (1960-х – 1985 год).
3. 1985–1991 год – попытка политической модернизации, реформирования культурных основ общественного строя («Перестройка» М.С. Горбачева), завершившаяся распадом СССР.
Историко-культурную эпоху, последовавшую после крушения всей социалистической системы, принято называть постсоветским периодом в отечественной культуре. От долгих лет изоляции и строительства принципиально нового общественного строя Россия перешла к активному приобщению к либерально-капиталистическому пути развития, вновь круто изменив свой курс.
Для того, чтобы понять уникальность советского типа культуры, необходимо рассмотреть ее главнейшие характерные особенности и то ценностное ядро, на котором она основывалась. При этом важно понимать, что государственная идеология и пропаганда социалистических ценностей теоретиками коммунистической партии и средствами массовой информации – лишь официальный слой культуры. В реальной культурной жизни российского народа социалистическое мировоззрение и установки партии переплетались с традиционными ценностями, корректировались естественными нуждами быта и национальным менталитетом.