Периодизация истории эстетики
Предмет изучения эстетики.
Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.
Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки – мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье – цель медицины, а ее предмет – и географическая среда, и химические соединения, и физические процессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики – весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.
(В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс выделение ее в самостоятельную науку. У досократиков эстетика – одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика – это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона – вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика – аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен ("Эстетика", 1750-1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола "айстаномай" (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики – чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике – эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание. Для Канта предмет эстетики – прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до "обширного царства прекрасного", строже говоря, до "искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства". А свое назначение эстетика видит в определении места искусства в общей системе мирового духа Эстетика обосновывает художественные направления: так Л.И. Тик и Новалис заботятся о теоретическом обосновании романтизма; В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов – критического реализма, А. Камю, Ж.П. Сартр – экзистенциализма. Н.Г. Чернышевский рассматривал эстетическое отношение человека к действительности. Ленин, Троцкий, Сталин, Жданов, Мао в своих эстетических высказываниях стремились мобилизовать искусство на выполнение политических задач, поставленных партией.)
Периодизация истории эстетики.
Первый этап развития теоретической эстетики начался в Древней Греции в 6 в. до н. э. и завершился в Новое время , в начале 18 столетия . Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том , что , хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной , рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства , о границах искусств носили теоретический характер . Этот этап распадается на несколько подпериодов :
античность ( 6 в. до н. э. – 5 в. н. э. );
средневековье (6 – 13 вв. );
Возрождение (14 – 16 вв. );
начало Нового времени ( частично Просвещение ) (17 – 18 вв. ) .
Своеобразие каждого под периода составляет влияние определённого фактора . В подпериод античности эстетика складывалась под влиянием философии , религиозная идеология , богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья , художественная практика – на эстетику Возрождения , политика , искусствоведение оказали мощное влияние на эстетику Просвещения . Своеобразие каждого из перечисленных подпериодов не ограничивается лишь влиянием конкретного внешнего фактора . Каждый из этих подэтапов имеет собственную внутреннюю историю – время становления данного типа эстетического сознания , время его расцвета , кризиса и подготовки нового периода .
2Второй этап истории эстетики ( с 18 по середину 19 в. ) – период по сравнению с первым этапом небольшой , но очень насыщенный , ёмкий . Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии . На этом этапе преобладает влияние фактора внутренней логики развития науки .
3Третий этап истории эстетики начался в середине 19 в. и продолжается до сих пор . На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм , социология . Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику . Так , позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии , превратить её в экспериментальную науку . С другой стороны , антропологический материализм критиковал идеалистическую эстетику ( не последнюю роль здесь играло реалистическое искусство ) . Её же подвергал критике марксизм , претендуя на построение подлинно научной эстетической теории .
Всё это расширяло эстетическую проблематику и создавало разные виды эстетики : физиологическую , социологическую , семиотическую , кибернетическую и др. И всё же именно философская эстетика является базовой для всех других её разновидностей .