Этапы проведения практического занятия
Тема занятия «Культура эпохи Средневековья».
2. Мотивация изучения темы.Рассмотреть разнообразие историко-культурного пространства, и увидеть общее и отличие средневекового типа культуры. Привить студенту потребность к самостоятельному, свободному, творческому, активному подходу и осмыслению средневековой культуры как взаимообусловленному процессу эволюции человека в природной и искусственной среде. Сформировать и развить творческие способности: гармоническое развитие интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств личности.
Цели занятия.
3.1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060105 Медико-профилактическое дело (ОК-1, ОК-2, ПК-20)
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - основные культурологические понятия и категории, используемые для описания социальных и культурных процессов; основные принципы организации и функционирования культуры в обществе; содержание представлений о сценариях будущего развития цивилизации.
«Уметь» проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.
«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Курс «Культурология» - одна из гуманитарных социально-экономических дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. При изучении дисциплины «Культурология» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах, а так же из курсов «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мировая художественная культура», «Обществознание».
1. Этапы становление и развития культуры и общества Средневековья. («История Средних веков» школьный курс).
2. Лучшие достижения материальной и духовной культуры Средневековья («МХК» школьный курс).
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
5.1.Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. В чем отличие христианской культуры от античной культуры?
2. Почему культура эпохи Средневековья сделала ставку на духовную культуру? Чем вы можете это объяснить?
3. Перечислите характерные черты христианской культуры.
4. Зарождение первых культурных стилей Европы (романского и готического).
5. Формирование религиозного мировоззрения и влияние его на культуру в целом.
6. Почему культуру средневековья называют «библия в камне»?
7. Какие основные культурные центры средневековой Европы вы можете выделить? Свой ответ обоснуйте.
8. Какой вид искусства получил доминирующее направление в эпоху Средневековья.
9. Перечислите основные достижения эпохи.
10. Сословная культура.
Задания для СРС во внеучебное время
1. Влияние религии и церкви на формирование культуры эпохи средневековья.
2. Правомерно ли утверждение, что Средневековье является «темными» веками?
3. Роль городов как центров культуры средневековой Европы.
4. Когда и в каких формах стала проявляться светская культура?
5. Роль фресковой живописи и иконописи в средневековье.
6. Почему архитектура являлась ведущим видом искусства?
7. Почему скульптура как самостоятельный вид искусства не получила распространения?
8. Почему в католицизме и православии сформировались разные типы храмов? Чем это объясняется?
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию.
1. Каков был христианский идеал человека в средние века? Как в средние века относились к человеческому телу?
2. Охарактеризуйте культуру монастыря, города, замка, деревни.
Город Деревня
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
Монастырь Замок
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
3. Продолжите перечень памятников культуры эпохи Средневековья: «Песнь о Роланде»; «Тристан и Изольда»;
4. Дайте сравнительную характеристику двух стилей искусства эпохи Средневековья.
Романский Готический
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
Темы рефератов.
1. Великое переселение народов и историческое значение для Европы.
2. Монастырь – центр культуры и науки Средневековья.
3. «Каролингское возрождение».
4.Рыцарская культура.
5. Культ «прекрасной дамы» в поэзии трубадуров.
6. Сословный характер средневековой культуры.
7. Возникновение университетского образования в средневековой Европе.
Этапы проведения практического занятия.
1. Периодизация средневековой культуры.
2. Христианское сознание.
3. Научная культура в средние века.
4. Художественная культура средневековой Европы.
5. Средневековая музыка и театр
Термин Средние века появился в 15 веке среди итальянских гуманистов. Так они называли Эпоху, отделяющую от них времена классической древности (античности). Термин закрепился. Сейчас существует целая наука, которая занимается комплексным изучением средневековой эпохи: культура, политика, экономика, быт, литература. Эта наука – медиевистика, от медиус – средний. Не существует четких хронологических границ этой эпохи – разные мнения у разных ученых. Самая распространенная версия: нижняя граница – 5 век (гибель Римской империи), верхняя граница порождает больше всего споров, но чаще – 15 век, начало возрождения. Споры о верхней границе идут, так как эпоха возрождения в разных странах началась в разное время. Раньше всего в Италии – 13 век уже Эпоха предвозрождения, дученто. Англия – 16 век, Германия – 17 век. У нас самая средняя и условная классификация.
Каждая эпоха имеет свое лицо, особое мировоззрение. Основные особенности мировоззрения человека Средневековья определяют тексты.
1. Теоцентризм. Тео – Бог, устремленность к богу. В основе всей системы ценностей лежит религиозная идея. Вся Эпоха Средних Веков была сформирована христианством. Христианство возникает в 1 веке и скоро вытесняет язычество. Тотальное влияние на всю духовную жизнь людей. Христианство занимает монопольное положение, вся ценностная шкала человека определяется религией – все стороны жизни. Христианство приносит новые представления о времени – линейное время, движение от сотворения мира к его гибели, Страшному Суду. В античности было циклическое представление о времени, мир представлялся вечным. Появляются эсхатологические мотивы. Эсхатология – учение о конце света.
Христианство принесло новое представление о человеке. В античную эпоху человек стоял в центре мироздания, а его познавательные и преобразующие возможности считались безграничными. Сам человек был как бы наделен совершенной природой, даже боги были антропоморфны. Представление о каллокагате – соединение этического и эстетического, телесного и духовного, внешнего и внутреннего, человек прекрасен во всех своих проявлениях. В христианстве двойственное представление: человек венец творения бога (по образу и подобию), но с другой стороны он греховен (первородный грех). Идея: с приходом в мир Христа от самого человека стала зависеть его загробная участь. Человек должен подавлять в себе все греховные мысли и желания, стремиться освободиться от уз телесности.
Искусство тоже было подчинено теоцентрической идее. Оно стремилось укрепить религиозное мировоззрение. Много сцен Страшного суда: воспитывается страх перед неизбежным наказанием за грехи. Особая напряженная психологическая атмосфера. Но также существует мощная народная смеховая культура, где все эти ценности подвергались комическому переосмыслению.
2. Для средневекового человека было характерно представление о дуализме мира: земная (имманентная) и духовная (трансцендентная) части. Земной мир – видимый. Духовный – небесный, горний. Любая религиозная система строится на определенной философской базе. Христианство основано на идеализме, где утверждается, что первичен дух. Небесный мир – главный, вечный, неизменный. Платон.
3. Изменение нравственных приоритетов. В античности главное гражданская доблесть. В Эпоху Средневековья – вера и верность (сословная верность). Верность феодалу. Вассальная верность своему сюзерену.
4. Символизм и аллегоризм. Вытекает из дуализма. В реальных проявлениях земного мира видится откровение, божественные знаки. Искусство тоже символично и аллегорично.
5. Искусство почти не выражало радости бытия, не красота формы, а красота идеи. В искусстве отсутствует жанр портрета. Средневековое искусство в большинстве своем анонимно. Соотношение средних веков и античности, есть моменты культурной преемственности. Грамотны были церковнослужители. Духовенство к античному наследию относилось очень избирательно. Совсем забыли мифологию, античную драму. Некоторых авторов почитали: Платон, Аристотель и Вергилий
Латынь в эпоху средневековья долгое время оставалась единственным языком – образование, церковь, политика. В первых университетах преподавали только на латыни – это язык интернационального общения. Огромное количество литературы на латыни
Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончилось падением Рима.
Новые западноевропейцы при этом, как правило,принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новыхгосударственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Позднее (900 год) Святая Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.
В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрогоподъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья —схоластика.
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV — XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако, города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы, как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.