I. 4. западноевропейская культура хіх века

1. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ОБЩИЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Период с середины ХVІІ века до конца второго десятилетия ХХ века (1917 г.) называют новым временем. В культурном плане это был период угасания феодальной культуры и утверждения культуры буржуазной. Центр культурного развития в Западной Европе переместился в Англию и Голландию, где произошли ранние буржуазные революции, и сложился новый общественный строй. В Италии, где в ходе контрреформации победила католическая реакция, а также в Испании и Германии преобладала феодальная культура. Во Франции соотношение этих культур отличалось относительным равновесием. Установление нового общественного строя привело к радикальным изменениям во всех сферах общественной жизни: в экономике господствующей стала капиталистическая форма собственности; власть в обществе перешла в руки буржуазии, и стали преобладать тенденции к демократизации; в сфере общественного сознания ведущей доктриной становится рационализм.

В европейской культуре нового времени проявились черты, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1) Антропоцентризм европейской культуры. Антропоцентризм – это воззрение, согласно которому человек есть центр всей Вселенной и конечная цель всего мироздания. «Человек есть мера всех вещей» – этот тезис древнегреческого философа Протагора выражает суть всей европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Это привело к рождению такого феномена европейской культуры как гуманизм. Гуманизм нового времени включал в себя следующие ценности: уважение к личности; доверие его «естественным» наклонностям и силам; права человека на удовлетворение «естественных» интересов, на удовольствия и радости; право на свободу. Свобода личности стала исходным символом и основной ценностью западной культуры.

2) Инновационный (букв.: «нововведение») характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменение привычного образа жизни и мыслей. Данная черта способствовала формированию в новое время цивилизации техногенного типа. Ее характерная особенность – быстрое изменение техники и технологии, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; это способность к умножению знаний и изобретению новой техники.

3) Полицентризм властей, характерный для европейской цивилизации, заключается в рассредоточении власти в обществе. Он включает относительную самостоятельность различных форм власти. Заслуживает особого внимания разделения власти на политическую и духовную, выразителями которых были, с одной стороны, - государство, а с другой стороны, - церковь. Политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть, т.е. по большому счету в то время сферу человеческой нравственности. Поэтому свобода личности, а также другие права человека складывались под влиянием разделения политической и духовной власти. Благодаря этому личность стала независимой, суверенной в вопросах выбора между добром и злом. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры, науки, поиску объективного знания о природе, обществе и человеке.

4) Европеизм – это направление европейской политической философии, для которой характерно рассмотрение любой проблемы в контексте европейских интересов. Европеизм имеет глубокие корни в истории Европы и европейской культуры. Как явление христианской культуры нашел самое широкое отражение в культуре нового и новейшего времени.

5) Христианские корни европейской культуры. Христианская церковь как институт объединяла Европу «сверху»: путем распространения папской власти, она создавала в Европе транснациональную структуру, что способствовало созданию единой европейской культуры. Христианская вера объединяла Европу «снизу» формируя «общеевропейское сознание».

В развитии культуры нового времени выделяют два этапа:

- сер. XVII - XVIII в.в. – эпоха Просвещения

- XIX - XX в. в. - время появления новых идей и идеологий

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Просвещение – идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно охватило практически все страны Европы. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становился просвещенным. Просвещение зародилось в Англии, набирает силу во Франции в XVIII веке. Выдающимися деятелями Просвещения были: Руссо, Вольтер, Дидро.

Принципы эпохи Просвещения:

1) безграничная вера в человеческий разум, основным идейным содержанием эпохи становится рационализм

2) возможность перестроить общество на разумных основаниях; исторический оптимизм. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком» утопии. Просвещение включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально преобразовывая» политические и социальные устои общества.

3) секуляризация общественного сознания. Секуляризация (лат. – saecularis – светский) - освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве; изъятие чего-либо из церковного ведения и передача в руки светских властей.

4)торжество науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием.

Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – одна из главных идей эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний.

Идеологи Просвещения поставили вопрос об устройстве общества, считая краеугольным его камнем политическую свободу и гражданское равенство. Теория естественного права исходила из представления о прирожденном равенстве людей, идеологически обосновывала демократические свободы. Теория общественного договора говорила о том, что государство не божественное установление, а институт, возникший путем заключения договора между людьми. Эта теория давала народу право лишить государя власти, если он нарушил условия договора и плохо охранял естественные права граждан. Некоторые из просветителей возлагали надежды на «просвещенного монарха» – идея просвещенного абсолютизма.

В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в великую преобразующую силу разума находилось их особое внимание к проблемам воспитания. Идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным склонностям ребенка и т.д.

3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Бурные события политической и социальной жизни, научные достижения и открытия, возникновение новых философских систем вызвали новые процессы в художественной культуре. Они способствовали возникновению новых направлений в искусстве. В ХVІІ веке в культуре Западной Европы господствуют два главных направления – барокко и классицизм. В ХVІІІ в. на арену выходит просветительский реализм, который в целом продолжал традиции классицизма и способствовал появлению сентиментализма. В ХVІІІ в. также возникает такое культурное явление как рококо, а под занавес столетия на арену выходит романтизм.

Барокко – (в переводе с итальянского – вычурный, причудливый, затейливый) - стиль в европейском искусстве, возникший в конце ХVІ века и пришедший на смену стилю Возрождения. Для него характерны: декоративная пышность, живописность (контраст света и тени). Наиболее яркое выражение этот стиль получил в архитектуре в создании грандиозных городских и парковых ансамблей, парадных интерьерах с многочисленной скульптурой, легкой резьбой, позолотой, живописными плафонами. Известным мастером архитектуры был итальянец Джованни Бернини (1598-1680г.), который создал немало прославленных сооружений. Одним из них является – колоннада Собора святого Петра и оформление площади перед собором. Бернини был и выдающимся скульптором. Ему принадлежит такой шедевр мирового искусства как скульптура «Экстаз святой Терезы».

Среди талантливых художников барокко наиболее яркими фигурами были Веласкес, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт.

Эпоха барокко содействовала развитию музыкального искусства. Именно в этот период начинает формироваться музыкальная культура, которую теперь мы называем классической музыкой. В русле барокко

возникает новый музыкальный жанр – опера. У истоков этого жанра стоял итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1568-1643). Самым его известным произведением была опера «Орфей».

Другой стиль этой эпохи - классицизм. Он возникает в ХVІІ веке, но захватывает и ХVІІІ век. Классицизм — это стиль, основанный на подражании античному (греческому и римскому) искусству и на следовании принципам рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания его форме.

Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление сентиментализм (от франц. – чувство). Сентиментализм – это европейское направление в искусстве, для которого характерен повышенный интерес к душевной жизни «простого и естественного человека», противопоставленного аристократам. Он отразил в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы.

В первой половине XVIII в. ведущим направлением во французском искусстве стало рококо. Рококо - это направление искусстве, для которого характерны асимметрия, причудливая орнаментация и изящество форм. Рококо создавало ощущение беспокойства – игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно термин «рококо» произошел от французского «рокайль» - буквально бриллиант и украшение из раковин. Сюжеты - только любовные, эротические. Ярким представителем французского рококо был Франсуа Буше (1703— 1770). Типичные сюжеты его полотен « триумф Венеры» или «туалет Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы» и т.п.

Романтизм

XVIII век часто называют «золотым веком театра». Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач П.0. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары». Самым высоким, достигшим абсолютной зрелости воплощением комедии нравов была «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Бомарше (1732-1799).

Основной литературный жанр эпохи Просвещения – роман. Писатели-просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное им общество и порочен человек, и тем не менее надеялись, что подобно Робинзону из первой части романа Даниэля Дефо (1660-1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации. Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствует Джонатан Свифт (1667-1754) в романе аллегории «Путешествие Гулливера», когда отправляет своего героя на остров разумных лошадей. Развертывая в своих книгах положительную программу, просветители широко представили и то, как живет человек, обманывая и обманываясь. Нравственный идеал неизменно соседствует с сатирой.

В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Иоганн Себастьян Бax (1685 -1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759).

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская клас­сическая школа и ее виднейшие мастера Гайдн (1732-1809), Моцарт (1756—1791), Бетховен (1770-1827). Венские клас­сики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, и глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения – век великих открытий и великих заблуждений. Не случайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она похоронила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

Наши рекомендации