Художественное литье, ковка, гравюра на стали

Художественная обработка металла в прошлом – достаточно широко развитое явление, интерес к которому не перестает ослабевать и в современный период. Уральские мастера научились в совершенстве владеть сложными приемами литья, ковки, чеканки, в связи с чем восстанавливаются некогда забытые технические и художественные приемы обработки материала.

Возрождение духовной культуры во многом способствовало строительству храмовой архитектуры, в связи с чем возникла необходимость создания литых колоколов из бронзы. В Каменск-Уральском, например, в 1990 году появилось новое колокололитейное производство: благодаря инженеру Н.Г.Пяткову и освоена отливка колоколов от 8 до 1380 кг весом. Ему помогали формовщик-литейщик М.Ощуков с сыновьями Андреем и Валерием, мастера И.Ключанский и В.Пятков. В этом же году продукция уральских литейщиков была отмечена в Москве Дипломом Всесоюзной колокольной ярмарки. А спустя два года на Всероссийской ярмарке в Ярославле колокола уральцев удостоены Диплома и Большой золотой медали В последующие годы фирма прочно заняла лидирующие позиции на российском колокололитейном рынке. Со дня своего основания коллектив ориентируется на отливку обертонально богатых и многоголосых, исконно русских колоколов, без настройки в тон. Для литья используется “колокольная бронза” – медно-оловянный сплав (Cu – 80-82%, Sn – 18-20%, примеси – до 1,5%). Этот сплав считается традиционным на Руси с Х века.

Колокола отливаются по постоянным гипсовым моделям. При помощи шаблонов вращения модели покрываются по готовности мебельным лаком, а перед украшением декоративными элементами и свиным салом. Стержни (внутренние элементы формы) набиваются из формовочной песчано-глинистой смесив в деревянные стержневые ящики. Затем стержни пропитываются сульфитной бардой, окрашиваются противопригарной краской и просушиваются в течение суток при температуре 250 градусов. Перед формовкой на модель наносятся декоративные элементы (изображения икон, надписей, орнамента), отливаемые из свечного воска. Восковые элементы заливаются в гипсовые формы, а затем лепятся на модель при помощи свиного сала.

Качество – главный принцип мастеров. Колокола, изготовленные каменскими мастерами, обладают повышенной надежностью. К концу ХХ столетия ЗАО “Пятков и К” отливало 13 видов обертонально богатых по звучанию колоколов, комплектуемые в звоницы по благозвучным интервалам. Основу их составляют зазвонные (трельные) – вес 8-19 кг., малые – вес 24-37кг., средние (альты) – вес 99-345 кг., малые благовестные (басы) вес- 660-1380 кг. Колокола раннего производства не похожи на колокола последних лет. И это благодаря постоянному обновлению художественного оформления. Художник А.Ворожейкин предлагает новые элементы декора: например, эффектный византийский орнамент “переплет” в последние годы сменил “русскую плетенку”, облагородив тем самым литые бронзовые изделия. По желанию заказчика на тулове колоколов весом от 99 кг. отливаются памятные и дарственные надписи (заглавными и строчными буквами церковно-славянской азбуки или петровским гражданским шрифтом 1710 года), а также 1, 2 или 4 высокохудожественные рельефные канонические иконы более 50 видов и четырех размеров (12х10, 16х12, 18х14, 40х30см.), что входит в стоимость литья.

Колокола имеют свойство со временем раззваниваться: если в них интенсивно звонить, то через некоторое время внутренне перенапряжение металла пропадает и они звучат совсем иначе: удар языка становится не слышным, а звучание – громче.

Через десять лет Закрытое акционерное общество “Пятков и К” стало одной из признанных колокололитейных производств России, выполнявшее личные заказы первого президента России Б.Н.Ельцина. Мягкое и одновременно мощное звучание колоколов, изготовленных в уральском городе, неизменно получало самые высокие оценки и восторженные отзывы специалистов и многих иерархов Русской православной церкви. Изготовленные в Каменск-Уральском колокола сегодня звучат не только во многих уголках России, но и на Украине, Казахстане, Молдове, Прибалтике, Аляске, США и в других странах ближнего и дальнего зарубежья. Изделия фирмы “Пятков и К” являются украшением храма Василия Блаженного, Донского монастыря, Патриаршее подворье, Вааламского монастыря (Москва) городов “Золотого кольца” России, Санкт-Петербурга, Пскова, Новгорода, Иркутска, Омска, Улан-Удэ, Верхотурья, Екатеринбурга и др. Даже для академического театра оперы и балета Екатеринбурга был отлит полный набор мелодичных колоколов. Создавались корабельные рынды, украшенные Андреевским флагом с гербом России и лентой стилизованного орнамента из четырехлистника, для “уральских подшефных” подводных лодок “Екатеринбург” и “Верхотурье”. ЗАО “Пятков и К” – победитель многих престижных Всероссийских и международных конкурсов. Это единственное российское предприятие, принятое в Европейский клуб производителей колоколов.

В конце 1990-х годов и на Уралмашзаводе в Екатеринбурге освоили выпуск колоколов, весом от 150 до 1300 кг. для церквей Екатеринбургской епархии. Но все же по признанию специалистов качеством звучания и чистотой отделки эти изделия несколько уступают каменским колоколам.

После гражданской войны и перед каслинскими мастерами стояла сложная задача по сохранению и обогащению лучших традиций чугунного художественного литья. Уже в 1920-е годы в Каслях были созданы первые художественные отливки с революционной тематикой: чугунные мемориальные доски с портретными изображениями К.Маркса, К.Либкнехта, Р.Люксембург, А.Луначарского, В.Володарского, уральских коммунаров Л.Вайнера и Н.Толмачева, памятник героям, павших за революцию. Внук известного русского скульптора П.К.Клодта К.А.Клодт (1867-1928) с 1921 года сделал попытку заново организовать заводскую школу художественного мастерства, в которой обучал подростков. Большая заслуга скульптора, работавшего в техническом отделе Каслинского чугунолитейного завода, в том, что он создал портретные образы В.И.Ленина, К.Маркса, Ф.Энгельса, Ф.Э.Дзержинского и других.

В целом же, все годы восстановления разрушенного в годы гражданской войны промышленности, не были благоприятными для широкого выпуска художественного литья. Лишь с 1933 года, с приездом на завод скульптора Н.Горского, школа заработала в полную силу и была отлита серия работ, посвященная деятелям советского государства (барельеф с портретом С.Орджоникидзе, портрет С.Кирова, изображения В.И.Ленина), скульптурные композиции “За власть Советов” и другие произведения. Каслинское художественное литье прекрасно дополнило архитектуру канала Москва-Волга, набережные и мосты Москва-реки, Московский метрополитен. Подобные художественные отливки с помощью каслинских мастеров производились и на Уралмашзаводе в Свердловске. По их формам и моделям было создано немало художественных миниатюр. Достигнутые заводскими мастерами Каслей успехи были отмечены на Всемирной выставке 1937 года в Париже и выставке художественного литья 1940 года в Москве, на которой демонстрировалось около тридцати работ по моделям советских скульпторов.

В послевоенные годы широкое звучание в искусстве Каслей получила героическая тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. В работах П.Аникина “Танковый десант”, “Партизаны в тылу врага”, А.Гилева “Моряк-десантник” созданы образы патриотов.

Строительство мирной жизни, ее созидательное начало нашли свое выражение в произведениях П.Аникина “Заря изобилия”, “Мастерство бессмертно”, А.Гилева “Девушка-лесовод”, “Формовщик за работой” и др.

В 1949 году Свердловская картинная галерея обратилась на каслинский завод с просьбой помочь восстановить выставочный чугунный павильон, получивший “Гран-при” на выставке 1900 года в Париже. Главный скульптор П.Аникин, начальник цеха художественного литья С.Гилев и мастер-чеканщик А.Блинов определили объем реставрационных работ. Однако изготовление почти девятьсот утраченных деталей павильона и его восстановление началось лишь спустя восемь лет. 3 мая 1958 года состоялось торжественное открытие павильона, которое во всем великолепии предстало перед восхищенными зрителями. Пленяя своей ажурностью, изяществом, красотой.

В 1985 году Свердловская картинная галерея была реорганизована в Музей изобразительных искусств, которому передали одно из старейших зданий города в пер. Воеводина, 5. В этом здании и было решено разместить кроме основных экспозиций русского и западноевропейского искусства и каслинский чугунный павильон. После длительной и продолжительной работы по его демонтажу он был восстановлен в 1986 году благодаря Ю. и В.Сакнынь, О.Губкину, А.Никифорову. Позже на Каслинском заводе отлили штандарты с эмблемой завода, все ранее бронзированные рельефы были покрыты сусальным золотом, восстановлена объемная вышивка балдахинов. Все это обогатило художественный образ павильона, ставшего по существу третьим его рождением. Кстати, этот павильон 1900 года стал своеобразным эталоном для создания преподавателями А.Гилевым, В.Игнатьева и учащимися Каслинского профессионально-технического училища №18. В течение 1970-1980-х годов ими были разработаны проекты новых выставочных павильонов. Они демонстрировались в Каслях, Челябинске, Москве на ВДНХ СССР в павильоне профтехобразования (1988г.) [1,с.22-26].

Каслинское художественное литье постоянно пополнялось рядом новых произведений, отлитых по моделям скульпторов Москвы, Ленинграда, Челябинска, Каслей: “В.И.Чапаев на коне” (ск.П.Баландин), “М.Кутузов и П.Багратион”, “Александр Невский”, “Кони на воле”, “Собака борзая” (ск.Е.Янсон-Манимзер), “Зоя Космодемьянская” (ск.М.Манизер), бюст писателя П.П.Бажова, подчасник “Медной горы Хозяйка” (ск.А.Чиркин). Интенсивно налаживался выпуск архитектурного литья для здания Московского университета и канала Волга-Дон (решетки и детали оформления с включением скульптуры малых форм).

В 1980-е годы ассортимент Каслинского завода включал уже 130 произведений, среди которых преобладала портретная, жанровая и анималистическая скульптура малых форм по моделям Х1Х века и современного периода, традиционные и новые произведения декоративно-прикладного искусства. Активно велись работы по восстановлению архитектурного литья. Так, например, в 1982-1983 годах были отлиты украшения для франтона театра драмы и подземных переходов в Челябинске [2,с.11-15].

Тиражирование произведений художественного литья в Каслях осуществляется тремя способами: традиционными – кусковой формовкой для отливки высокохудожественных и уникальных образцов, объемной скульптуры малых форм; сырой формовкой для отливки декоративно-прикладных изделий с рельефным и ажурным орнаментом, и по новой технологии (с 1953 года) – по выплавляемым моделям для объемной скульптуры небольшого размера. Творческая группа скульпторов завода, в которую входили А.Просвирнин, О.Скачков, А.Чиркин, А.Гилев, О.Игнатьева, В.Игнатьев, Р.Агниятуллина, активно работали по упрочнению и развитию традиций каслинского художественного литья, по обогащению. Его тематики и ассортимента. Работа А.Чиркина “Дон-Кихот и Санчо-Панса” по праву может быть поставлена в один ряд с лучшими произведениями скульптуры малых форм. Произведения А.Просвирнина “Цапли”, “Белые медведи” талантливо развивают анималистическую тематику. Активно работали в области декоративной пластики О.Игнатьева (туалетные коробочки, подсвечники), В.Игнатьев (рама для зеркала, шкатулка), О.Скачков (подставка под карандаши, шкатулка), Р.Агниятуллин (ажурное бра).

В Каслинском музее художественного литья – единственном в России, открытом в 1963 году, собрана уникальная коллекция отливок, выполненных в Х1Х-ХХ веках на Каслинском заводе и воссоздана вся история этого крупного литейного центра. Особое место занимают в экспозиции чугунные миниатюры: уникальная часовая цепочка, крошечные, размером от 1 до 1,5 см брелки с ювелирно-тонким изображением животных. В 1989 году музей стал обладателем творческого наследия талантливого каслинского скульптора А.В.Чиркина (1931-1989), чья усадьба с мастерской в современный период имеет статус единственного в Челябинской области дома-музея. Этот скульптор всю свою жизнь отдал заводу. Лепке его учил скульптор П.Аникин, а искуснейший чеканщик М.Глухов посвятил в секреты чеканки моделей. А.В.Чиркин – один из тех художников, кто творчески воспринял, кто творчески воспринял и приумножил традиции каслинского литья. Работы члена Союза художников России с 1964 года неоднократно демонстрировались на областных и зональных выставках “Урал социалистический”, свидетельствуя о его творческой активности и профессиональном мастерстве.

Современное художественное чугунное литье Каслей чаще всего предстает перед изысканным потребителем в виде бронзированных изделий.

Традиции по выпуску художественных отливок из чугуна в Челябинской области продолжил Кусинский литейно-машиностроительный завод. Первые изделия в Кусе появились еще в 1920 году и были связаны с требованиями времени: чугунная лента и доска для мраморного обелиска “Борцам за свободу”, созданного по проекту златоустовского мастера гравюры В.Киселева и установленного в этом же году на городской площади Златоуста. В этом же году были отлиты подарки от кусинских рабочих В.И.Ленину – по старым моделям “Кузнец” и “Жанна д Арк”. В 1930-е годы была сделана попытка создавать скульптурную пластику по старым моделям (по причине отсутствия в Каслях профессионального скульптора): “Подмастерье”, “Мальчик, играющий в снежки”, “Мальчик-скульптор” , “Мальчик-живописец”; анималистические произведения “Петух”, “Курица”, “Баран”, “Журавли”; многочисленные рамки для фото, пепельницы и др. Лишь в 1950-1960-е годы ассортимент значительно расширился благодаря привлечению моделей современных скульпторов.: “Олени на водопое” Н.Кардашева, “Оленята”, Л.Марца, “Удачный выстрел” А.Новикова, “Мальчик, катающийся с горки” и “Пионерка с книгой” Е.Верича, “Кукушка”, “Архар”, “Каменный цветок” А.Маркова, “Соколиная охота” и “Всадник” Г.Амашукели.

В 2001 году на заводе принято решение отливать из чугуна бюст президента России В.В.Путина (автор – златоустовский скульптор А.Каренин).

С 1991 года в Екатеринбурге на базе научно-технического центра “ЛИТУР” было освоено новое производство художественных изделий из бронзы по моделям Х1Х века и новым, авторским разработкам. Скульптуры “Россия” (ск.Н.А.Лаверецкий), “Фортуна и Меркурий”, ансамбль “Весна”, каминный набор “Цапля”, “Конь в попоне” (ск.П.Клодт), различные детали к подчасникам, подсвечникам и письменным приборам из уральского камня отличаются высоким качество отделки материала благодаря знанию мастерами технологии. В современный период в ассортименте фирмы – монументальное, архитектурное, кабинетное, церковное, техническое литье, выполненное на высоком профессиональном уровне. Одна из последних монументальных работ мастеров «ЛИТУР» – памятник воинам-спортсменам Урала, установленный у Дворца спорта в Екатеринбурге (авт. К.Грюнберг, В.Говорухин).

Челябинская фирма ЗАО «КОНТЕХ и К» специализируется на изготовлении художественного литья из черных и цветных металлов (чугун, бронза, алюминий, латунь). Декоративные решетки, ворота, светильники, вывески, ограды, купола, кресты и т.д. создаются с использованием новейших технологий, что позволяет изделиям быть качественными и долговечными.

Художественная ковка проявила себя ярче всего, как и в недалеком прошлом, в архитектуре уральских городов и заводских поселков, которые украшались коваными оградами, решетками, карнизами, балконами, флюгерами. Лишило всей этой красоты тяготы Великой Отечественной войны, в результате чего огромное количество железного кружева переплавили в печах на броню. Свою лепту внесла и бездуховность современного общества. История не сохранила для потомком многих ценных памятников архитектуры с коваными ажурными украшениями, в результате чего былая красота безвозвратно утрачена.

Первые шаги на Урале по восстановлению традиций художественной ковки в 1976 году осуществил асбестовский умелец из Асбеста В.Тумов. Столь необычному увлечению он приобщился еще будучи в период своего обучения в Асбестовском ремесленном училище у мастера производственного обучения И. Солдатова. Опытный практик всегда возился с металлом в кузнице и охотно показывал свои ученикам премудрости мастерства. В.Тумов в 1984 году устроился кузнецом в подсобное хозяйство комбината “Ураласбест” и начал серьезно заниматься художественной ковкой. Из-под его рук выходили столики, полочки, вазоны, оконные и разделительные решетки, каминные наборы, подсвечники, рамки для зеркал, различные украшения. Богатейший арсенал технологических способов и приемов горячей обработки металла, которыми владели мастера прошлого, В.Тумов открывал не по учебникам – подсказывала интуиция, основа художественного творчества, а также глубокие профессиональные знания.

Что бы не делал мастер – во всем органично находило соединение практичности вещи, ее надежности, прочности и декоративности. Чрезвычайно привлекателен, полон нежной хрупкой тайны. Живой прелести мир его цветов. Цветы как художественный элемент в современной ковке – явление редкое. Но мастера прошлого практически не обходились без этого украшения. Так и в работах В.Тумова цветы служат доминантой композиции, а нередко и основой. Он умел передать их природное разнообразие и различные состояния – роскошные дневные бутоны роз и гвоздик или просыпающиеся в капельках утренней росы тюльпаны, как, например, композиции “Русь” и “Цветы против ракет”. Эти работы он собрал различными соединениями: сваркой, пайкой, хомутом, скручиванием, что свидетельствует о настойчивых технологических поисках мастера.

Часто конструктивной и декоративной основой или художественным завершением металлических разрубов служили фигурки зверей и птиц, реальные и символические образы народных сказок – петух, гусь, дракон, цапля и др.( подставка для кашпо “Осьминог”, подсвечники “Петух” и “Деревья” – стилизованные, абстрактные, ассоциативно-фантазийные композиции. Работы мастера нашли свое место в Асбестовском историческом музее, Центральном музее кузнечной науки и техники в Москве, в Суздальском музее народного творчества. В. Тумов одним из первых разработал методические рекомендации по художественной ковке, с помощью которых можно полностью овладеть секретами ремесла [3,с.5-8].

На первой выставке в Свердловске в 1990 году, общество мастеров народного творчества, вошедших в ассоциацию “Гамаюн”, представило различные кованные художественные изделия. Их авторы – кузнецы В.Тумов, В.Виткин, А.Лысяков, А.Осинцев, А.Ныробцев, А.Колпаков - продемонстрировали напольные подсвечники, настольные лампы, боевые топоры и мечи, декоративную пластику. В работах прослеживались традиции художественной обработки металла и большие перспективы развития ковки. Одна их характерных особенностей мастеров – проявленный интерес к ювелирной отделке своих изделий на основе использования традиционных технологий.

Профессия и призвание кузнеца накладывает на его личность неизгладимый отпечаток. Вот и А.Лысяков, который “един во всех лицах”, достиг наивысшего успеха в художественной ковке в 1990-е годы. Профессиональный мастер, наставник молодежи, учредитель, директор ООО “Кузнецы” в Екатеринбурге. Две кузницы: малая, компактная, где все под руками, и большая – целый цех, оборудовал А.Лысяков для создания различных кованых изделий. Среди объектов, украшенных ажурной продукцией этого мастера за последние годы, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и городской зоопарк, “Гута-банк”, Екатеринбургский зоопарк и магазин “Цветы”, несколько десятков офисов различных фирм. Осуществлена реставрация кованых шедевров прошлого столетия для многих храмов и монастырей Урала, старинных усадеб. Ансамблевый подход в решении композиции и высокое качество кованых деталей, умение работать над эксклюзивными изделиями – все это характеризует предприятие “Кузнецы” как сложившийся небольшой творческий коллектив, возглавляемый А.Лысяковым, которому Международной Демидовской академией в 1998 году было присвоено почетное звание академика. Опытный мастер считает, что на современном этапе существует проблема соединения различных стилей в архитектуре и кованых изделий. Одна из причин – отсутствие господствующего стиля, подмена классических кузнечных технологий сваркой, токарным, фрезерным производством, что в свою очередь уничтожает внешнюю и внутреннюю гармонию металлических изделий. Благодаря постоянному творческому поиску А. Лысяков добивается положительных результатов в своей работе над созданием любой кованой вещи. Используя классические элементы кузнечного дела – “скрутки”, “разрубы”, “розетки”, “трехлистники”, “хомуты” – он превращает грубый металл в шедевр [4,с.4].

Товарищество с ограниченной ответственностью “Мега” (пос.Исеть) с 1994 года ориентировано на изготовление кованных решеток и оград, кронштейнов, различных деталей для украшения вновь создаваемых архитектурных ансамблей. Рукотворные изделия – камины, светильники – гармонично вписываются в современные интерьеры зданий.

В 1992 году в Екатеринбурге произошло событие, на первый взгляд, ни чем не примечательное: 42 мастера объединились в Ассоциацию “Кузнецы Урала”, возглавил которую кузнец-художник, профессор Уральской Архитектурной академии Б.Н.Казаринов. В первые два года ассоциация занималась вопросами укрепления связей работников различных производств, с Союзом художников России, ведущими кузнецами других регионов. Все это позволило более тесно заняться вопросами возрождения ручной художественной ковки, как главной задачи, которая должна быть решена на рубеже двух тысячелетий. Спустя десятилетие в ней насчитывалось более восьмидесяти человек, увлеченных кузнечным ремеслом из Екатеринбурга, Ижевска, Шадринска, Алапаевска, Невьянска…. Высокого уровня исполнительского мастерства добились кузнецы-художники И.Поспелов, В.Кривушин, А.Колпаков, С.Рычков из Екатеринбурга; А.Ныробцев из Нижней Туры; А.Малышев и П.Возницкий из Соликамска; В.Базаров и Р.Порошин из Перми; Асуворов и А.Чистяков из Верхней Балды; К.Пастухов и Первоуральска и другие.

Существуют определенные трудности в получении заказов со стороны властей, которые с равнодушием наблюдают за происходящими в искусстве процессами. Поэтому одной из форм показа достижений мастеров ручной ковки являются выставки-ярмарки во время больших праздников и персональные выставки. Так в Алапаевске в 1997 году состоялась выставка работ В.Мозина, на которой было представлено более пятидесяти кованых изделий для украшения архитектурной постройки: ограждения, решетки. Люстры, подсвечники, декоративная пластика, цветы… На базе музея имени Л.М.Решетникова в Екатеринбурге в 1998 году открыт Центр ручной художественной ковки Урала, в котором работает постоянно действующая выставка изделий мастеров-художников по металлу. В художественном салоне культурно-оздоровительного спортивного комплекса “Россия” в Екатеринбурге в июне 2001 года открылась постоянно действующая выставка кузнечных изделий “Кованые вещи”, где можно было увидеть предметы на любой вкус: утонченным натурам предлагались нотные пюпитры, любителям уюта – подсвечники, любителям постмодернизма – абстрактные композиции. Изощряются кузнецы в изготовлении самых разных изделий. Так на выставке в КОСКе «Россия» (г.Екатеринбург). внимание зрителей привлекали две кованные цапли в натуральную величину (автор И.Поспелов). Труд – выковать сотни перьев, ноги, шею-красавицу, клюв, глаза – труд многодневный и кропотливый.

Кованую мебель и различные принадлежности из квадратного металлического профиля с художественными элементами предлагает для населения края ООО «Уралпаркет-ЕК» в Екатеринбурге. В ассортименте фирмы – кресла, диваны, столы, лавки, табуреты, каминные наборы и решетки, вешалки для одежды, решетки, ворота, подставки для цветов…

Потребность в кузнецах велика, не хватает специалистов, способных решить комплекс вопросов, касающихся комплексного решения архитектурных ансамблей, их внутреннего убранства. По этой причине на базе кафедры декоративно-прикладного искусства Уральской государственной архитектурно-художественной академии, на вечернем отделении, в последние годы стала осуществляться подготовка художников-кузнецов по специальности “Художественная обработка металла” (художественная ковка). В 1999-2000 учебном году группа из семи человек уже полностью владела секретами мастерства и свои успехи продемонстрировала на конгрессе кузнецов Урала, посвященного 300-летию уральской металлургии [5,с.23-26]. Именно студентам академии и было доверено представлять искусство Урала в Москве (июнь, 2001), где проходил первый российский чемпионат по художественной ковке [6,с.3].

С 1920-х годов и златоустовская гравюра на стали получила свое развитие, но не в качестве украшения клинкового оружия. Это было связано с тем фактом, что значительная часть холодного оружия была снята с вооружения современной армией. За редким исключением изготавливались почетное революционное оружие (учреждено в 1920 г. Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительского Комитета), морские офицерские кортики, наградные и подарочные экземпляры изделий для руководителей страны, глав правительств зарубежных стран, маршалов, генералов и т.д. Во время Великой Отечественной войны златоустовскими ножами из черной стали были вооружены бойцы Уральского добровольческого танкового корпуса.

Активное изготовление бытовых и декоративных предметов позволило сохранить технологию гравюры на металле. Одно из первых подарочных изделий златоустовских рабочих – охотничий нож В.И.Ленину. Из ассортимента исчезли и традиционные портсигары, ларцы и их место стали занимать настенные панно, представляющие собой стальной лист, разрезанные на прямоугольные или фигурные пластины, подарочные топорики, столовые приборы, украшенные в технике гравюры. В качестве элементов украшения служили уральские видовые природные и индустриальные пейзажи, сцены труда, изображения вождей партии и правительства, сюжетно-тематические копии живописных картин советских художников.

Однако появились и своего рода проблемы: в 1964 году, с введением эталонных образцов, несколько упростился технологический процесс изготовления товаров народного потребления и изменился характер изображений на стали. До этого времени каждый художник изображал то, к чему более всего тяготел: пейзаж, анималистический жанр, орнаментальные заставки. Для изготовления гравюры впервые стали применяться техника сеткографии с использованием трафарета на тонкой металлической сетке. В той связи вырос объем производства гравированных изделий (1967г. – 50 тыс.рублей, 1972г. – 220 тыс.рублей, 1974г. – 405 тыс.рублей, 1993г. – 1 млн.рублей), который в свою очередь оказал негативное явление в связи с увеличением производственного плана. Все это привело к резкому сокращению числа ведущих мастеров-профессионалов. Художник в таких условиях становился не творческой личностью, способной, прежде всего, рисовать, а простым ремесленником для тиражирования изделий по разработанным образцам без права дальнейшего проявления собственной инициативы, без права на свое произведение [7,с.96-98]. Уникальные выставочные вещи (и, в первую очередь, оружие) создавались с большими трудностями. А ведь именно художественные выставки всегда способствовали творческому росту мастеров. Златоустовская гравюра на металле с использованием техник гравировки, травления, синения, никелирования, золочения неоднократно экспонировалась на международных выставках в Лондоне, Вене, Чикаго, Брюсселе, Монреале… Работы ведущих мастеров гравюры Г.Берсенева, Л.Валиева, Н.Карпова, О.Аверкина, Н.Лохтачева, С.Шептунова, В.Тарынина, А.Боронникова и других хранятся в ведущих музейных собраниях страны.

Сегодня златоустовское искусство по-прежнему живо и востребовано. И производятся изделия не только на фабрике, но и в многочисленных частных предприятиях: «ЛиК», «Арт-грани» и других. Наряду с подарочным оружием на фабрике производят призы, декоративные сувениры, декоративные панно. В 2000 году и в Екатеринбурге была создана новая фирма КХО “Екатеринбург” по выпуску клинкового холодного оружия с украшением гравюрой. Молодой творческий коллектив взял ориентацию на использование самобытного языка украшения сувенирных и подарочных ножей, для чего новых технологических возможностей для их декорирования.

Примечание

1.Губкин О.Каслинский чугунный павильон: История создания и реставрации. 1900-2000. – Екатеринбург:Изд-во Урал.ун-та,2000,-32с.

2.Каслинское художественное литье/Каталог выставки в 2ч.. – М.:Изд-во РИО Упрполигафиздата Мособлисполкома,1988. Ч.1.-96с.

3.Художественная обработка металла: ковка./Под ред.В.П.Рычкова. – Свердловск: Изд-во Научно-метод.центра народного творчества и культурно-просветительной работы,1986.-30с.

4.Соняк В. Кузнечная академия Александра Лысякова // Российские промыслы. – М.:Изд-во Ассоциации “Народные художественные промыслы России”,2000.-12с.

5.Казаринов Б.Н. Возрождение ручной художественной ковки на Урале // Первые Невьянские Демидовские чтения. – Екатеринбург: Изд-во “Академкнига”, 2000.-С.21-26.

6.Денисова Н. Кузнецы своего несчастья/Подробности. 2001, 13 июня.

7.Рябков Ю.Б. Современное состояние Златоуствоской гравюры на стали//Художественный металл Урала ХУШ-ХХ вв. – Екатеринбург:Внешторгиздат, 1993.-С.95-100.

Наши рекомендации