Иоанн Креститель. 1878 г. Музей Родена, Париж

ОГЮСТ РОДЕН

(1840—1917)

XX в. открылся Всемирной про­мышленной выставкой. В 1900 г. в Париже мир демонстрировал свои научные, технические и индуст­риальные достижения, а также успе­хи в области искусства. У моста

Альма в отдельном павильоне были представлены работы Огюста Ро­дена, самого известного француз­ского скульптора. Ему было шесть­десят лет, сорок пять из них он отдал скульптуре. Этой выставкой, состоявшей из ста шестидесяти восьми работ — законченных про­изведений и эскизов, — Роден под­водил итог своей творческой дея­тельности.

Огюст Роден родился в Париже в семье мелкого служащего. В 1854 г. он поступил в Школу рисования и математики, готовившую мастеров декоративно-прикладного искусства, где его учителем был Гораций Лекок де Буабодран (1805—1902). Трижды Роден поступал в Школу изящных искусств, высшее художественное учебное заведение в Париже, но всякий раз терпел неудачу.

В 1864 г. Роден занимался в мас­терской при Музее естественной истории у выдающегося скульп­тора-анималиста Антуана Луи Бари (1796—1875). Затем он работал помощником модного скульптора Альбера Эрнеста Каррье-Беллёза (1824—1887) и изготовлял модели

статуэток для Севрской фарфоровой мануфактуры. «Необходимость за­работка заставила меня изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден. — Я... обтёсывал мрамор, камень, работал по орна­менту и в ювелирном деле. Для меня всё это послужило своего рода обу­чением... я изучил таким образом все­стороннее мастерство скульптора».

Первая крупная работа масте­ра — «Человек со сломанным носом» (1864 г.) — была отвергнута Са­лоном за слишком реалистичную манеру работы. В 1875 г., скопив немного денег, Роден смог впервые поехать в Италию, где познакомил­ся со скульптурами Микеланджело. Находясь под его влиянием, он вы­полнил статую «Побеждённый» (1876— 1877 гг.), которую выставил в Салоне 1877 г. Жюри Салона отверг­ло скульптуру, обвинив Родена в том, что он представил «артистиче­ски сделанный муляж», т. е. слепок с живого натурщика. Оскорблённый художник потребовал справедливо­го разбирательства. Была созвана специальная комиссия, и скульптор выдержал экзамен: на глазах у изум­лённых зрителей он вылепил из гли­ны фигуру широко шагающего чело­века. Обвинения были сняты, и вскоре Салон вновь выставил статую.

Однако Роден к тому времени пе­ределал «Побеждённого», убрав копьё из его левой руки. Образ мгновенно изменился, это был уже не раненый воин, а прекрасный юноша — символ пробуждения человечества. Роден дал своему произведению новое на­звание — «Бронзовый век». По словам современника, в нём запечатлён «...пе­реход от дремоты к жизненной силе, готовой претвориться в движение. Медленный жест пробуждения... дол­жен передать — и самое название статуи на это указывает — первый трепет сознания в молодом челове­честве, первую победу разума над жи­вотными инстинктами в „доистори­ческие времена"».

Салон 1878 г. принёс скульптору известность. У него появились зака­зы и своя мастерская. Но главное — получил признание творческий

Иоанн Креститель. 1878 г. Музей Родена, Париж - student2.ru

Огюст Роден.

Иоанн Креститель. 1878 г. Музей Родена, Париж.

Вместе с «Бронзовым веком» в Салоне 1878 г. была выставлена новая скульптура Огюста Родена. Провозвестник пришествия Иисуса Христа показан широко шагающим сильным мужчиной; он крепок, неистов и убеждён в своей правоте. Губы шепчут слова проповеди, рука сжимает невидимый крест. Иоанн обна­жён, так как Роден считал: тело — слепок души, оно прекрасно и безгрешно, потому что создано Богом.

*Анималистический жанр (от лат. animal — «живот­ное») — художественное изображение животных.

стиль Родена, в основе которого лежали глубокое преклонение перед человеческим телом, понимание, что его формы способны выразить

любую идею, настроение или со­стояние.

В 1880 г. французское прави­тельство заказало Родену оформление входа в новый, строившийся Музей декоративных искусств в Па­риже. Проект захватил мастера, он предложил создать грандиозный скульптурный образ грехов челове­ческих, запечатлённых в «Божест­венной комедии» Данте Алигьери, — «Врата Ада» (1880—1917 гг.). Худож­ник попытался воплотить всё мно­гообразие человеческого бытия, черту которому подводит смерть.

«Врата Ада» представляют собой плоский портал с двумя громадными

Иоанн Креститель. 1878 г. Музей Родена, Париж - student2.ru

Огюст Роден.

Наши рекомендации