Методические искания XIX – ХХ вв. Характеристика концепции литературного образования одного из методистов
Начальный этап становления литературы как учебного предмета связан с разработкой учебных пособий. В середине 19 века единственным методическим пособием был «Опыт краткого руководства к эстетическому разбору на части российской словесности» Гречанникова, написанное в вопросно-ответной форме и содержала подробный разбор отрывков из сочинений Ломоносова, Державина, Карамзина. Время становления МПЛ как науки – вторая половина 19 века (40-50 гг. 19 века), когда были созданы методические программы и учебники Буслаева, Водовозова, Галахова «Полная русская хрестоматия», «Программа русского языка и словесности». В 70-х г. в курсе словесности в младших классах внимание отводится изучению языка и объяснительному чтению образцов русской литературы, а в старших классах историко-литературные обзоры. Конец 19-начала 20 века теория и МПЛ начинают реализовываться в разных подходах к преподаванию методических концепциях и системах. Впервые методика ориентируется не просто не школьную практику, но и обретает статус науки, использующих эксперимент. В 1901 г. в С.-Петербурге была основана лаборатория экспериментальной педагогической психологии под руководством А. П. Нечаева, наметившего обширную программу экспериментально психологического решения острых проблем дидактики и методики. С появлением множества методических работ во 2 половине и конце 19 века складывается в МПЛ 2 направления: - академическое, - воспитательное. Академическое (Буслаево-Галаховское) – умственное развитие. Воспитательное (Водовозско-Стоюнинское) – воспитательные цели.
20 век. Голубков вошел в науку как ученый, разрабатывающий теоретические основы методики преподавания литературы. Он исследует методы преподавания литературы и создает классификацию, в основе которой лежит процесс совместной деятельности учителя и ученика: - лекционный метод, - метод литературной беседы, - метод самостоятельной работы. Голубков исследует виды уроков по литературе в зависимости от стадий учебного процесса: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, учет. Статья «Теоретические основы методики литературы в средней школе» - глубоко обосновано направление в деятельности школы, которое в современных условиях работы средней и высшей школы понимается как гуманизация и гуманитаризация образования. Голубков формулирует важнейшую задачу: дать психологическое обоснование изучению литературы в школе. Его волнует необходимость сохранить эмоциональное, моральное и эстетическое воздействие произведения на учащихся и не отказаться от анализа. М. А. Рыбникова (1885-1942) - ученый-филолог, фольклорист, автор многочисленных методических и учебных пособий, была сторонницей филологического изучения литературы, в своих работах часто опиралась на идеи Ф. И. Буслаева. Особое внимание она уделяет языку поэтов и писателей, которых называет «искателями нового слова», «романтиками речи», относя к ним Державина, Гоголя, Лескова, Достоевского, Бальмонта и Белого. Ее увлекает поэзия символистов. «Работа словесника в школе» - интерес к языку и композиции произведения, «изучение литературы вне времени», стремление уйти от жестких рамок программы, увлеченность внеклассными занятиями. Она допускает возможность отступлений от программы, свободный выбор произведений для анализа, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения. Один из любимых приемов методиста — сопоставление. Выделяя три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя, прежде всего хорошего знания своего предмета.
Василий Водовозов (1825-1886) "О воспитательном значении русской литературы" (1870). историч-й спос-б изложения. 1. живое понимание красоты в природе. можно собрать отдельн черты по народным песням, сказкам. 2. сочувствие к народу. нужно составить немногосложный, но характерный выбор из лирич народ. песен, былин, пословиц. важно общественное состояние ("записки охотн" Турген). 3. гуманные отношения к судьбе бедного, трудящегося ч-ка, как они выражены в пов. Пушкина, Гоголя, стих. Некрасова. 4. сравнение типов старого времени в более простой форме. пример: натуры, искажен-е ложным образованием, стремление к простым типам и к природе, недовольство жизнью в поэзии Пушк, Лерм. 5. типы мечтательных и удалых людей, по образцу Манилова и Ноздрёва. обломов и хлестаков (влиян дерев и город жизни). 6. Идея приображения. сравнение Чичикова и Фамусова. 7. идея призвания к лучшему делу. "муза", "Пророк" Пушк, "муза" Некрас. Идеальные деятели стар и нов времен Онегин, Печорин; 2й ряд "лишный чел-к" рудин, 3й: типы Щедрина. общ смысл: постепенно знаком-ся с жизнью, укрепить человеч-е начала. сатира. хорош препод. объяснит смысл сатиры, чтобы учащ-ся не критиковал всё.
23.Основные темы и худ. Особенности лирики А.С. Пушкина1 .Тема любви в творчестве А.С. Пушкина. Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви. По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. 2. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение “К Чаадаеву”. В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа. 3.Тема свободы. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой «вольнолюбивой лирике» свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений, связывающих общественную и политическую деятельность человека. Большинство стихотворений, посвященных свободе именно в этом понимании, написаны Пушкиным с 1817 по 1820 год («Петербургский период»). Гражданская тематика в это время играет в его творчестве исключительно важную роль. Одно из самых первых вольнолюбивых стихотворений Пушкина — ода «Вольность». Он строит это стихотворение в соответствии с канонами и эстетикой классицизма. 4. Философская лирикаМолодой лирик воспринимал смерть очень трагично, но сознавал, что жизнь не прекращается, так как мыслил себя очень важным звеном в цепи поколений, ему удается преодолеть трагедию смерти. Лирический герой осознает, что человек живет в рамках времени, а природа вечна, и поэтому она равнодушна к трагедии человека. Также в философской проблематике можно выделить тему поэта и толпы. Дар поэта обрекает личность на одиночество, на выделенность из толпы, на страдания.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа.Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживёт и тлeнья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык.И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободуИ милость к падшим призывал.Веленью бoжию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца;Хвалу и клевету приeмли равнодушно И не оспаривай глупца.