Глава 1. иллюстрация как вид графики

Введение

Иллюстрация - один из важнейших атрибутов книги. Она помогает ясно представить о содержании книги и заинтересовать читателя. В последнее время все чаще используется лишь одна иллюстрация ко всему произведению, поэтому иллюстраторы стараются выбрать наиболее яркий и выразительный эпизод, передающий настроение всего произведения. Для них создание иллюстраций - это развитие своего воображения, ясное понимание текста и развитие своего кругозора при изучении эпохи, обстановки, моды и др. произведения. Как бы точно автор не описывал какой-либо предмет или обстановку, читателю все же будет трудно это представить, а каждый раз идти искать нужную информацию или изображение достаточно хлопотно. Поэтому для читателя иллюстрация - это, прежде всего, возможность более точно представить события происходящего.

Цель: создать серию иллюстраций к роману А. Беляева «Остров погибших кораблей».

Задачи:

1. ознакомиться с историей искусства иллюстрации;

2. изучить основные принципы иллюстрации;

3. изучить виды техники выполнения иллюстрации;

4. разработка и выполнение серии иллюстраций к выбранному произведению.

Глава 1. Иллюстрация как вид графики

1.1. История возникновения и развития искусства иллюстрации

Иллюстрация (от лат. Illustratio – освещение, наглядное изображение) – изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции). История иллюстрации уходит далеко вглубь веков. Ещё в Древнем Египте заклинания и гимны, написанные на папирусах, сопровождались иллюстрациями. Они создавались для наглядности содержания текстов. До наших дней дошли античные образцы, обнаруженные в рукописях “Илиады” и “Энеиды”.

С изобретением книгопечатания (конец 14 – начало 15 века) история иллюстрациистала стремительно развиваться. Эти иллюстрации были такого же чёрного цвета, как и сам текст, поскольку доски, на которых был выгравирован текст, смазывались чёрной краской. Большую популярность в книгах 18 века получила виньетка (см. Приложение 1 рис.1) (от французского vignette) графическое изображение, завершённое композиционно, небольшое по объёму, сюжетно-тематического или предметного характера (нередко с символическим значением). Обычно такие иллюстрации располагались на титульных листах книги, её первых и последних страницах.

Когда в 1837 году была изобретена фотография, характер исполнения иллюстраций кардинально изменился: теперь он был непосредственно связан с фотомеханическими процессами. На основе этих процессов были найдены новые способы получения книжных иллюстраций: цинкография (штриховой рисунок на цинковой доске), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами) и трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций). В 19 веке на первое место выходит не образность, а реалистичность.

С изобретением в XIX веке фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы.

Ощутимый вклад в создание и развитие книжной иллюстрации начала XX века внесли художники объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский и другие. Благодаря этим выдающимся художникам книжная иллюстрация стала не просто неотъемлемой составляющей литературного произведения, но и выделилась как самостоятельный вид изобразительного искусства.

Рассмотрим некоторые иллюстрации известных художников.

Иван Яковлевич Билибин (1876 — 1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 г. он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910) (см. Приложение 1 рис.2). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза».

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Анна Андерсон (1874—1930) — шотландский иллюстратор.

За свою успешную карьеру проиллюстрировала огромное количество детских книг (см. Приложение 1 рис. 3). Ее работы выдержаны в стиле модерн. Творчество Андерсон оказало большое влияние на многих известных английских художников книги — Чарли Робинсона, Джесси Кинг, Мэйбл Люси Эттвелл, а также на ее собственного мужа, британского художника-иллюстратора Алана Райта.

Сэр Джон Тенниел — английский художник, карикатурист; первый иллюстратор книг Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» (см. Приложение 2 рис.1) и «Алиса в Зазеркалье». По заказу писателя он создал 42 иллюстрации, которые до сих пор считаются идеальными, каноническими и непревзойдёнными. В этом можно убедиться, взглянув на страницы оформленной им первой книги Кэрролла. Очень интересные и яркие персонажи, красивые композиционные решения, а также гармоничная связь стиля текста и оформления страниц с самими иллюстрациями.

Эскизы рисунков были сделаны на бумаге, а затем перенесены на деревянные формы и их точные гальванопластические слепки, с которых и шла печать.


Наши рекомендации