Культура Древнего Китая

Культурная история Китая восходит к рубежу III - II тыс. до н.э. Благоприятные природные и географические условия, плодородная почва в долине рек Янцзы и Хуанхэ, ирригационная система земледелия стали причинами возникновения цивилизации Древнего Китая. Период расцвета его культуры охватывает V - II вв. до н.э., когда создается огромная империя.

Существенные изменения в политической и культурной жизни Китая произошли к середине I тысячелетия до н.э., когда наметились значительные сдвиги в развитии земледелия, ремесел, торговли. Это был прорыв в «осевое время» – время рождения личностного, рефлексивного сознания, создания системы рационального управления, обоснования социально-политических систем и индивидуального образа жизни.

Мифология

Космогонические мифы древних китайцев существовали в двух вариантах. Они верили, что все в мире постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил Света и Тьмы. В другом варианте действуют два космических начала Ян и Инь. Ян представлял собой мужское начало, которое ассоциировалось со светом, теплом и упорством. Инь – женское начало - связывалось с тьмой, холодом и податливостью.

Мироздание есть арена борьбы этих двух начал. Древним китайцам был свойственен культ природы и культ предков. Их мировоззрение было неотделимо от религиозного ритуала взаимоотношений между живыми и умершими. Вся жизнь древнего китайца проходила как непрерывный отчет перед предками.

В основе таких воззрений лежали представления о том, что душа человека после смерти продолжает жить и может вмешиваться в дела живых. Образы древних богов смутны. Верховное божество Шанди определялось как великое, вечное, жестокое и грозное сверхъестественное существо. Ван – сын неба, и в этом проявлялась его божественность. Несколько позднее появилось обожествление царской власти.

Философия и религия

В середине I тыс. до н.э. оформляются три китайские философско-религиозные системы. Даосизм основал мудрец Лао-Цзы, живший на рубеже VI - V вв. до н.э. Весь мир, согласно «Книги о дао и дэ», подчинен единому закону «Дао» – путь. Дао составляет основу и источник всего существующего, обеспечивает многообразие вещей и явлений в природе. С точки зрения Лао-Цзы, реальный мир зависит от «Дао», а не от «божественной воли» или других сверхъестественных сил.

Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей. Удел человека пассивно созерцать естественный ход событий и стремиться постичь Дао. На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм. Его основу составило следующее утверждение: жизнь – иллюзия, смерть - возвращение к Дао, к истинному бытию бессмертной души. Религиозный даосизм проповедовал идеи недеяния и непротивления.

Конфуцианство возникает в конце VI - начале V вв. до н.э., основателем которого был Кун-Фу-Цзы (551 - 479 до н.э.), более известный как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей. Основными добродетелями человека, по его мнению, являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению.

Он считал, что если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, то вся Поднебесная придет к гуманности. По его учению вся полнота власти в стране должна принадлежать императору – сыну Неба, поскольку он отец, а народ – его дети. Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов). Его учение сводится к своду правил, моральных устоев, в основе которых лежал культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э. Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, оставаясь всегда злом и страданием. Буддисты видели выход в пассивности, отказе от радостей жизни, в подавлении всех своих желаний. Как полагали буддисты, дух вечен, а материя же имеет начало и конец.

К IV в. н.э. буддистская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой. В дальнейшем буддизм, так же как и даосизм, уступит место конфуцианству. Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего. Всем им было присуще почитание старших и предков, идеи созерцательного отношения к действительности.

Литература

Уже в XV веке до н.э. в древнем Китае существовала развитая система письменности, насчитывающая более 2000 иероглифов. К началу I тыс. до н.э. относятся самые ранние памятники древнекитайской литературы - «Книга песен» и «Книга перемен». Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, но на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс.

Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры. Так, во II в. число иероглифов составляло более 10 тыс., в III в. – более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое впоследствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари.

При императорских дворах создаются обширные библиотеки. Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии (IV - III вв. до н.э.). Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок».

Архитектура

В культурной жизни Китая важную роль играли буддийские монастыри. По всей стране стали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индейских в толще скал, а также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни – пагоды, в которых хранились буддийские реликвии. Они отличались строгостью и удивительной гармонией, возводились из дерева, кирпича, железа.

Самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.) Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени. Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверхчеловеческого и божественного. Более мягкими и одухотворенными изображались милосердные божества - помощники Будды.

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221 - 207 до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены,которая частично сохранилась до нашего времени.

Искусство

Во II тыс. до н.э. китайцам было известно уже более двух десятков музыкальных инструментов – барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты и духовые из бамбука, глины и др. В I тыс. до н.э. создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки.

Во II тыс. до н.э. также получила развитие резьба по нефриту и кости. Развивались и другие прикладные виды искусства. Изготавливались бронзовые зеркала, украшенные тонкой резьбой. Совершенствовалась художественная керамика, подготовившая почву для производства фарфора в IV в. н.э. Великолепными были также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая.

В VII - VIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи сыграл трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником Се Хэ в V веке.

В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными. Первый китайский император Чжэн из династии Цинь прославился местом своего погребения около современного Сианя. Он повелел изваять 6000 своих воинов и коней в натуральную величину, которые после его смерти были захоронены вместе с ним.

Научные знания

Во II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделив небесный свод на 28 созвездий. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце.

Еще через два века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. В V в. до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, а в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания за несколько веков. Китайские ученые первыми в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел.

Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии. Древним китайцам принадлежат и многие технические изобретения – магнитный прибор, (прародитель компаса), сейсмограф, водяная мельница, насос, поднимающий воду на поверхность земли.

Социальная культура

Говоря об образе жизни китайцев, следует отметить их устойчивый консерватизм, традиционализм, сложный формализм ритуалов. Государство и конфуцианская религия становятся единой политической, административной, идеологической системой, которая стремится закрепить старые общественные нормы, добиться полного послушания народа и почитания им верховной власти.

Рационализация системы административного управления сформировала замкнутую касту. Рационализм, как культура управления, в определенной степени связана ритуализацией общественного поведения – «китайская церемония». Внедренные нормы стали частью общего рационального миропонимания, в основе которого лежало признание естественного порядка как единства социального и природного порядков. Ритуал обеспечивает полноту и самодостаточность бытия как самовоспроизводящегося порядка.

Задачей разума было не его изменение и разрушение, а следование всеобщему Пути – Дао. Для этого необходимо распознание порядка вычитыванием его в книге человеческой жизни, в природе, в гармоническом единстве человека и Неба. Поиск равновесия вызвал к жизни нравственную рефлексию как первую форму человеческой мудрости, которая стала ответом на разрушение архаического мировоззрения. Главная находка мудрости заключалась в открытии малого микрокосма (человека).

Мудрость скрепляла расколовшийся социальный порядок. Строгой была социальная регламентация быта древних китайцев. Торговцам и ростовщикам запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить в колеснице и верхом, что было правом аристократии. Но даже они не были полновластными хозяевами своих судеб, т. к. в любое время, по указанию императора, их могли лишить имущества, а то и жизни.

С развитием конфуцианства идет выработка критериев для оценки бытовых и государственных поступков. От мужчин требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови. Ее главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в труде и продолжение рода.

Вопросы и задания для контроля:

1. Какие идеи выступают в роли архетипа древнекитайской культуры?

2. Выделите понятия, отражающие сущность культуры Древнего Китая.

3. Постройте теоретическую системную модель древнекитайской культуры.

Античная культура

В истории античной культуры выделяются следующие периоды. Крито-микенский период (3 - 2 тыс. до н.э) – время расцвета культуры на о. Крит. Гомеровский период (11 - 8 в.в. до н.э.) – время становление греческой культуры. Архаический период (7 - 6в.в. до н.э.) – время греческих городов-полисов. Классический период (5 - 4 в.в. до н.э.) – время великого расцвета Греческой культуры. Эллинистический период (4 - 1 в.в. до н.э.) – время культурного взаимодействия Греции и Востока. Период Римской империи (1 в. до н.э.- 476 г. н.э.) завершает историю античной культуры.

Мифология

Древние греки и римляне беспомощно чувствовали себя по отношению к таинственным силам Судьбы, имевшей безграничную власть над человеческой жизнью. Судьба воспринималась ими как абсолютная сила, как Рок, определяющий жизненный путь человека и его конец.

Формирование греческого пантеона богов восходит к крито-микенской эпохе. Боги воспринимались как одна семья: отец богов Зевс, его жена – богиня семьи и брака Гера. Братья и сестры Зевса – бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид, богиня плодородия Деметра, богиня домашнего очага Гестия. Дети Зевса и Геры – бог войны Арес, богиня мудрости Афина, покровитель искусств бог Аполлон, богиня охоты Артемида, покровитель торговли и путешественников бог Гермес, бог виноградарства и растительности Дионис, бог огня и кузнечного ремесла Гефест, его супруга – богиня любви и красоты Афродита.

Римский пантеон имел сложный состав «старых» и «пришлых» богов. Древнеримский «старый» пантеон состоял из бога богов – знающего прошлое и будущее бога Януса, верховного бога Юпитера, бога войны Марса, богини домашнего очага Весты, богини деторождения Юноны, бога моря Нептуна, бога огня Вулкана. «Пришлые» – боги древнеримского пантеона Диана, Венера, Фортуна, Геркулес, Аполлон, Церера, Меркурий также пользовались популярностью.

Космогонические мифы (о сотворении мира) составляли очень незначительную часть античной мифологии. Самое видное место занимают мифы о культурном герое. Среди них выразителен образ Прометея, одарившего человечество разумом и знаниями, помогавшего людям во многих промыслах и ремеслах. Самый ценный его подарок – огонь, принесший людям тепло и свет, за что Прометей подвергнут пыткам Зевсом.

Античная мифология, преимущественно состоящая из мифов греческого происхождения, восхищает высокой художественностью образов. Наличие таких черт объясняется тем, что мифы дошли до нас не в первоначальной трактовке, а обработанные греческими поэтами, трагиками, историками. Античный миф пытался приспособиться к новым историческим условиям, но его мировоззренческая значимость постепенно утрачивалась.

Философия

Античная философия была тесно связана с мифологией и никогда не расставалась с ней окончательно. Само формирование философии означало подрыв мифологической установки сознания. Главной задачей философского типа знания было не только построение картины мира, но и обоснование своего права на эту попытку. Философия претендовала на осмысление того, что в принципе не могло стать предметом опыта, поскольку она занималась теорией, а не практикой. Решающим для обоснования философии был вопрос о том, может ли мысль независимо от опыта открыть объективную истину.

Древнейшие философы Гераклит из Эфеса, Диоген из Аполония вошли в историю под именем физиков, писавших о «природе». Античное понимание природы как предмета философского рассмотрения подразумевало два аспекта. Происхождение вещей из единого начала, выходящего за пределы непосредственного наблюдения, и сами наблюдаемые вещи. При этом выход за пределы наблюдения совершался в пространстве мифологии, которая требовала соотнесения природы с божественными атрибутами.

На протяжении V века до н.э. греческая культура приближалась к определенному равновесию между мифологической традицией и светским рационализмом. Отказываясь от космологических исследований, Сократ оставил для философствования сферу рассудка в той мере, в какой тот способен усматривать общее. В духовной атмосфере его эпохи происходит рождение рационального метода философствования, который стал доминирующим в европейской культуре.

Главным инструментом философского мышления становится понятие, как элемент индивидуального рассудка. Сократ открыл, что опорой в поисках истины является истинное бытие, причастность к которому возможна через категорию «благо» (добро). Этот род бытия стал предметом теоретической философии Платона. Основные идеи Платона были развиты его учеником Аристотелем, который создал философские основания целой системы наук. Аристотель внес значительный вклад в становление и развитие метафизики, физики, логики, психологии, этики, риторики, поэтики, экономики и политики.

Религия

Античная мифология также была тесно связана с христианской религией и религиозными обрядами. Христианская религия провозглашала единобожие, равенство и братство всех людей перед богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это была религия Христа (Спасителя), ученики которого, прозванные апостолами, разошлись около середины I в. н.э. по миру, проповедуя новую веру. Христиане отрицали божественные почести, воздававшиеся императорам.

Уже одно это ставило их в непримиримую оппозицию к государственной системе Римской империи. Первые христиане навлекли на себя обвинения, репрессии, подозрения, насмешки. Христиан обвиняли в убийствах детей, в таинственных и опасных для жизни сограждан магических действиях и ритуалах, совершаемых в мрачных катакомбах. Но сломить поборников христианства не удалось. Они создавали все более густую сеть общин на территории империи и усиливали пропаганду своей веры.

Административные, военные и экономические реформы, проведенные в конце III - начале IV в. н.э., смогли продлить существование гигантской империи незначительное время. В административном отношении империя была разделена на западную и восточную части. В 313 г. император Константин Великий провозгласил свой знаменитый эдикт, признававший равноправие христианства с другими религиями, допускавшимися в империи. Христианское духовенство приняло участие в торжествах по случаю закладки на месте древней Византии новой столицы Константинополя.

Литература

В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам – гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония», «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии обращенной к человеку, его внутреннему миру. В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем легендарного Эзопа (VI в. до н. э.).

Под греческим влиянием возникла римская литература. Историки составляли римские анналы (летописи) на греческом языке. В I веке до н. э. жил римский литератор, оратор, писатель, знаток греческой философии Цицерон (106-43 до н. э.), произведения которого относят к лучшим образцам римской прозы. Творчество Цицерона открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни».

Больших успехов достигла римская поэзия в I веке до н. э. Римскому поэту Лукрецию (96 - 55 до н. э.) принадлежит поэма «О природе вещей», дающая понятие теории эволюции. Большую известность из лирических поэтов получил Гораций (65 - 8 до н. э.), в сатирах, лирических «одах» и посланиях которого до нас дошли философские рассуждения и житейские наставления, написанные в духе эпикуреизма и стоицизма.

Архитектура

Архитектура дает наиболее точную характеристику эпохи, отражает художественный вкус и устремление к определенным тенденциям в искусстве. Первые греческие храмы относятся к гомеровской эпохе. Основным типом храма этой эпохи был периптер – прямоугольное, окруженное со всех сторон колоннами здание. Вся система соотношений частей храма, сложившаяся в греческой архитектуре, получила название ордера (от лат. порядок, строй).

Если греческая архитектура оставила в наследство колонный ордер, то говоря о вкладе римлян в мировое архитектурное искусство, следует отметить, что они ввели в архитектуру арку и свод. Оба эти элемента были известны до римлян, но столь широкое распространение в архитектурных сооружениях они получили только в Древнем Риме. Арка и свод позволяли перекрывать большие пролеты, которые выдерживали большую нагрузку даже при своей сравнительно небольшой толщине.

Арочная конструкция позволяла экономить строительный материал и при сооружении римлянами водопроводов – «акведуков». К Риму подходило несколько акведуков, снабжая город водой с Альбенских гор. Один из крупнейших – акведук Клавдия, построенный в I в. и названный в честь правящего в то время императора. Этот акведук был самым сложным в техническом плане, поскольку он включал в себя мосты и тоннели.

Примером использования арочно-сводчатой конструкции при строительстве зданий является знаменитый амфитеатр Флавиев, построенный в 70-х г.г. первого века и получивший название Колизей (от лат. колоссальный).

Жизнь античного города была сконцентрирована на центральной площади – Форум, где строили особо почитаемые храмы, размещались основные общественные здания, такие как суд, сенат, архив.

В первой половине II в. был возведен замечательный памятник античной культовой архитектуры Пантеон (храм всех богов), при строительстве которого широко применялся бетон. Это еще одно из достижений римлян в области строительства и архитектуры. Хотя внешняя архитектура храма достаточно скромна, но главное в Пантеоне – внутреннее пространство, украшенное пилястрами из цветного мрамора.

Искусство

В истории искусства главенствует тот из видов, который в большей степени соответствует основным тенденциям эпохи. Для античности таким видом искусства является скульптура. Именно в скульптуре наиболее полно проявляется характерная для всей античной культуры телесность, сосредоточенность на человеческом образе. Истинных высот достигает греческая скульптура в классический период.

Самая ранняя из известных нам скульптур - «Дискобол» Мирона. Поликлет в статуе «Копьеносец» решает проблему передачи постоянного и непрерывного движения. Вершиной греческого скульптурного искусства классической периода является творение гениального Фидия статуя Зевса в Олимпии. Тело статуи было набрано из пластинок слоновой кости, а волосы, борода, накинутый на плечи плащ, сандалии на ногах были из золота.

Из многочисленных скульптур и рельефов Парфенона, созданных Фидием и его учениками, до нашего времени дошла лишь малая часть. В создании мраморных скульптур проявляет себя талант Праксителя, первого скульптора, воспевшего красоту обнаженного женского тела. Лирический образ прекрасной Афродиты, стоящей на берегу и словно готовящейся войти в воду, вызывал всеобщее восхищение древних греков.

Античная классическая культура создала жанры трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и реальные исторические события. Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (от греч. «очищение»).

Важнейшие вопросы бытия решаются в трагедиях Софокла «Царь Эдип» и «Антигона». Человек, раздираемый страстями, впервые появляется в трагедии Эврипида «Медея», которого называли «философом на сцене». Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии.

Так в Греции возник новый вид искусства - драматический театр, в котором ставились комедии и трагедии. Драма не просто повествует о каких-то событиях, но и воспроизводит их в действии. Первым античным драматургом и актером считается Феспид, который в 534 году до н. э. представил публике ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.

Наука

Анализируя накопленный фактический материал, делая предположения, основанные на строгой логике, греческий гений создал научную теорию. Весьма широк был разброс научных проблем, занимавших умы греческих ученых. Это объяснение причины солнечного затмения, определение из какой материи состоит мир, критика мифологии, исследование раковины моллюсков, вопросы физики и морали, математики и биологии.

Одной из первых наук, получивших развитие, была историография. Первым из античных историков считается Геродот (484 - 422 г.г. до н.э.), который в качестве причин тех или иных событий часто ссылался на волю богов. Его ближайшие последователи Фукидид (455 - 400 г.г. до н.э.) и Ксенофонт (435 - 355 г.г. до н.э.) в исторических повествованиях уже основываются на строгих фактах, не упоминая о сверхъестественных силах.

К школе рациональной медицины принадлежит Гиппократ (460 - 375 г.г. до н.э.) со своими учениками. Достойна восхищения математическая наука и инженерия античности, где бесспорно первенство великого Архимеда (287-212 г.г. до н.э.). Он был не только блестящим математиком, предвидевшим метод интегрального исчисления, но и гениальным механиком, открывшим закон гидростатики и создавшим теорию простых механизмов.

Экономика

Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации – рыночную экономику, основанную на честном и добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства, свободном развитии личности. Если политический ракурс античной цивилизации начинается с полиса, то экономический – с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни).

Греки строили такую экономическую цивилизацию, в которой планомерно соединялись государственная и частная собственность. Опора частного сектора – малое семейное хозяйство, использовавшее личный труд каждого члена семьи (ойкос). Именно от древних греков пришло к нам понятие «экономика», которым они означали рачительное ведение домашнего хозяйства – «ойкономика».

В городской экономике превалировали мелкие ремесленные мастерские, а в сельской – мелкие семейные фермы. Древний грек и римлянин в любой отрасли производства, будь то земледелие, торговля, строительство, ремесла, превращался в прикладного математика. Они были всегда внимательны к любому новшеству, способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции. Выражаясь современным языком, античная культура – цивилизация, построенная на расчете и выгоде.

Социальная культура

Политически активная часть полиса, состоящая из свободных и полноправных граждан, была разбиты на множество партий, родовых и культовых объединений, увеселительных клубов, деловых товариществ, неформальных обществ, профессиональных корпораций. Вся организация жизни города-полиса демонстрировала важность общественной жизни.

На этой основе у греков и римлян сложились устойчивые представления о том, что человек – прежде всего гражданин. Для античности характерно преобладание общественных интересов над личным. Свобода гражданина была неразрывно связана с соблюдением им общественных интересов.

Принцип телесности (вещизма) заложен в основу мировоззрения и организации общественной деятельности. Ярчайшей чертой античности является состязательность (агональность), соревнование стало излюбленной формой деятельности. Популярны были также конкурсы трагедий, лирической поэзии, певцов, плясунов и даже конкурсы красоты.

Античному обществу были присущи крайне негативные явления, первым из которых было рабство. Из гражданской жизни древнегреческого общества были изгнаны и женщины, находившиеся в почти столь же бесправном положении, как и рабы. Назначение женщины в греческом и римском обществах - быть орудием воспроизводства потомства.

Вопросы и задания для контроля:

1. Какая идея выступает в роли архетипа (кода) античной культуры?

2. Выделите понятия, отражающие сущность античной культуры.

3. Постройте теоретическую системную модель античной культуры.

Наши рекомендации