Основные характеристики цвета. Цвет является важнейшим средством композиции

Цвет является важнейшим средством композиции. При создании прически цвет нельзя рассматривать в отрыве от линий, форм, фактуры волос.

Понятие цвет достаточно сложно и содержит в себе четыре конкретные характеристики:

1. Цветовой тон (цветность) – обозначение, название цвета;

2. Светлота цвета – означает различие внутри одного и того же монохромного цвета. Этот термин характеризует степень добавления к данному монохромному цвету белой или черной краски.

3. Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от ахроматического, интенсивность цвета. Ахроматические цвета не имеют насыщенности.

4. Температура – степень содержания в цвете теплых или холодных тонов1.

Рассмотрим данные характеристики более подробно.

Цветовой тон – общее понятие, которое скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем возможность отнести любой хроматический цвет по сходству к тому или иному цвету спектра. Цветовой тон определяется в основном волновым составом отраженного светового потока, это качественная характеристика, определяющая монохромность отраженной волны.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлота каждого красочного пятна зависит от светлоты содержания в нем ахроматического серого (и его светлоты). Различные варианты краски одного и того же цвета, но усиленного или ослабленного, называются оттенками. Разность светлот создает ощущение объема.

Насыщенность – объективное качество красочного пятна, степень его цветности. Это процентное содержание основного цвета или цветового тона в цвете. В обыденной речи насыщенность описывают следующими словами: тусклый, бледный, сильный, слабый, плотный, густой и др. Потемнение или посветление цвета – понижение его насыщенности.

Температура цвета предполагает условное разделение цветов на «теплые» и «холодные». Принято считать, что красный, оранжевый и желтый цвета – теплые, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Отличие холодного цвета от теплого, безусловно, самое общее, поскольку любой цвет в своем цветовом тоне может быть холодным или теплым, в зависимости от степени отклонения от основного «нейтрального, чистого».

_______________

1 Иттен И. Искусство цвета / пер. с нем. Л. Монаховой. – М. : Д. Аронов, 2000. – С. 52.

Чистые цвета относятся к нулевой отметке цветов, они мало динамичны и поэтому мало выразительны.

Для того чтобы более точно понять принцип цветового конструирования прически, необходимо, так же как и в живописи, рассмотреть двенадцатичастный цветовой круг (рис. 20).

Известно, что основными цветами в данном круге являются красный, синий и желтый. Это цвета первого порядка. Дополнительными цветами являются цвета второго порядка, полученные путем смешения основных – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Далее идут цвета третьего порядка, каждый из которых создается сочетанием цветов первого и второго порядка – желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, зелено-синий.

Основные характеристики цвета. Цвет является важнейшим средством композиции - student2.ru

Рис.20 Двенадцатичастный цветовой круг

Как показывает рис. 20, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый имеет свое место.

В парикмахерском искусстве цвета первого порядка дают все натуральные оттенки, существующие в чистом виде в природе и не получающиеся путем смешивания, они присутствуют в натуральном цвете волос (в кортексе). Как уже говорилось ранее, в волосе содержатся три вида пигментов – синий, красный, желтый. Смешение пигментов всех трех цветов дает натуральный тон волоса. Дополнительные цвета являются нейтрализующими цветами и используются при обычном окрашивании, добавлении mix-тонов для придания цвету необходимого оттенка или для коррекции нежелательных оттенков. Так, например, желтый оттенок можно корректировать фиолетовым, зеленый – красным и т.д.

Во второй главе нашего учебного пособия мы рассматривали шкалу светлот натуральных оттенков волос (иначе, уровни натурального тона волос). Рассмотрим теперь деление цвета волос на уровни с точки зрения разложения цвета. Как уже говорилось ранее, наши волосы высоко ахроматичны, поэтому возьмем за основу ахроматическую ось (рис. 21), которая состоит примерно из 250 оттенков серого цвета1. Поскольку в нашей работе разница между двумя светлотными характеристиками незначительна, поэтому будем использовать ее сокращенный вариант. В этом случае ахроматическая ось делится на 14 светлотных характеристик:

Основные характеристики цвета. Цвет является важнейшим средством композиции - student2.ru Основные характеристики цвета. Цвет является важнейшим средством композиции - student2.ru     14 – белый 12 – специальный блондин 11 – очень светлый блондин 10 – светлый блондин 9 – блондин 8 – светло-русый 7 – русый 6 – темно-русый 5 – светло-коричневый 4 – шатен (коричневый) 3 – темно-коричневый 2 – темно-коричневый насыщенный 1 – черный  

Рис. 21 Ахроматическая ось

__________________

1 Кувватов А.С. Искусство цвета / Изд-е 2-е. – М., 2007. С. 11.

Хроматичные цвета также делятся на уровни и используются при обозначении оттенка волос или красителя:

0 – натуральный (нейтральный)

1 – пепельный

2 – зеленый (матовый)

3 – желтый (золотистый)

4 – оранжевый (медный)

5 – красный

6 – фиолетовый

7 – коричневый

8 – синий

9 – ваниль

На основе ахроматической оси и присвоенных обозначений красителям, расшифруем номер красителя, который содержит уровень натурального тона и оттенки.

Рассмотрим краситель 8/76, и 8/43, где 8/ (светло-русый) – уровень натурального тона; /7 (коричневый, теплый) – оттенок, которого много в натуральном тоне; /6 (фиолетовый, холодный) – оттенок, который нейтрализует /7. Во втором примере - /3 (желтый, теплый оттенок) усиливает, насыщает предыдущий оттенок /4 (медный, теплый)

Таким образом, мы разобрали основные характеристики цвета, которые необходимо учитывать при окрашивании волос. Это дает нам возможность в дальнейшем гармонично сочетать различные цвета между собой (не только при смешении красителей, но и непосредственно при окрашивании волос), создавая интересные образы. Особую выразительность образа придают гармоничные сочетания и цветовые контраст

Цветовые контрасты

Сравнивая между собой два цвета, мы обычно находим между ними четко выраженные отличия, в этом случае мы имеем дело с контрастом. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая линия. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов. Изучая характерные способы воздействия цвета, принято выделять семь типов основных контрастов:

1. контраст цветовых сопоставлений;

2. контраст светлого и темного;

3. контраст холодного и теплого;

4. симультанный контраст;

5. контраст цветового насыщения;

6. контраст дополнительных цветов;

7. контраст цветового распространения1

Контраст цветовых сопоставлений – самый простой из семи. Его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Так, первичные цвета – желтый, синий и красный – обладают наиболее выраженным цветовым контрастом. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность цветового контраста уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех. Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимное влияние уменьшается.

При изменении яркости цвета цветовой контраст получает множество совершенно новых выразительных качеств. Число вариаций здесь очень велико,

_______________

1 Иттен И. Искусство цвета / пер. с нем. Л. Монаховой. – М. : Д. Аронов, 2000. – С. 116.

равно как и число возможных выразительных возможностей. Включение белого и черного цвета зависит от темы и индивидуальных предпочтений мастера. Эти два цвета являются важными элементами цветовых композиций. Белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более темными, черный, наоборот, - повышает их яркость и делает более светлыми.

Контраст светлого и темного также очень важен в композиции прически. Белый и черный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и черное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Серый цвет – это нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более сочными. В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу и, тем самым, обретая собственную жизнь.

Особые затруднения в определении контраста светлого и темного вызывают холодные и теплые цвета. Холодные цвета производят впечатление прозрачности и легкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как теплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком темными. Одинаковая светлота и одинаковая темнота делают цвета как бы родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединенными между собой.

Контраст холодного и теплого. К теплым цветам обычно принято относить все оттенки желтого, красного и их производные, к холодным – синие, фиолетовые, зеленые оттенки. Но, углубляясь в колористику, мы можем сказать, что существуют также холодные оттенки желтого и красного и теплые оттенки синего, зеленого. Такое сравнение возможно при сопоставлении одних цветов другим. Даже нейтральный серый цвет, в зависимости от содержания в нем желтого или синего, может быть теплым либо холодным. Поэтому, мастерам, работающим в сфере парикмахерского искусства, необходимо, ориентируясь в цветовых типах клиентов, уметь правильно подобрать им цвет волос: весна и осень – все теплые оттенки; зима, лето – все холодные.

Контраст дополнительных цветов – это контраст цветов, которые при смешивании дают нейтральный серо-черный цвет. Два дополнительных цвета противоположны друг к другу, но нуждаются один в другом. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношении к нему дополнительным.

В сочетании пар дополнительных цветов всегда присутствуют два из основных: желтый, красный, синий, например: красный + синий = фиолетовый, синий + желтый = зеленый, красный + желтый = оранжевый.

Закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении создается ощущение полного равновесия. Каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара «желтый – фиолетовый» представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного.

Симультанный контраст обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, одновременно порождает его сам. Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущения и объективно не существуют. Например, если плоскость окрашена красным цветом, то черный квадрат на ее фоне будет казаться зеленоватым, если зеленым, то черный квадрат покажется красноватым.

Контраст цветового насыщения предполагает противоположность между цветами насыщенными, яркими, блеклыми, затемненными. Как только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами, причем они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях. Чистый цвет может быть смешан с белым, черным, серым или путем добавления соответствующих дополнительных цветов. Действие контраста «блеклый - яркий» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться ярким рядом с блеклым тоном, и блеклым – рядом с ярким. Для выявления контраста насыщения, необходимо устранить контраст светлого и темного.

Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст насыщения без всяких иных контрастов, то блеклый цвет должен быть, подмешан к яркому, то есть яркий красный должен контрастировать с блеклым красным, а синий яркий с блеклым синим. Но нельзя ставить вместе яркий красный с блеклым синим, иначе чистый контраст насыщения будет заглушен другими контрастами, например, контрастами холода и тепла, и действие контраста насыщения с его выразительностью будет поставлено под вопрос.

Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность — противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».

Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными, и при каких условиях ни один из них не будет выделяться больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости. Для того чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейтрально-сером фоне средней светлоты.

По Гёте световую насыщенность различных цветов можно представить системой следующих соотношений:

жёлтый: 9

оранжевый: 8

красный: 6

фиолетовый: 3

синий: 4

зелёный: 6

Данные значения показывают силу цвета. Так, например, желтый цвет по силе воздействия является самым сильным, а фиолетовый – самым слабым цветом. Приведём отношения светлоты следующих пар дополнительных цветов:

жёлтый: фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4:1/4

оранжевый: синий = 8:4 = 2:1 = 2/3:1/3

красный: зелёный = 6:6 = 1:1 = 1/2:1/2

Если для гармонизации размеров цветовых плоскостей опираться на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин. То есть, жёлтый цвет, будучи в три раза сильнее, должен занимать лишь одну треть пространства, занимаемого его дополнительным фиолетовым цветом.

Таким образом, для гармоничных соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции:

жёлтый: фиолетовый = 1/4:3/4

оранжевый: синий = 1/3:2/3

красный: зелёный = 1/2:1/2

Или:

жёлтый: оранжевый = 3:4

жёлтый: красный = 3:6

жёлтый: фиолетовый = 3:9

жёлтый: синий = 3:8

жёлтый: красный: синий = 3:6:8

оранжевый: фиолетовый: зелёный = 4:9:6

Соответствующим образом можно представить также и все другие цвета в их соразмерной связи между собой. Сгармонированные в своих размерах цветовые плоскости производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст цветового распространения в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.

Данные соотношения можно применять и при работе с красителями и микстонами. Здесь уместно будет обратиться к правилам работы с микстонами. Как уже проговаривалось выше, в случае необходимости в краситель добавляются микстона, которые используются либо для насыщения цвета, либо для его нейтрализации.

При добавлении микстона используется правило десяти с учетом на 30 мл красителя (WELLA – правило 12 на 30 мл красителя) см. табл. 2.

Таблица 2

Наши рекомендации