Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике
Очная
Челябинск 2012
Содержание
1. Программа учебной дисциплины | |
1.1. Вводная часть | |
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины | |
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП | |
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | |
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины | |
1.3. Рабочая учебная программа | |
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля | |
1.3.2. Лекции | |
1.3.3. Практические занятия | |
1.3.5. Самостоятельная работа студентов | |
1.4. Список литературы | |
1.5. Электронная коллекция | |
1.6. Набор видео и аудио материалов | |
2. Методические рекомендации преподавателю | |
3. Методические рекомендации студенту | |
4.Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………. | |
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………... | |
6. Словарь основных терминов………………………………………… | |
7. Словарь основных риторических фигур…………………………… | |
8. Комплекс упражнений речевой гимнастики…………………………… |
1. Программа учебной дисциплины
1.1. Вводная часть
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Сегодня в связи с развитием информационных технологий успех в жизни человека во многом зависит от умения говорить и критически воспринимать сказанное. Социальная сфера предполагает речевые ситуации определенного типа и определенный репертуар речевых жанров, со своими способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами. Ораторское мастерство – это речевая деятельность, которой можно овладеть, даже если у человека нет для этого особых данных. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный успех, т.е. достижимость в жизни и деятельности. Коммуникативная компетенция - важная составляющая профессионализма современного специалиста.
Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации юриста. В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется проблема риторического образования юристов.
Цель дисциплины «Юридическая риторика» – способствовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений. Отсюда задачи курса:
· сформировать представление о риторике в совокупности всех ее составляющих,
· представить сущность коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструменте эффективного общения,
· дать представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи,
· сформировать навыки подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.),
· научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи,
· познакомить с основами КР, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический);
· раскрыть специфику судебной риторики.
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Юридическая риторика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП, Б.1.В.2. Изучается дисциплина на первом курсе, базируется на знаниях, полученных в школе или колледже по русскому языку, истории, обществознании.
Навыки и умения, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Юридическая риторика» могут быть применены в процессе изучения всех дисциплин ООП по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность, так как они формируют речевую деятельность студента.
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен
Иметь представление:
· об основных этапах становления риторики как науки;
· о риторических взглядах выдающихся риторов и ораторов античности и
· современности;
· о целях, видах, компонентах, структуре речевой деятельности;
· об основах эристики как полемического искусства;
· о сущности русского риторического идеала.
Знать:
· жанрово-тематическую характеристику речей различных родов (академических, социально-политических, социально-бытовых, духовных);
· историю и традиции русского судебного красноречия, правила построения и произнесения обвинительной и защитительной речи;
· основные принципы организации устной речи в таких видах делового общения, как беседа, консультирование, совещание, переговоры, телефонный разговор;
· логические, психолого-педагогические, этико-эстетические основы ораторского мастерства;
· требования, предъявляемые к речи следователя;
· условия эффективной речевой коммуникации;
· способы убеждения в различных ситуациях делового общения;
· правила речевого этикета.
Уметь:
· осознавать собственные цели, мотивы, интенции в различных речевых
актах;
· находить, отбирать, композиционно выстраивать материал при подготовке к публичному выступлению;
· словесно оформлять свою речь с позиций ясности, понятности, чистоты,
правильности, логичности, последовательности, богатства языковых средств, образности, выразительности;
· эффективно владеть голосом, мимикой, жестами во время публичного
выступления и в ситуациях межличностного общения;
· взаимодействовать с аудиторией различного типа;
· строить своё речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией, типом собеседника, собственным имиджем, предупреждая возникновение конфликтных ситуаций;
· давать риторический анализ текстов судебных речей классиков, выступлений известных политиков, телеведущих, сокурсников;
· владеть основными способами аргументации и приёмами опровержения
в полемике;
· корректно, в соответствии с правилами речевого этикета, вести себя в
различных коммуникативных ситуациях;
· распознавать манипулятивное речевое воздействие и достойно реагировать на него.
Иметь навыки:
· составления и редактирования текста речи;
· публичного выступления перед аудиторией;
· эффективного использования невербальных средств общения;
· отбора аргументов при отстаивании собственной позиции;
· ведения публичной дискуссии;
· анализа и самоанализа речевого поведения;
Дисциплина способствует формированию компетенций:
а) общекультурных компетенций (ОК), определяемых ООП ВПО по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность:
- способен осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК - 14).
б) профессиональных компетенций, определяемых ООП ВПО по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность:
- способен осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК - 37).
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,
общий объем часов 72, в том числе:
- лекции - 18 часов;
- практические занятия - 18 часов;
- самостоятельная работа – 36 часов.
Форма контроля - зачет
Семестр - 1.
Содержание дисциплины
Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике.
Предмет, структура, содержание риторики как науки. Широкое и узкое по-
нимание предмета риторики. Роль слова в искусстве убеждать. Афористика о
красноречии, убеждении, качествах речи. Историческая судьба риторики как
науки. Классическая риторика и неориторика.
Предмет и задачи изучения риторики в юридических вузах.Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками. Риторика как искусство, её место среди других искусств.