Вопрос 24. Баухауз – одна из первых европейских школ дизайна. История, концепция, представители
Возникновение и становление Баухаузатесно связаны с общественным переворотом, начавшимся в конце первой мировой войны. В 1919 году, в год основания Баухауз, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис. Октябрьская революция в России, а за ней Ноябрьская революция 1918 года в Германии, вызвали активизацию творческой деятельности, направленной на поиск новых революционных идей, активизацию политической деятельности, в которой принимали активное участие художники, представители интеллигенции. Это вело к столкновениям с формировавшимися реакционными силами реставрации Германии. С первых дней своего существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок. После шести лет пребывания в реакционном Ваймаре Баухауз вынужден был в 1925 году эвакуироваться в более дружественный Дессау. Через семь лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют его. В 1932 году Баухауз вынужден перебраться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.
Баухауз был создан в 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре, культурном центре Саксонии, в результате слияния и реорганизации существовавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заведение нового типа. Основателем и первым директором Баухауз был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969). Его замысел состоял в единении в одной школе изобразительного и прикладного искусства в совокупности с архитектурой. В программе Баухауза Вальтером Гропиусом была поставлена цель создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества по подобию средневековых сообществ строительства храмов - мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, мастеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они накладывали особый отпечаток на весь быт и систему отношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались "Баухютте" ("хижина строительства", отсюда и название "Баухауз"). Гропиус ставил две главные цели учебного и научно-исследовательского объединения:
во-первых, отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение как основа образования;
во вторых, синтез всех "художественно-производственных дисциплин в общее художественное произведение - "большой дом".
Обучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на котором учащемуся нужно было приобрести ряд навыков, которые давали ему возможность научиться обращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто успешно заканчивал его, начинал изучение специальных предметов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графического и фотографического искусства. В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта. Студентов готовили к проектированию для массового производства, и особые требования предъявлялись к знанию производственного процесса. В основе системы обучения лежала структура средневековых ремесленных цехов: "ученик-подмастерье-мастер".
Вводный курс Вальтер Гропиус поручил вести молодому швейцарскому художнику Иоганесу Иттену. Вместе с Иттеном в Баухаузе с самого начала работали немецкий скульптор Герхард Маркс и Лайонел Файнингер. В 1921 г. к этой группе присоединился художник Пауль Клее (мастерская художественного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля). После этого все больше и больше людей приходило из абстракционистских группировок: сначала - Оскар Шлеммер в 1921 г., затем в 1922 г. - Василий Кандинский (курс основ формообразования, семинары цветоведения и аналитического рисунка, мастерская настенной живописи, заместитель директора Баухауза), а в 1923 г. – Ласло Моголи-Надь (мастерская металла). Сотрудничество этих художников отмечено сильной тенденцией к абстрактному искусству. В связи с тем, что вокруг Баухауза росли силы противодействия, Вальтер Гропиус 1 апреля 1928 года покидает Баухауз. Новым директором становится, по его предложению, швейцарский архитектор Ханс Майер (1889-1954). Летом 1930 года Ханс Майер был уволен по политическим мотивам. Он уезжает с несколькими учениками в Советский Союз. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1986-1969), третий директор Баухауз, для сохранения существования школы исключил какую-либо политическую деятельность в стенах Баухауз. Но после правительственных выборов осенью 1931 года, на которых укрепились правые силы, был поставлен вопрос о прекращении выделения средств для Баухауз и даже о сломе его здания. В итоге было принято решение - существование Баухауз с 1 октября 1932 года прекратить и педагогический персонал уволить.Мис ван дер Роэ пытается спасти школу в форме частного института. В 1932 году Баухауз переселился в Берлин и устроился в пустующем здании бывшей телефонной фабрики. Почти весь преподавательский персонал и студенты прибыли в Берлин. Но после прихода фашистской диктатуры судьба Баухауз была предрешена. 11 апреля 1933 года полиция произвела обыск в здании школы под предлогом, что здесь находится коммунистическая литература. Присутствующие педагоги и студенты, которые не смогли предъявить свои документы, были арестованы, здание опечатано. 20 июля 1933 года Совет педагогов решил ликвидировать Баухауз.
Баухауз - крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне, пропагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности.