Виды социокультурной коммуникации
а)инновационная (передача информации о новых знаниях, и опыта.б) ориентационная (помогающая субъектам культуры ориентироваться в окружающем их пространстве,); в) стимуляционная (воздействующая на активность людей, актуализация в конкретной ситуации соответствующих знаний человека об окружающей действительности и технологиях деятельности, а также навыки получения недостающей информации); г) корреляционная (помогающая уточнить отдельные параметры культурной деятельности, детализирующая и конкретизирующая более частные оспекты знаний, ориентации и стимулов).
45.Диалоги культур в работе М.М. Бахтина "эстетика словесного творчества"
Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 (17) ноября 1895, Орёл — 6 марта 1975, Москва) — русский философ и мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея (эвфемизм по отношению к главной и ведущей линии в развитии европейского романа в «большом времени»).
Взгляды М.М. Бахтина на природу диалога особенно ярко раскрываются в его исследованиях творчества и поэтики Достоевского . Уникальные особенности творчества величайшего писателя позволили М.М. Бахтину (в своеобразном диалоге с Достоевским) не только выявить идейно-художественное своеобразие творчества гениального художника человечности, но и создать парадигмальную концепцию диалога.
Основные категории данной концепции могут быть представлены следующими понятиями: монологизм, полифония, диалог, карнавал, смеховая культура и т.д. Для целей нашего исследования мы определили цепочку взаимосвязанных между собой категорий, адекватных сущности этой работы: культура> личность> самодетерминация> диалог> текст> произведение> понимание> гуманитарное мышление> творчество> смысл.
М.М. Бахтин понимает культуру как:
1. форму общения людей разных культур, форму диалога; для него “культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой” (2. С.85);
2. как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью;
3. как форма обретения, восприятия мира впервые.
Эти три определения взаимосвязаны и переходят одно в другое.
Инновации культуры
- такие явления культуры, которых не было на предыдущей стадии развития культуры этноса, но которые появились на данной стадии и нашли себе место в общей совокупности культуры. Инновации могут появляться либо в результате внутренних процессов развития культуры как изобретения и нововведения (культурные мутации), либо могут быть связаны с внешними воздействиями В последнем случае следует различать две формы инновации - заимствование и стимулированную культурную трансформацию. К культурным мутациям относятся, во-первых, целенаправленные изобретения, отвечающие вновь возникающим и растущим нуждам общества. Возникновение металлургии, одомашнивание животных и окультуривание растений, все развитие техники может служить примером таких И.к. Вместе с тем, случайный инцидент может закрепиться в традиции и дать начало культурной мутации. Заимствование, пожалуй, один из самых распространенных видов инноваций, но внешние воздействия не только приводят к заимствованиям, но и порождают стимулированную трансформацию. В религиях народов Меланезии культ черепа и охота за головами врагов возникли, по-видимому, как культурные мутации в связи со спецификой их хозяйственно-культурного развития. Как правило, И.к. в процессе своего "вживания" в массив культуры этноса проходят три этапа - отбор, модификацию и интеграцию. Инновация - это не просто новшество, новинка. В высокоразвитой культуре новинки моды появляются постоянно, но далеко не все они проходят через фильтр отбора. Заимствование тоже, как правило, происходит выборочно. Модификация применительно к специфике данного этноса существенна в основном для заимствований, поскольку мутации и стимулированные трансформации сами по себе возникают в рамках данного этноса. Наконец, структурная интеграция инновации означает, что она уже перестала быть новшеством и превратилась в традиционное для культуры данного этноса явление. Лит.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная культура. М., 1983. С.А. Арутюнов.
— механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, к-рые создают предпосылки для социокультурных изменений. Способность общества к адаптации, к-рая делает возможным разрешение непосредственно стоящих и насущных для общества и человека проблем, исторически вырабатывается в ходе осуществления ритуалов, в играх и др. видах деятельности, не составляющих насущной потребности, но, тем не менее, требующих формирования в человеч. культуре способностей отражать действительность, трансформировать действия и вносить элемент новизны. И. зависит от человеч. способности к творчеству и возможностей сообщества принимать или адаптировать рез-ты этого творчества.
Некоторые культуры обладают традицией обществ, поддержки И. Новые идеи, возникающие в индивидуальном сознании, распространяются в обществе, что создает возможность для социокультурных изменений. Процессы распространения, принятия или неприятия, модификации, институционализации, сами по себе являются творч. инновативными процессами. Соотношение между традицией и новацией зависит от историч. условий, определяющих развитие адаптивной стратегии человеч. сообществ.