Правописание one после шипящих. 12 страница
1. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне...
(П.). 2. Базар кишел народом, потому что
было воскресенье (Л.). 3. Я немного поколебался, однако
сел (Т.). 4. Гаврила решил, что немой либо сбежал,
либо утонул вместе со своей собакой (Т.). 5. За
дождем не видно было ни моря, ни неба (М. Г.).
158
6. Знать, и человеческая жизнь не так уж коротка, если
способна связать собой старую Россию с новым веком!
(О. В.).
254 (повторение). Распределите слова первого абзаца по
частям речи. Озаглавьте текст.
На другой день утром мы пошли с Антоном Павловичем
смотреть купленный им участок. Когда мы
пришли на место, настроение у меня испортилось.
Я увидела (не) что невероятное: участок представлял
собой часть крутого косогора, спускавшегося прямо
от шоссейной дороги (в) низ, на нем (не) было (н..) какой
постройки, (н..) дерева, (н.:) куст..ка, лиш.. старый,
заброш..ный корявый виноградник торчал из
сухой, твердой, как камень, земли. (Н..)вольно перед
глазами у меня встало наше Мелихово с его алиями,
большими деревьями, фруктовым садом, ак..уратными
доро..ками. И все это мы должны были променять
на этот дикий косогор.
Я (н..) сумела, видимо, скрыть от брата своего первого
(Hi.) приятного впечатления и этим рас..троила
его. Мне стало досадно на себя. Я постаралась внушить
себе, что все( таки) это прославленный Крым и
вот сейчас, (не)смотря на октябрь, тут тепло, так красиво
кругом. И правда, над нами расстилалось безоблачное
небо, светило яркое солнце. Ялта лежала как
на ладони . Тогда еще был вид..н мол, подходившие
к нему парусники, пар...ходы. Теперь (нечего этого
уже (н..) видно из (за) сильно разросшегося сада.
И, (на)-конец, самое главное — брату нужно ..десь
жить ради ..доровья.
После постройки дома наш участок уже (к..)
пр..дставлял той безотрадной картины, которую я
увидела годом раньше. (Во) кругr дома начал создават..
ся сад, были уже проложены ак..уратные, посыпанные
гравием доро..ки, установле..ы скамейки.
Посаженные братом деревца принялись, и он продолжал
сажать все новые и новые. Так(же) как, бывало,
159
в Мелихове, брат часами возился в саду. Ему всегда
нравилось р..стить что(-то) и потом наблюдать за результатами
своих трудов.
Многие мысли о природе, климате, о садах и лесах,
вложенные Антоном Павловичем в уста героев и персонажей
его произведений, — это мысли и убеждения
самого Антона Павловича. Он очень тонко
чу..ствовал и понимал природу. Эту любовь к природе,
к каждому цветочку, кустику, деревцу, брат пр..вил
и мне. Когда года через три ветер сл...мал выр..сшую
в нашем саду бере. .ку, я была очень рас..троена и плакала
по ней.
(По М. П. Чеховой)
1. Объясните написание слов с пропущенными буквами
(вставьте их вместо точек). Раскройте скобки.
2. Подберите синонимы к словам заброшенный, прославленный,
расстроена.
3. Подберите антонимы к прилагательным в словосочетаниях
твердая земля, неприятное впечатление, безоблачное
небо.
§ 39. Частицы.
255'; Выпишите в три колонки частицы, имеющиеся
в предложениях приводимого ниже текста: а) формообразующие;
б) отрицательные; в) модальные. В последней
группе укажите смысловые оттенки, которые вносят
в предложение частицы (вопрос, восклицание, указание,
сомнение, выделение, ограничение, усиление
и т. д.).
1. Ну что за шейка, что за глазки? (Кр.). 2. Охота
быть тебе лишь только на посылках? (Гр.). 3. Пусть
будут счастливы все, все твои друзья! (П.). 4. Ребята!
Не Москва ль за нами? (Л.). 5. Завтра же едем!
(Г.). 6. Неужели ты своего сына не любила? (Т.).
7. Минуты через три все было уже готово, и все-таки
медлили начинать (Л. Т.). 8. Ведь я не художница, а
музыкантша (Ч.). 9. Разве я говорю что-нибудь дур-
160
ное? (М. Г.). 10. Вот характерный след зайца (Арс).
11. Ты бы, Сережа, все-таки поговорил с Лидией
(Пришв.). 12. Покажите-ка руку (Фед.). 13. Даже самая
маленькая ложь приводила его [Петю] в смущение
(Кат.). 14. Давай-ка выйдем на воздух (Сим.).
15. Пожалуй, именно трусость определила падение
Юрия (О. В.). 16. Это ли не знамение и символ времени?
(О. В.).
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
§ 40. Типы связи в словосочетании
и предложении.
256. Укажите тип связи (согласование, управление,
примыкание) в приводимых ниже словосочетаниях.
Интересная книга, написать изложение, встречаться
изредка, уехать на юг, уединенное место, каждый
ученик, войдя в комнату, советы родителей, писать
быстро, заниматься по плану, проснуться рано,
последние известия, подплыть к берегу, готовый
услужить, достойный похвалы, стремление к знаниям,
желание учиться, вытереть насухо, говорить по-
английски, контроль над исполнением.
257. В предложениях приводимого текста выделите
словосочетания со связью согласования, управления,
примыкания. Озаглавьте текст.
Стоит ступить в росистый луг, шелохнуть плечом
сонные ветки кустов, стоит вдохнуть полной грудью
запахи молодых трав и лесной прели, обволокшие
теплую землю, достаточно заглянуть на окутанную
легким туманом ложбину ручья с вознесшимися кронами
деревьев, уже освещенными первыми лучами
солнца, чтобы охватили тебя великий мир и покой,
показалась суетной и лишенной красоты наполнен-
162
ная соперничеством и раздорами жизнь, сердце и ум
возликовали от необъяснимого, но полного понимания
≪любви и языка≫ живой природы.
Вид векового дерева говорит мне о преемственности
жизни. О поколениях моих предков, останавливавших,
как и я, взгляд свой на его раскидистой вершине
и корявом вечном стволе и, может быть, думавших
о тех, кто будет после них любоваться им. Давно истлели
их кости, а дерево все стоит — молчаливым, но
не чуждым нашей жизни свидетелем. Через него я
вещественно связан со своей землей и с ее судьбами.
И особенно истово гляжу я на зеркальце родника на
дне заросшего черемухой и сиренью укромного овражка,
неиссякаемо изливающего студеную свою и
чистую живую воду. К нему с незапамятных времен
протоптана стежка, углаженная ступнями длинной
чреды деревенских женщин, ходивших сюда с ведрами
на коромысле. Может ли, пока стоят такие деревья
и не пересохли эти родники, ослабеть вера в
свою землю!
(О. В. Волков)
1. Составьте схему последнего предложения текста.
2. Найдите в предложениях однородные члены.
3. Объясните написание полных и кратких причастий.
258. Раскройте скобки, заключенные в них слова поставьте
в нужной форме; образуйте словосочетания со
связью согласования. В случае затруднений справьтесь в
словаре о роде несклоняемых существительных.
Амплуа (широкий), бюро (справочный), жюри (авторитетный),
какао (вкусный), кафе (отремонтированный),
кино (широкоэкранный), коммюнике (официальный),
кофе (черный), меню (разнообразный),
метро (московский), портмоне (кожаный), резюме
(краткий), трико (шелковый), трюмо (стенной), фойе
(просторный), Батуми (солнечный), Миссисипи (полноводный),
Токио (многомиллионный), Чикаго (огромный).
6* 163
259. Раскройте скобки, заключенные в них слова поставьте
в правильной падежной форме и, где нужно, добавьте
подходящий предлог; образуйте словосочетания
со связью управления.
Образец: удивляться (талант юного художника)
— удивляться таланту юного художника. Удивлен
(ловкость гимнаста) — удивлен ловкостью гимнаста.
1. Вера (свои силы) — уверенность (победа хоккеистов).
2. Обидеться (сказанные слова) — обижен
(оказанный прием). 3. Обрадоваться (возвращение
брата) — обрадован (полученные результаты).
4. Обращать внимание (недостатки) — уделять внимание
(каждая мелочь). 5. Опираться (научные данные)
— базироваться (результаты опыта). 6. Основываться
(проверенные факты) — обосновывать
(фактические данные). 7. Графин, полный (вода) —
сундук, наполненный (одежда). 8. Препятствовать
(движение) — тормозить (развитие). 9. Рассердиться
(неуместная шутка) — рассержен (глупая выходка).
10. Уплатить (проезд в автобусе) — оплатить (стоимость
проезда).
260. Выразите своими словами основную мысль текста.
Выделите предложения с однородными членами.
ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫК.
Русский язык принес нам из далеких времен редкий
подарок — ≪Слово о полку Игореве≫, его степную
ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей.
Этот язык украшал сказками и песнями тяжелую
долю простого русского человека. Он был гневным и
праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым
гневом в речах и книгах наших вольнодумцев,
томительно звучал в стихах Пушкина, гудел,
как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, рисовал
громадные полотна русской жизни у Толстого,
Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен
в устах Маяковского, прост и строг в раз-
164
думьях Горького, колдовскими напевами звенел в
строфах Блока.
Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказать о
всем великолепии, красоте, неслыханной щедрости
нашего действительно волшебного языка.
(К. Г. Паустовский)
1. Сделайте фонетический разбор слова праздничный.
2. Найдите сложные слова, объясните их образование.
3. Объясните слитное написание не в словах непоколеби
мым, неслыханной.
261. К каждой паре прилагательных подберите подходящие
по смыслу существительные из числа заключенных
в скобки; образуйте словосочетания.
1. Бережливый — бережный (обращение, отношение,
хозяйка). 2. Деревянный — древесный (спирт,
уголь, забор, выражение лица, игрушка). 3. Искусный
— искусственный (работа, шелк, мастер, смех,
орошение, освещение, препятствие). 4. Невежественный
— невежливый (ответ, суждение, обращение,
человек). 5. Нижний — низкий (течение реки,
каблук, потолок, берег, конечности, температура,
качество, ветки дерева, поступок, музыкальная нота).
6. Обидный — обидчивый (человек, характер,
намек, прозвище). 7. Скрытный — скрытый (угроза,
характер, недовольство, намерения). 8. Сытный —
сытый (обед, жизнь, скот).
262. Приведите примеры различных видов связи в словосочетаниях,
содержащихся в предложениях помещенного
ниже текста. Озаглавьте его.
Со времени Кольцова земля русская не производила
ничего более коренного, естественного, уместного
и родового, чем Сергей Есенин, подарив его времени с
бесподобною свободой и не отяжелив подарка стопудовой
народной старательностью. Вместе с тем Есенин
был живым, бьющимся комком той артистичнос-
165
/
ти, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим
моцартовским началом, моцартовской стихиею.
Есенин к жизни своей отнесся как к сказке. Он
Иван-царевичем на сером волке перелетел океан и,
как жар-птицу, поймал за хвост Айседору Дункан. Он
и стики свои писал сказочными способами, то, как из
карт, раскладывая пасьянсы из слов, то записывая их
кровью сердца. Самое драгоценное в нем — образ родной
природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной
с ошеломляющей свежестью, как она далась
ему в детстве.
(Б. Л. Пастернак)
1. Объясните дефисное написание сложных слов Иван-
царевич, жар-птица.
2. Объясните постановку тире в последнем предложении
текста.
3. Объясните постановку знаков препинания в первом
предложении текста.
263. Укажите, с какими существительными, заключенными
в скобки, сочетаются приводимые ниже прилагательные.
Составьте словосочетания, согласуя прилагательные
с существительными.
1. Дождевой — дождливый (вода, день, капля, облака,
осень, погода, сезон).
2. Духовный — душевный (беседа, близость, болезнь,
запросы, интересы, отношение, потрясение,
сила, человек).
3. Короткий — краткий (биография, визит, встреча,
день, дистанция, лето, ночь, ответ, отчет,
платье, пребывание, прилагательное, радиоволны,
разговор, рассказ, сведения).
4. Мелкий — мелочный (деньги, дождь, дрожь, интересы,
калоши, камешки, обиды, песок, побуждения,
почерк, предприятие, река, тарелка, человек,
черты лица).
5. Обыкновенный — обычный (деревянный дом,
занятия, карандаш, писчая бумага, течение жизни,
человек, шум на улице).
166
6. Особенный — особый {внимание, голос, доверие,
значение, интерес, комиссия, красота, мнение, параграф
закона, популярность, права, смех).
264. Выпишите словосочетания со связью согласования.
МОЯ РОССИЯ.
Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Ее равнины снеговые,
Ее цыгане кочевые,
—Ах, им ли радость не дана?
Ее порывы огневые,
Ее мечты передовые,
Ее писатели живые,
Постигшие ее до дна!
Ее разбойники святые,
Ее полеты голубые,
И наше солнце и луна!
И эти земли неземные,
И эти бунты удалые,
И вся их, вся их глубина!
И соловьи ее ночные,
И ночи пламно-ледяные,
И браги древние, хмельные
И кубки, полные вина!
И тройки бешено-степные,
И эти спицы расписные,
И эти сбруи золотые,
И крыльчатые пристяжные,
Их шей лебяжья крутизна!
И наши бабы избяные,
И сарафаны их цветные,
И голоса девиц грудные,
Такие русские, родные,
И молодые, как весна,
И разливные, как волна,
И песни, песни разрывные,
Какими наша грудь полна,
167
И вся она, и вся она
— Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!
(И. Северянин)
1. Укажите состав слова пристяжные.
2. Объясните написание сложных прилагательных.
3. Прочитайте стихотворение выразительно.
265. Укажите, в чем выражается связь согласования
(в роде, падеже, числе) в словосочетаниях, содержащихся
в предложениях приводимого ниже текста.
Недалеко от усадьбы, за речкой, на возвышенном
месте, есть курган. Он невысок, его запахивают, и
ржаной колос шуршит по его склонам. Тот, кто в давние
времена выбрал это место, поступил правильно:
место хорошее. Это древнейший пункт нашей земли.
Если спускаться с него вниз, к речке, то пересечешь
овражек — крутой и довольно глубокий. Там течет
небольшой ручей ключевой воды; кое-где на круче
обнажен рыжеватый известняк. Некогда тут был
непроходимый лес и у ручья стоял скит. Ничего не
осталось от этого скита; верно, лишь ручей все тот же.
Пройдя далее лугом, можно вновь подняться к яблочному
саду, и вы перед домом — небольшим помещичьим
домом, одноэтажным, с террасой. Он ничем
не замечателен и рядом с той стариной, от которой мы
шли, очень молод. Перед ним цветник, лужайка, с боков
он обрамлен старыми липами, тополями и кленами.
Ниже лужайки три маленьких пруда.
(Б. К. Зайцев)
1. Разберите по составу слова древнейший, известняк.
2. Охарактеризуйте как часть речи прилагательные помещичий,
яблочный, ржаной.
3. Найдите в тексте синонимы к прилагательным небольшой
и древний.
266. Составьте возможные словосочетания из приводимых
ниже однокоренных прилагательных и заключенных
в скобки существительных. Укажите, в каких слу-
168
•
чаях полученные словосочетания синонимичны, а в каких
расходятся по значению.
1. Героический — геройский (борьба, время, образ,
поступок, поход, самопожертвование, усилия, эпоха).
2. Гигиенический — гигиеничный (костюм, меры,
нормы, образ жизни, обстановка, требования).
3. Дипломатический — дипломатичный (агент,
должность, курьер, миссия, неприкосновенность,
нота, ответ, отказ, отношение, поступок, представительство,
шаг, этикет).
4. Комический — комичный (актер, амплуа, вид,
гримаса, история, манеры, поза, походка, произведение,
роль, ситуация, сюжет, талант).
5. Лирический — лиричный (волнение, герой,
жанр, настроение, песня, поэзия, поэт, произведение,
стихотворение, тенор, чувство).
6. Логический — логичный (вопрос, вывод, высказывание,
доказательство, категории, мнение, мышление,
ответ, ошибка, поступок, противоречие,
рассуждение, связь, следствие).
7. Практический — практичный (деятельность,
занятия, знания, значение, материал, натура,
опыт, помощь, пригодность, работы, руководство,
сведения, совет, ткань, цвет, цель).
8. Тактический — тактичный (женщина, задача,
замечание, обращение с людьми, поведение, поступок,
предупреждение, разногласия, совет, учения).
267. Укажите, в чем выражается связь управления
(предложная — беспредложная конструкция, падежная
форма) в словосочетаниях, содержащихся в предложениях
приводимого ниже стихотворения.
ЛЕТНИЙ САД.
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
169
В душистой тени между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И всё перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
(А А. Ахматова)
1. Поставьте ударение в слове статуи.
2. Объясните написание нн в словах единственный, царственный,
таинственно.
268. Составьте план к приводимому ниже тексту. Перескажите
его содержание.
БРЕВЕНЧАТЫЕ МАВЗОЛЕИ.
Новгородчина. Восточная сторона...
Сколько раз за эти дни проходил я заброшенные,
словно вымершие деревни, сколько видел пустых домов
с (давно) остывшими печами! И кажется, уже начал
привыкать и к запустению и задичанию, но эта
деревня меня взволновала: на углах домов я увидел
(не) большие красные звездочки, вырезанные из жести,
(в) память о погибших на войне. Обычай, ныне довольно
распространенный на сельской Руси.
От единственной старушонки, которая жила в этой
деревне (на лето из города приехала), я узнал, что поставил
звезды на домах местный учитель со школьниками...
170
При (не) привычном свете (давно) забытой керосиновой
лампешки мы с хозяйкой попили чаю, поговорили
о том о сем, а потом перед сном я вышел глотнуть
свежего воздуха.
Вечер был дивный. На голубом небе дружно высыпали
звезды, да такие яркие, спелые. И была луна
(с) лева, так что вся улица была закрещена чернильными
тенями.
Путаясь в паутине этих теней, я прошел через всю
деревню, вышел к старой, обвалившейся изгороди и
опять потянулся глазами к небу.
Звезды стали еще ярче. И я (смотрел) смотрел на
их алмазное мерцание и вдруг вспомнил притчу из далекого
детства — о том, что после смерти людей души
их поселяются на звездах, каждая душа на особой
звезде.
Но, боже, как холодно, как одиноко и тоскливо на
этих звездах, подумал я. И (по) чему (бы) душам
погибших на войне из этой деревни (не) поселиться
в собственных домах, за которые они отдали жизнь?
И едва я подумал так, как (тот) час (же) мертвые
дома, чернеющие под ярким, алмазным небом, представились
мне сказочными бревенчатыми мавзолеями,
в каждом из которых покоится душа погибшего
на войне хозяина — солдата.
Бревенчатые мавзолеи. По всей России...
(Ф. А. Абрамов)
1. Укажите состав слов старушонка, школьники.
2. Раскройте скобки, объясните написания.
3. Охарактеризуйте два первых и два последних предложения
текста.
269. Составьте план к приводимому тексту. Изложите
в письменной форме его содержание.
КАК ДЕЛЬФИНУ ПОМОГЛИ.
Передвигался дельфин рывками, словно на исходе
сил. Животное безбоязненно подплыло вплотную
к траулеру, попыталось прыгнуть на его борт. Люди
увидели, что на боку у дельфина большая рваная ра-
171
на. Рыбаки решили помочь животному, подняли его
на палубу. Судовой медик сделал дельфину укол, промыл
и зашил рану. Операция длилась полтора часа.
Необычного пациента бережно спустили на воду.
Здесь его ждала большая стая сородичей. Они устроили
вокруг судна хоровод. А когда траулер отправился
в другой район промысла, дельфины долго сопровождали
его своеобразным эскортом.
1. Укажите состав слов передвигался, безбоязненно,
своеобразный.
2. Объясните написание слова рваная (рана), укажите,
какая это часть речи.
3. Найдите предложения с однородными членами.
270. Образуйте возможные словосочетания со связью
управления из существительных-синонимов и слов, заключенных
в скобки.
1. Вереница, ряд, цепь, шеренга (автомашины,
дикие гуси, ошибки, рассуждения, сани, события,
солдаты, холмы). 2. Весть, извещение, сообщение,
уведомление (синоптиков, из банка, из дому, о запуске
искусственного спутника Земли, о приезде,
о смерти, по радио, с почты). 3. Доля, доза, порция,
часть (деньги, долг, дом, истина, котлеты, лекарство,
мороженое, наследство, сутки, ученики).
4. Знак, признак, симптом (болезнь, внимание, кризис,
отправление, согласие, старость, уважение,
ум). 5. Имя, кличка, название, наименование, прозвище
(кинофильм, литературное произведение, собака,
товары широкого потребления, улица, ученик,
человек).
271. Замените приводимые ниже беспредложные сочетания
двух существительных синонимическими сочетаниями
существительных с прилагательными.
Образец: берег реки — речной берег.
Вершина горы, волны моря, время обеда, горы
Кавказа, капля дождя, луч солнца, музеи Петербурга,
окраина города, отношения родства, работник
172
библиотеки, растительность степей, свет луны,
счастье семьи, темнота ночи, ущелья гор.
272. Замените приводимые ниже предложные сочетания
двух существительных синонимическими сочетаниями
существительных с прилагательными.
Образец: ария из оперы — оперная ария.
Банка из-под консервов, вагон для багажа, воротник
из меха, жизнь в деревне, задача по арифметике,
книги для детей, коробка из дерева, кувшин из глины,
плавание под водой, платье из бархата, портфель
из кожи, пространство без воздуха, простыни из полотна,
работа по вечерам, статуя из мрамора, упражнения
по орфографии, хлеб из пшеницы, чай из Индии,
яблоки из Крыма.
273. Замените, где это возможно, сочетания существительных
с прилагательными синонимическими сочетаниями
(предложными или беспредложными) двух существительных.
Образец: велосипедное колесо — колесо велосипеда;
танцевальная площадка — площадка для танцев.
Безоблачное небо, бесконечные поиски, военная
служба олчья стая, городские жители, дворовая собака,
дружеская поддержка, Кавказское побережье,
карманные часы, коровье молоко, кухонная посуда,
масляные краски, математические расчеты, морской
берег, шерстяной костюм, народный праздник,
овечье стадо, охотничьи рассказы, папиросная бумага,
парусная лодка, приморские страны, речная вода,
сливочное масло, стальной цвет, странные нравы,
ученический кружок, часовая цепочка, чеховские
пьесы, читальный зал, шелковая подкладка, школьная
библиотека.
274. Выпишите словосочетания со связью примыкания.
Сегодня мы можем точно назвать даты всех космических
стартов, довольно точно определить рубежи
истории космоплавания, назвать имена дерзких меч-
173
тателей и смелых первопроходцев, но мы никогда не
узнаем, когда появилась мечта о полете к звездам.
Мечта эта так же стара, как и само человечество.
Легенды и мифы о парении подобно птице, сказания
о ковре-самолете, гигантской пушке сопровождали
многие поколения людей, будоражили воображение,
рождали силы и жажду познания, звали вперед.
Человек рвался к Солнцу и звездам, чтобы приблизить