Учение о художественном гении И. Канта
Гений в понимании другого представителя немецкой классической философии — Иммануила Канта — специфический талант, прирожденная способность к созданию образцовых произведений искусства. И. Кант утверждает, что гений — редкое исключение среди человеческого множества. Это «аристократ», «избранник духа», способный возвыситься «над плоским уровнем обычной логики». Настоящее произведение искусства, по мнению Канта, может появиться лишь как продукт гения, которому присущи особые черты. Гений — не ловкость в создании того, что можно изучить по какому-нибудь правилу. Гений — талант создавать то, для чего не может быть никаких определенных правил. Поэтому оригинальность — первое его свойство.
Притом гений отличается не просто оригинальностью, но непременно «образцовой оригинальностью». Особенно ценно замечание И. Канта о том, что оригинальной может быть и нелепость. Напротив, произведения «гения» должны стать примером для подражания другим. Создавая «образцовое произведение искусства», гений не отдает ни самому себе, ни другим отчета в том, каким образом являются в нем идеи для его произведения; свое правило он дает здесь так, как если бы он был самой природой.
Поясняя в своем трактате «О гении» природу гениальности, И. Кант дает сравнительную характеристику гения в искусстве и в науке. Он поддерживает и развивает мысль, высказанную еще древнегреческими философами: в науке даже величайший ум отличается от жалкого подражателя или ученика «только по степени», тогда как от того, «кого природа одарила способностью к изящным искусствам», подражатель отличается специфически.
Несмотря на известные различия между художественным и научным творчеством, нельзя не отметить, что природа креативности (что было многократно доказано более поздними исследованиями) — едина. Это, конечно же, не предполагает идентичности научного и художественного творчества, а лишь подчеркивает психологическое единство механизма творчества, а, следовательно, и психологическое «равноправие» творческих проявлений в любых видах деятельности.
Предложенное И. Кантом ранжирование свидетельствует о том, что он, как и его далекие предшественники, — древнегреческие философы Пифагор, Сократ, Платон и др., фактически отказывает ученому в возможности творить в высшем смысле этого слова, обосновывая это следующим умозаключением. В то время как художественный гений не отдает себе отчета в том, каким образом в нем рождаются и действуют идеи, не в состоянии описать в понятиях науки собственную внутреннюю деятельность или передать другим метод, необходимый для создания подобных произведений, даже величайшие достижения науки практически всем доступны для усвоения.
Основа такого видения, вероятно, в том, что для И. Канта и его современников наука направлена лишь на изучение природы, тогда как искусство выше природы, оно не есть подражание природе, а эталонная модель, образец для нее. Из трактуемого таким образом различия способов освоения действительности И. Кант и выводит идею недостижимости «максимума творческой одаренности» для ученого.
Основной мотив эстетической деятельности - бегство от всех форм однообразной практической деятельности. Однако свобода в искусстве - вовсе не абсолютный произвол. Художественное творчество предполагает следование определенным правилам. Но подлинное искусство должно быть таким же непринужденным и естественным как природа.
Кант считает, что нельзя вторгаться в жизнь художественного произведения, произвольно вмешиваться в созданную художником гармонию, «целесообразность».
Эстетическое искусство, по Канту, делится на приятное и изящное.
Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения.
Изящные искусства содействуют «культуре способностей души», приближают сферу эстетического к сфере познания.
Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения. Кант абсолютизирует природную одаренность художника и недооценивает роль общественной среды в формировании творческих способностей и субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла художественного произведения. Так же Кант понимал и характер творческого процесса в искусстве как неосознаваемого, т. к. гений сам не может описать или научно показать, как он создает свое произведение.
В отличие от науки, где важно описывать технологию творческого открытия для последующего его использования в науке и производстве, воспроизведение и дублирование художественного произведения не способствует развитию искусства, а увеличивает количество подражательных и серых произведений, т. е. оригинальность - одно из необходимых качеств шедевра в искусстве. Оригинальность может быть осознана только на фоне и по сравнению с теми произведениями, которые ею не обладают.
Четыре признака характеризуют «гения»:
1) это способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила;
2) созданное произведение должно быть образцовым;
3) автор не может объяснить другим, как возникает его произведение;
4) сфера гения не наука, а искусство.