Единство общедидактических и специфически художественных принципов музыкального образования

Методологическая роль дидактических принципов в учебном процессе. Дидактические принципы как система теоретических обобщений, призванных организовать цель, задачи, содержание, средства, формы и методы обучения в целом.

Универсальность дидактических принципов музыкального образования. Интерпретация общедидактических принципов сообразно музыкально-педагогической деятельности. Дополнение общей для всех предметов системы принципов специфическими для преподавания искусства принципами: интереса и увлеченности, единства эмоционального и сознательного, единства художественного и технического, творчества, интонационности, импровизационности, целостности, художественности и др.

Методологические подходы обеспечиваются системой методологических принципов. Их сущность раскрывается в следующем:

Принцип культуросообразности. Природа этого принципа исходит из понимания единства (взаимосвязи и взаимозависимости) искусства, художественного образования и культуры. Культура является внутренней смысло- и формообразующей доминантой душевного и духовного мира человека. Художественное образование при этом, выступает одним из механизмов целостности социокультурного роста человека. Как культурный процесс оно функционально связано с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, с допустимыми и недопустимыми принципами и формами их взаимодействия, с повышением уровня их социальной интегрированности, с организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ, в созидании и разрушении культурных норм.

Принцип культуросообразности предполагает:

- максимальное использование в образовательном процессе культуры нации, страны, региона, на ее основе развитие индивидуальных способностей и позитивной национально-культурной идентификации;

- учет динамики изменения художественной культуры в контексте развития мировой культуры;

- освоение не только предметного содержания учебных дисциплин образовательной области «Искусство», но и понимание их общекультурного значения, осмысле6ние общечеловеческих ценностей.

Наполненная органичной целостностью культуры, образовательная область «Искусство» выступает как основа единства художественного образования, искусства и культуры. Принцип культуросообразности, является реальным методологическим регулятивом педагогического знания и ценностным императивом педагогического действия.

Принцип культуротворчества предполагает:

направленностьзнаний-ценностей на развитие способности учащегося к социальному конструированию;

включение процесса и результата художественно-творческой деятельности ученика, группы учеников класса в социокультурный контекст;

рассматривание учащегося как субъекта социокультурного действия.

Опираясь на принцип культуротворчества,художественно-образовательная деятельность школьника рассматривается как способ проникновения его идеей своей сопричастности к миру и определения своего отношения к нему, осмысление значимости существования себя и своей деятельности в историко-культурном процессе.

Принцип инвариантности художественного образования подразумевает его обязательность в системе общего образования личности. Это обосновывается тем, что искусство исторически включено в целостную систему общественного сознания, куда входят наука, религия, философия, мораль политика и право. Оно выступает в качестве средства общения между членами одного социума, между поколениями, между народами и представителями различных культур. Представляя собой, образный язык культуры, искусство позволяет не только «опредмечивать» и транслировать ее ценностно-смысловое ядро, но и осуществлять «распредмечивание» и присвоение генеральных ценностей.

В художественно-творческой деятельности школьников доминирует роль эмоциональных факторов. Их основой являются переживание и впечатления человека. Именно они выступают в качестве первоосновы формирования его духовного опыта и подлежат трансляции посредством и через искусство в любом обществе, в любой культуре.

Принцип инвариантности позволяет дифференцировать задачи науки и искусства в общем образовании школьников.

3.3.4. Принцип единства национального сознания и национально своеобразной художественно-педагогической деятельности предусматривает, что активность педагога, может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия учащихся, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей его этнической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития. Этот принцип позволяет усилить комплексность целеполагания, сформировать целостный национальный образ мира своего народа, содействовать воспитанию патриотизма, развитию ощущения «духовной оседлости», нравственной самодисциплины и социальности.

Принцип дополнительности определяет значимость и роль художественно творческой деятельности школьников, ее функции в целостном развитии личности.

Объективная реальность, которую представляет культура, осваивается через поток двух принципиально разных, взаимоисключающих типов информации, которая воспринимается человеком на разных уровнях: рациональном и чувственном. К первому типу информации, относится информация, которая принимается, осваивается, храниться и транслируется на абстрактно-логическом языке понятий. Это так называемый язык науки, которым описываются объективные законы бытия, формы его конкретного существования. Эта информация усваивается и обрабатывается на рациональном уровне, т. е. на уровне сознания.

Второй тип информации транслируется через образно-модельный язык художественно-идеологической культуры. Ее содержание касается ценностных смыслов культурных реалий, субъективности отношений к окружающему миру. Усвоение информации в отличие от первого типа происходит на чувственном уровне, базой для которого является психика человека.

Два типа информации позволяют представить человеку целостную картину мира и формы его существования. Соответственно, два языка культуры являются способом формирования личности, фактором ее культурного развития. Отсутствие для человека одного из этих типов информации нарушает целостность его восприятия и познания мира, а, следовательно, и целостность развития самого человека как личности.

Для достижения устойчивой гармонии рационального и эмоционального уровней восприятия информации необходимо одновременное или дополнительное включение в работу логического и образного типов мышления, взаимодополняющая деятельность обоих полушарий головного мозга.

Выстроенный по принципу дополнительности образовательный процесс обеспечивает переход информации из сознания в подсознания и наоборот. Это способствует ее активному осознанию и присвоению. Механизм взаимодействия научного поиска и творческого воображения в структуре самого мышления, обогащает познание личности, приводит к озарению и генерации идей.

3.3.6. Принцип целостности предполагает триединство развития ребенка: эстетическое – художественное - творческое, которое соответствует способам освоения мира через искусство и художественно-творческую деятельность. Эта триада находится во взаимосвязи с триадой прошлое – настоящее – будущее, которая также целостно охватывает бытие мира и человека в нем. Принципа целостности требует:

поэтапности формирования взгляда на мир и человеческий опыт с учетом последовательного развития образного и логического мышления, навыков решения проблем, необходимых для приобретения нового опыта, успеха в жизни и работе;

организации процесса формирования личности, предполагающей: воспитание духовности, развитие эстетического отношения к реальному миру, художественных и творческих способностей, языковой культуры, умения входить в художественную культуру и жить в ней;

акцентации на глобальном и универсальном, понимании их взаимосвязи с местным и частным, осознании роли общего, частного и особенного;

установления взаимосвязи между средствами достижения конечного результата и желаемым конечным результатом.

организации целостного процесса осмысленного освоения основополагающих знаний об искусстве, его природе и ценностях передаваемых им.

3.3.7. Принцип интеграции. характеризуется:

- рассматриванием художественных и жизненных явлений с различных точек зрения на примере различных видов искусства;

- взглядом на другие искусства с точки зрения одного из искусств;

- умением применять знания из различных областей в решении конкретной художественно-творческой и культуротворческой задачах;

- особым способом работы с детьми, предполагающим взаимосвязь воспитания эстетических эмоций, нравственно-культурной мотивации, развития художественно-творческого мышления и художественной практики школьника;

- методикой управления художественно-образовательными и художественно-педагогическими процессами, основанной на законах развития культуры, искусства и человека в их органической взаимосвязи и взаимообусловленности;

- синхронизацией генеральной цели и перспективных задач учебных предметов образовательной области «Искусство»;

- осуществлением взаимосвязи видов искусства, художественно-творческой деятельности, обоснованных логикой их природы и целями образования.

Интеграция понимается как обобщенная глубинная сущность ряда явлений и как новое их качество, которое в отдельных явлениях не содержится и, прежде всего, как методологическая основа, отражающая преломление всеобщих законов культуры, в общих законах искусства и художественно-творческой деятельности. Опора на принцип интеграции создает широкие возможности мобилизации разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов, реализует комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В результате использования принципа интеграции усиливается воздействие искусств на человека. При этом происходит инициация процессов воображения и фантазии, активизируются образные и творческие потенции школьника. Человек выходит на уровень художественных ассоциаций, обобщений и предпочтений. Эти факторы способствуют логическому переходу школьника на иной уровень деятельности – творческий.

Принцип полихудожественного развития. Этот принцип исходит из полихудожественности интересов ребенка его стремления к поэтапному контакту с различными видами и жанрами искусства, художественными техниками и технологиями. Предпочтение, которое отдает ребенок тому или иному искусству, материалам, технологиям, жанрам и сюжетам, определяется законами его сенситивных периодов развития. Все это определяет место и время конкретного искусства в жизнедеятельности ребенка. Художественное образование школьника, построенное с опорой на принцип полихудожественного развития, позволит ему от одного возрастного этапа к другому находиться в единстве с многообразием художественно-творческой деятельности, видов и жанров искусства.

Принцип креативности, который предполагает не только развитие художественно-творческих способностей учащегося, но и его готовность, открытость и высокую мотивацию создавать новый продукт, самостоятельно решать художественные и творческие задачи. Результатом использования принципа креативности является умение школьника находить выход из неординарных ситуаций, совершать самостоятельный выбор, принимать решения и быть ответственным за них.

Принципы музыкального образования

Принцип ценностной ориентации. Лежит в основе всей реформы школы и личностно ориентированного музыкального образования. Ценностные ориентации являются главным показателем уровня развития духовности человека, способа его приобщения к ценностям культуры через формирование внутреннего субъективного мира [19]. Чтобы приобщить школьников к духовным ценностям, сокрытым в музыке, необходимо, чтобы она стала ценной для личности, обрела смысл и значимость.

Вне ценностной ориентации изучение музыки теряет личностный смысл. Замкнувшись в сфере специальных знаний, умений и навыков, музыка становится препарированным объектом изучения и теряет силу художественного воздействия на личность. В силу этого для современной музыкальной педагогики равно значимы: выход за пределы музыки в область нравственно-эстетических взаимоотношений с миром и вовлечение детей в разнообразную образотворческую интонационную деятельность.

Воспитание ценностных отношений учащихся к музыке должно стать одной из основных стратегий ее преподавания. Исследования подтверждают, что ценностное отношение к музыке формируется в следующей динамике, связанной с возрастными особенностями учащихся и смысловыми акцентами создаваемого учителем учебного процесса:

● изначально музыка привлекает ребенка как игра, удовольствие;

● постепенно раскрывается привлекательная сторона сопереживания различных чувств, настроений, состояний;

● музыка осознается как познание (открытие) мира, человека (в том числе себя), народа, эпохи;

● музыка переживается как красота, гармония смысла и выразительных средств его воплощения;

● музыка осознается как любовь (любимые композиторы, произведения, способы музицирования, открывающиеся духовные ценности, «вечные темы» искусства);

● музыка привлекает как способ художественного мышления, реализации художественной идеи (интерпретация, импровизация, участие в художественном диалоге, обнаружение собственной нравственно-эстетической позиции).

Принцип интереса. Близок принципу ценностной ориентации музыкального образования, поскольку подразумевает развитие мотивационной стороны музыкальной деятельности учащихся. Только в состоянии интереса занятия музыкой имеют личностный смысл и вызывают положительный эмоциональный отклик. Интерес — ведущий мотив и стимул любой творческой деятельности. Творчество вне свободы, по принуждению невозможно.

Особенно ценен в обучении музыкально-познавательный интерес (в отличие от развлекательных потребительских интересов). Поэтому любая авторская методика преподавания музыки должна обеспечивать комплексное стимулирование музыкально-познавательного интереса учащихся в содержании предмета, деятельности и отношениях, складывающихся в процессе художественно-педагогического общения.

Принцип художественности. Главный принцип искусства. Он раскрывается в специфике урока музыки и музыкального образования в целом в:

— образной форме подачи музыкального материала (предъявления содержания образования);

— первичности эмоционального впечатления при изучении музыки;

— переживании красоты музыки и произведений других видов искусства;

— мастерстве учителя как режиссера урока, актера и музыканта-исполнителя; в стремлении к мастерству и красоте в художественных опытах детей;

— творческом характере музыкально-познавательной деятельности, направленной к обретению духовных ценностей.

В преподавании музыки исключен информационный подход, понимаемый как передача учащимся музыкальных знаний, умений и навыков. Введение в музыку должно быть организовано как живая образотворческая деятельность учащихся и учителей.

Постижение интонационного языка музыки возможно лишь в процессе соинтонирования, интерпретации или порождения музыкального образа. Причем знание теории, техники искусства (понятийного, музыковедческого аппарата) вторично по отношению к восприятию его субъективной выразительности.

Принцип креативности (творческой активности учителя и учащихся). Вытекает из принципа художественности. «Основой воспитания созерцателя и судьи искусства является воспитание эстетического творца»,— писала Н. Я. Брюсова [10, с. 8]. Аналогичную точку зрения находим в педагогических трудах Б. В. Асафьева: «Только тогда, когда… человек ощутит изнутри материал, которым оперирует музыка, явнее почувствует он течение музыки вовне… Нельзя воспринять всем существом, а не рассудком только творческих достижений, если хоть на миг, на малый момент жизни не почувствовать себя творцом или соучастником — носителем чьих-либо творческих замыслов, то есть исполнителем» [4, с. 150].

Преподавание музыки может осуществляться лишь по законам художественной деятельности, в образах и формах самого искусства. Учитель-режиссер творит урок-действо с помощью метода эмоционально-смысловой драматургии и вовлекает в художественную игру детей, ибо только с позиций творцов музыки возможно овладеть ее интонационно-образным языком. Не случайно в основу своей педагогической концепции Д. Б. Кабалевский положил игровые позиции ребенка: композитора — исполнителя — слушателя. Создавая звуковые образы посредством звукоподражания, занимаясь элементарной импровизацией, учащиеся овладевают разнообразной палитрой музыкальных и шумовых звуков, приемами игры на элементарных музыкальных инструментах, выразительными возможностями собственного голоса и движений. В основе творческой интерпретации музыки лежит закон вариативной множественности художественного содержания (С. Х. Раппопорт, Н. П. Корыхалова). Каждый учащийся побуждается к созданию своего варианта художественного образа.

Искусство всегда личностно. Поэтому преподавание музыки требует учительской личности, учителя-музыканта, учителя-творца, способного авторски интерпретировать любую программу. В то же время содержание учебных программ по музыке должно быть во многом вариативным, предусматривать создание условий для учительского и детского творчества.

Принцип системного развивающего обучения. Музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть. Важно дать каждому ребенку возможность «говорить» на языке музыки. А для этого требуется система развивающего музыкального обучения. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, выраженному в музыке народов мира, происходит в образотворческой деятельности, в процессе порождения личностью индивидуальных вариантов музыкальных образов посредством интонационно-художественного общения с музыкальными произведениями (их внутренним интонационно-персонажным миром, а также автором, эпохой, исполнителями). Условием такого общения является полноценное развитие музыкального мышления личности, ее выразительного интонационного слуха и художественного восприятия, а средством общения — практическое владение интонационной музыкальной речью.

Вхождение ребенка в музыку — это постепенное раскрытие его духовности, воспитание чувств, приобщение к разнообразным способам соинтонирования, накопление «интонационного словаря» (Б. В. Асафьев), взращивание ценностных отношений к музыке и жизни, раскрытие творческого потенциала личности. Оно не сводимо к усвоению музыкальных знаний, умений и навыков, хотя предполагает их приобретение[1].

В основе любого процесса музыкального образования должна лежать осознаваемая и регулируемая учителем система развития музыкальных способностей учащихся. Это необходимо для правильной организации обучения, которое должно опережать развитие, вести его за собой (Л. С. Выготский). Успешность обучения зависит и от того, в какой мере оно опирается на достигнутый уровень общего и специально музыкального развития учащихся.

Музыкальные способности определяются природой музыкального искусства и поэтому имеют слухопластическую, интонационно-выразительную основу. Они тесно связаны с другими сенсорными и общими интеллектуальными способностями человека. Богатство этих взаимосвязей и создает высокий уровень музыкальной одаренности личности. Задатки к музыкальной деятельности, более или менее выраженные, есть у всех детей. Музыкальные способности — общечеловеческие, а не элитарные свойства психики, поскольку музыка возникла как специфическое средство общения людей. Установлено, что развитие их протекает тем успешнее, чем раньше ребенок включается в целенаправленный процесс музыкального обучения. Причем не любая музыкальная деятельность стимулирует развитие способностей, но лишь та, которая:

а) интересна ребенку, б) активна («Я»-включенность), в) построена как последовательность посильных, успешно преодолеваемых трудностей.

Музыкальный слух (звуковысотный, ладовый, ритмический, тембровый и динамический) и память обеспечивают репродуктивный уровень музыкальной деятельности: различение и воспроизведение элементов музыкальной речи. Музыкальное мышление опирается на деятельность слуха, интегрирует ее в творческом направлении и обусловливает продуктивный уровень музыкального познания.

Музыкальные способности нельзя развивать тренажными методами изолированно одну от другой, ибо в любой музыкальной деятельности они всегда «работают» в комплексе живого (интонационно активного) восприятия музыки. Задачи развития комплекса способностей должны быть заложены в учебный процесс одновременно, но подчиняться при этом определенной методической логике их решения.

Опираясь на принцип креативности, целесообразно выделить в качестве интегрирующего стержня развивающего обучение музыкальное мышление в динамике становления его уровней: протоинтонационного, музыкально-речевого, композиционного и концептуального (Н. Н. Гришанович). Развивающая основа музыкального образования реализуется двумя основными взаимопроникающими стратегиями:

— полиинтонирование, как движение от интонации слова, жеста, цвета, звука (т. е. общего социально-духовного опыта ребенка) к образной выразительности музыки;

— моделирование основных элементов образотворческого процесса.

Важно научить ребенка слышать мир как возможность музыки и слышать музыку как раскрывающийся в звучании мир. Современная же массовая школьная практика и даже некоторые варианты учебных программ построены вопреки естественному пути приобщения к музыке как к искусству общения на языке выразительной интонации. Теоретические знания, формально-технологические представления внедряются в обучение извне и даются в готовом виде и отвлеченной форме, а не добываются в совместном с учениками осмысленном поиске художественных решений.

Однако теоретические знания — это прежде всего инструментарий (наряду с художественным опытом ребенка) музыкального мышления, которое есть слухо-интонационный процесс одухотворенного поиска художественной истины (смысла).

Таким образом, общее музыкальное образование должно представлять собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учащихся в процессе практического освоения интонационного языка музыки как средства духовного общения.

Наши рекомендации